03 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBrRkq
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/plumbers/sink/, выбирай!
Ремонт входных дверей на http://remont.youdo.com/doors/repair/entrance-doors/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

Рахмон оставит 201-ю военную базу - в преддверии выборов и "великого исхода НАТО из Афганистана"

Вопрос о продлении срока пребывания 201-й военной базы на территории Таджикистана решится уже этой осенью. Скорейшее разрешение деликатного спора глава Таджикистана Эмомали Рахмон пообещал на днях во время официальной встречи с Владимиром Путиным. Путин, в свою очередь, пообещал выделить $200 млн на модернизацию таджикских вооруженных сил. Этот вопрос особенно актуален в свете того, что на следующий год намечен начальный этап вывода войск НАТО из соседнего Афганистана. С другой стороны, можно услышать мнение о том, что все обещания, которые дал Рахмон, связаны с выборами президента, которые состоятся до конца года, и в этот период бессменный таджикский лидер намерен заручиться поддержкой Москвы.

Владимир Путин подчеркнул, что Россия занимает пятую часть во всем внешнем товарообороте Таджикистана, а вложения российских компаний в инвестиции превышают $1 млрд. Более 60 регионов России поддерживают экономические отношения с Таджикистаном, в которые включены более 100 предприятий малого и среднего бизнеса. Его таджикский коллега больше акцентировал внимание на вопросе сотрудничества в военной сфере и трудовой миграции, а также о совместных проектах в области энергетики. В частности, речь шла о геологоразведке углеводородов, которую осуществляет "Газпром" и о строительстве ряда ГЭС.

Владимир Путин, Эмомали Рахмон|Фото: kremlin.ru

Тем не менее, для России самым значимым результатом встречи, вероятно, стало обещание Эмомали Рахмона ратифицировать в максимально короткие сроки соглашение по 201-й базе. Вопрос этот был жестко поставлен в прошлом году, когда таджикские власти затребовали $250 млн ежегодно за право пребывания военной базы на территории страны. Отметим, на данный момент это наиболее крупный военный объект РФ, расположенный вне территории страны.

Российские военные объекты в Таджикистане|Фото: Накануне.RU

Российские военные объекты в Таджикистане (кликните для увеличения) 

Решение вопроса о размещении военной базы позволит убрать военное сотрудничество с первого места в отношениях между Россией и Таджикистаном. В этом случае, можно будет сделать ставку на крупномасштабном стратегическом экономическом сотрудничестве, которое будет стимулировать реиндустриализацию в обоих государствах. В противном случае, мы окончательно отдадим доминирование в регионе в руки США. Об этом рассказал Накануне.RU председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Вопрос: Насколько важны те договоренности, которые озвучили Путин и Рахмон?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RUЮрий Крупнов: Эти решения важны не столько сами по себе, поскольку все они, по сути, были приняты еще в октябре прошлого года во время визита Путина в Душанбе. Важно то, что они подтверждены и то, что максимально снят, как проблемный, вопрос о 201-й дивизии. К сожалению, силы как с российской стороны, так и с таджикской, которые не заинтересованы в присутствии России в Центральной Азии, используют все задержки с ратификацией договора о 201-й базе для подрыва нашего сотрудничества. Поэтому, чем быстрее решится этот вопрос, тем лучше. А как было заявлено в ходе встречи, сразу после выхода парламента из отпуска, до президентских выборов, которые состоятся в конце ноября, вопрос должен решиться. Это все снимает излишний акцент на военную составляющую нашего сотрудничества, поскольку приоритет на сегодня составляет экономическая составляющая.

В этом плане, все не так хорошо, как хотелось бы. Во-первых, есть снижение товарооборота, на который указали оба президента. А главное – отсутствует полномасштабный набор стратегических инвестиционных проектов, которые могли бы в интересах России и Таджикистана проводить серьезную индустриализацию Таджикистана. Соответственно, такие проекты могли бы перевести сотрудничество с уровня каких-то частных сделок на уровень полномасштабного, долгосрочного экономического сотрудничества, которое бы могло стимулировать и новую индустриализацию в России. Вот этот момент ключевой, и я очень надеюсь, что после окончательного решения вопроса о 201-й базе доминировать в наших отношениях станет экономическая составляющая.

