Пока "Мага" не клюнет, мэр не перекрестится
Предвыборная атмосфера в Москве накалилась из-за скандала на Матвеевском рынке, и хотя ситуация сама по себе указывает на провалы в миграционной политике, Сергей Собянин, судя по всему, уже решил воспользоваться моментом. Власти санкционировали массовые проверки всех рынков, и всего за сутки стражи порядка задержали около 500 человек, и эта цифра только растет, следователи завели более 250 дел в отношении нелегальных мигрантов. Остается непонятным, что было бы со всеми этими нарушителями, если бы не разъяренный дагестанец, "клюнувший" кулаком в голову оперативника? Всплыл и другой вопрос: почему полиция боится применять силу против нарушителей? И надо ли в данном случае их различать по пресловутому "национальному признаку"?
Представители столичной полиции сообщили, что оперативника ждет награда за страдания, а вот его коллег, скорее всего, уволят. Полетели головы и среди начальства: своей должности лишился начальник ОМВД по району Очаково-Матвеевское Алексей Максимов, остальных должностных лиц УВД по Западному административному округу столицы ожидают строжайшие меры дисциплинарного воздействия. А Собянин тем временем решил навестить больного оперативника, которого после нападения отвезли в реанимацию и зафиксировали осколочный перелом черепа, передает корреспондент Накануне.RU.
Надо сказать, что врио мэра очень эффектно смотрится на фотографиях в "непринужденной" позе возле постели тяжело раненого стража порядка. Полный сочувствия и праведного негодования, Собянин обещал закрыть злополучный рынок. Образно говоря, находясь у больничной койки, мэр перетянул одеяло на себя. Не прошло и суток, как стало известно, что Матвеевский рынок будет снесен. При этом чиновники уточнили, что решение никак не связано с недавним инцидентом.
Трагедия произошла в субботу, на рынке появились оперативники, судя по видеозаписи, доступной всем любопытным в Интернете, многие опера были в штатском, хотя и люди в форме присутствовали. То есть, основное "прикрытие" своего агрессивного поведения дагестанец Магомед Расулов тут же теряет, напомним, он заявил, что, не разобравшись, принял сотрудников уголовного розыска за хулиганов. "Хулиганы" приехали за его младшим родственником – Магомедом Магомедовым, двоюродным братом жены Расулова. 25-летнего Магомеда Магомедова подозревают в изнасиловании несовершеннолетней. Естественно он вины за собой не видит. Сам он о задержании ничего не помнит, наверное, и остальные родственники из большой и дружной семьи Магомеда тоже ничего бы не помнили, если бы не та самая видеозапись, которую посмотрели уже чуть ли не все жители страны.
На кадрах непрофессиональной хроники хорошо видно, как Расулова пытаются вразумить, оттесняют, когда его ноги будто в танце начинают трястись от ярости, и он пытается объяснить "ребятам", что они не того арестовали – это его родственник, а значит его нужно отпустить. Это просто правило жизни в диаспоре – брат за брата, сейчас оперативники все поймут, наконец, и извинятся за недоразумение, ведь они, видимо, по случайности арестовали родственника самого Магомедова с Матвеевского рынка. Но стражи порядка почему-то доводов дагестанца не понимают, и пытаются и "Магу" усадить в полицейскую машину.
Конечно, никто не ожидал такой не то что наглости, а глупости со стороны дагестанца – как принято говорить в официальных сообщениях – нанести удар в голову полицейскому при исполнении. Опять же – шерше ля фам – обезумевшая от своей какой-то безнаказанности женщина, сестра возможного насильника, без явной причины выбрала одного оперативника и начала бить его кулаками по лицу, лицо это, кстати, тут же начало выражать не то чтобы страх, а скорее изумление. Доблестный полицейский Антон Кудряшов повел себя как настоящий джентльмен, позже он признался СМИ, что бить женщину не стал бы ни за что. Ну, кто же говорит бить? Мог бы скрутить ее, заломить по оперовской привычке руку. Действия оперативников при задержании подозреваемого комментирует в беседе с Накануне.RU вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Алексей Филатов: "Меня раздражает, когда сотрудники полиции приходят на задержание каких-то убогих клерков в офис – кладут подозреваемых лицом вниз, ведут себя излишне агрессивно, показывают свою силу, устраивают театральное просто действо. Я сам много раз участвовал в задержаниях, и понимаю, что такой агрессивности быть не должно, она просто не нужна. Я всегда был противником ассиметричных мер. И в данной ситуации на полицейского напала сначала женщина, а поведение оперативника – он неумело пытался закрыться руками, и потом он сказал в интервью, что не понимает, как можно применять силу против женщины. Но какая разница? Женщина - не женщина, есть женщины, которые хорошо ориентируются в силовых единоборствах, есть женщины-снайперы, женщины-киллеры, поэтому полицейскому так рассуждать - непрофессионально. Тем более, при исполнении служебных обязанностей на него нападают – будь хоть женщина, хоть ребенок, у нас по Кавказскому региону во время военных событий некоторые террористические акты совершали именно дети, поэтому нужно четко реагировать на те проявления, которые есть, не разделяя людей на женщин, мужчин или детей. Непонятно и поведение его коллег – когда вы видите, что ваш товарищ получил очень серьезную травму, так реагировать странно, тем более что оперативников было много".
Филатов уверен, что когда местом действия становится рынок, где есть своя диаспора, меры полиции должны быть жестче.
"Об этой безнаказанности сотрудники полиции знают, - продолжает Алексей Филатов, - и они должны понимать, что при взятии преступника нужно блокировать это место. Сотрудники ОМОНа могут быть и в штатском, чтобы себя маскировать. Я уверен, что у оперативников было оружие, но они даже не подумали им воспользоваться, я уверен - достаточно было одного выстрела в воздух, чтобы вся кавказская диаспора успокоилась и выполняла их требования, но даже до этого не дошло".
Действительно, выстрелов или даже предупреждений о применении оружия не было, и Расулов, увидев, как его жена усердно избивает парня, молниеносно сделал вывод – драка, бьют женщину, а тут уже горячая кровь и абсолютное отсутствие уважения к полиции, отсутствие доверия сыграло свою роль – дагестанец бежит и наносит сокрушительный удар. Как считает наш эксперт, "драки" могло и не случиться, если бы было хоть какое-то уважение к полицейским, если бы они вызывали, кроме досады, еще и страх.
По словам экспертов, в данном случае играет роль и другой фактор - полиция боится применять оружие во избежание последствий.
"В определенных случаях есть установка – не идти на обострение, я не утверждаю, что здесь было именно так, но не исключаю этого. Не будем забывать, что будет, если полиция применит жесткие меры, а потом объявят, что силовики расправлялись с национальными меньшинствами. Да еще и с женщинами!" – комментирует ситуацию наш эксперт политолог Сергей Черняховский.
"По закону разницы не должно быть, по закону должен быть равен что олигарх, что бомж. Все должны быть подвергнуты одинаковым мерам при задержании", – рассказал Накануне.RU лидер "Другой России" Эдуард Лимонов.
Ситуация, так или иначе, говорит о слабости и нерешительности власти. Что на рынках, что на улице. Вот уже и осужденный в суде первой инстанции "лидер оппозиции" Навальный - зарегистрированный кандидат на выборах. А Сергей Удальцов призывает кандидатов выборы бойкотировать, а в случае чего главные события "развернуть" 9 сентября.
Действительно ли полицейские, явившиеся на рынок к дагестанцам, совершенно не рассчитывали на такую развязку, более того она для них была чем-то из области фантастики? Или этот, возможно, "будничный" эпизод из жизни полиции нам был показан намеренно? Так или иначе, кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин уже пытается перехватить мигрантскую повестку, и, видимо, использует ее себе же на пользу.