Вопрос: Есть ли политический контекст этого визита, который многие связывают с желанием Рахмона заручиться поддержкой Москвы на президентских выборах?

Юрий Крупнов: Безусловно, такой контекст есть, но нужно правильно его понимать. Сегодня Таджикистан находится в теснейшем взаимодействии не только с Россией – наши торговые отношения постепенно сдвигаются на вторые, третьи, четвертые места. На первое место в экономическом отношении выходит Китай. Наращивают усилия самые разные государства, не только соседние, как, например, Иран, но и более отдаленные государства, поскольку есть свои интересы, скажем, у Японии. Таджикистан сегодня находится в самой сердцевине геополитических, геоэкономических процессов, и в этом плане необходимо не критиковать Рахмона, а наоборот, подчеркнуть, что несмотря на гигантское противодействие и мощный шантаж со стороны ряда государств, нынешний президент сохраняет абсолютно однозначный настрой на приоритет партнерства с Россией. Это самое ценное, и только те, кто действует либо в антироссийских интересах среди российских элит, либо те, кто неграмотен и не понимает реальной ситуации в Центральной Азии, могут начинать "умничать" и выступать с какой-то критикой. России необходимо в разы увеличить свое присутствие в Центральной Азии, прежде всего, экономическое – только тогда можно будет что-то адекватно обсуждать.

Вопрос: Некоторые эксперты говорят, что популярность Рахмона в Таджикистане стремительно падает, и не исключено, что он не удержит позиций на выборах. Что это будет означать для России?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Юрий Крупнов: Ситуация фактически преступного бездействия российских элит, которые проваливают экономическое сотрудничество с Центральной Азией и, в данном случае, с Таджикистаном, способна ослабить любое государство Центральной Азии. В противовес этому выстраиваются не только подпольные исламистские, экстремистские и иные сети, но и деятельность спецслужб практически всех государств НАТО, и не только НАТО. Пороховая бочка во всей Центральной Азии давно уже заложена. Сегодня только временные интересы США и НАТО на стабилизацию ситуации в этом регионе создают видимость спокойствия. Это связано с необходимостью наращивания своего транспортно-логистического присутствия в Узбекистане, Казахстане, России под предлогом вывода войск из Афганистана. Проблема стабильности в Таджикистане – это не вопрос стабильности режима Рахмона, а это вопрос провала центральноазиатской политики российскими элитами, с одной стороны, а с другой стороны, вопрос тех интересов, которые на каждый текущий момент есть у США и НАТО. Когда будут выстроены транспортно-логистические пути, так называемая северная дистрибутивная сеть, США смогут в течение часа "запалить" пожар в любом государстве Центральной Азии. И все эти рассуждения о "нестабильности" и "крахе Рахмона" со стороны российских "экспертов" и политиков неграмотны, а часто безумны, поскольку это мы ослабляем государства Центральной Азии, это мы своим бездействием стимулируем дестабилизационный процесс, который потом придется тушить кровью.

Вопрос: Стоит ли ждать "экспорта нестабильности" в наш приграничный регион со стороны талибов после начала вывода войск НАТО из Афганистана?

Юрий Крупнов: Экспорт нестабильности, безусловно, будет нарастать, но связан он не с талибами и подобного рода фантазиями. Он будет связан с тем, что у США, после того как они создадут транспортно-логистическую систему, дающую новые военные возможности в регионе, прежде всего, против России, появится реальная возможность дестабилизировать ситуацию в любой удобный им момент. Поэтому, экспорт нестабильности идет не от ситуации внутри Афганистана, а от ключевых геополитических игроков.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС