Времена меняются: власти задумались о наведении порядка в "кавказской отмывочной"
Руководители регионов Северокавказского федерального округа получили изрядную порцию критики от федеральных чиновников. После достаточно дипломатичных предложений руководителей страны оставить в покое вопросы финансирования республик Северного Кавказа, которые можно было услышать все последние годы, последовала неожиданная "взбучка". Министр финансов Антон Силуанов заявил, что в республиках штат чиновников в разы превышает аналогичные показатели в остальных субъектах страны, а обеспеченность чиновников автомобилями в Чечне превышает среднероссийские стандарты в четыре раза. При этом, Силуанов "посоветовал" наладить работу с администрированием налогов, за счет чего можно решить многие проблемы республик. Поднял он также вопрос о чрезмерном количестве различных налоговых льгот, которые существуют в округе.
Что касается самого заявления Антона Силуанова, с ним можно согласиться. Это тот редкий случай, когда Силуанов, являющийся идейным учеником и соратником Алексея Кудрина, высказал действительно здравую инициативу. Ситуация в Северном Кавказе с распоряжением бюджетными ресурсами аховая, это признает большинство экономистов. Уровень собираемости налогов в республиках Северного Кавказа – в Дагестане, в Чечне, в Ингушетии, в Осетии - находится на критически низком уровне. Если в среднем по России этот показатель не превышает официально отметку в 73-74%, то по республикам Северного Кавказа этот показатель не дотягивает даже до 50-55%. Для сравнения, средний показатель в странах ЕС – примерно 80-85%, в США – 85-87%, а в странах "рыночного социализма" – в Швеции, Норвегии, Финляндии – уровень собираемости налогов может достигать 93-95%. Другими словами, от 40 до 50% всех налоговых поступлений, которые должны были быть отчислены в региональный и федеральный бюджеты из республик Северного Кавказа, туда не доходят, находятся в тени, их не получает ни регион, ни федеральный центр. Они лежат в карманах местных бизнесменов и высокопоставленных региональных чиновников.
В целом, ситуация с непрозрачностью бюджета остается одной из основных проблем республик Северного Кавказа. В частности, если в среднем по России показатель "теневого" сектора экономики, который в узком определении подразумевает уклонение от уплаты налогов, достигает 15-17% ВВП (а по экспертным оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда в расширенном определении достигает 45-50%), то в республиках Северного Кавказа "теневой" сектор официально превышает в два раза среднероссийский и достигает 25-30%. Другими словами, до трети всей экономической активности находится в "серой" зоне, с нее не уплачиваются налоги. Этот сектор существует автономно, сам по себе, он, фактически, неподотчетен ни федеральным, ни региональным властям, и является настоящей "черной дырой", в которой мало кто понимает, что происходит.
В то же время, надо понимать, что если в официальном "теневом" секторе экономики республик Северного Кавказа находится 30% ВРП, то под этим понимается та часть экономической деятельности, которая является полулегальной, которая легально существует, но с нее не уплачиваются налоги, нет выплат в Пенсионный фонд, в Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования. По разным экспертным оценкам, в неуплате налогов принимает участие до 70% всех хозяйствующих субъектов республик. Если же взять расширенное определение "теневой" экономики, подразумевая под ним также откровенно незаконные виды экономической деятельности – торговлю оружием, торговлю наркотиками, торговлю людьми, сутенерство и т.д., то в этом случае показатель "теневой" экономики будет достигать 70-75%.
Эту проблему, действительно, нужно решать, нужно выводить из тени максимальную часть экономической активности в регионе, да и в целом по стране, необходимо повышать размер налогооблагаемой базы, необходимо четкое и жесткое администрирование налогообложения, необходимо сокращать разного рода налоговые льготы и преференции, которыми до сих пор "кишат" те же республики Северного Кавказа. Здесь можно с Силуановым согласиться в том, что настало время навести порядок в республиках, прекратить порочную политику задабривания и вскармливания местных элит в обмен на их политическую лояльность.
В начале 2000-х годов нынешними властями был взят курс на крайне сомнительную, если не самоубийственную политику, когда вместо наведения порядка в республиках, федеральный центр предпочитал договариваться с местными элитами, предпочитал задабривать их разнообразными подачками – межбюджетными трансфертами, субсидированием их хронически дефицитных бюджетов, задабриванием местных высокопоставленных чиновников и кланов нефтедолларами. Эта политика подходит к концу.
Денег в российском бюджете на эти цели практически не остается. У нас по итогам первого полугодия получен профицит бюджета исключительно благодаря разрыву в уровнях исполнения расходной и доходной части бюджетной росписи. Расходная ведомость отстает от доходной ведомости практически на 4% от всего размера федерального бюджета. И благодаря хроническому недофинансированию российской экономики, ЖКХ, инфраструктуры, социальной сферы, науки, образования, научно-технических разработок формируется бюджетный излишек. В законе о федеральном бюджете на текущий год при цене на нефть в $103,4 был заложен экономический рост 3,5%. По факту мы имеем рост на 1,4% по итогам первого полугодия, при ценах на нефть выше, чем прогнозировалось в бюджете – $106,5-107 за баррель. Мы видим, что бюджет рассыпается на глазах, денег практически ни на что не хватает. И очевидно, ведомство Силуанова судорожно пытается хоть как-то сократить размер потенциального бюджетного дефицита. Отсюда мы и видим робкие, неструктурированные системные попытки хоть как-то обуздать аппетиты региональных элит, прежде всего, на Северном Кавказе, и попытаться оздоровить финансовую систему.
Экономисты поднимали вопрос про критически низкий уровень собираемости налогов в республиках Северного Кавказа, про необходимость проведения комплексного повсеместного тотального аудита силами Счетной палаты, контрольно-ревизионного управления Администрации президента, контрольно-ревизионного управления Министерства финансов и других регулирующих и контролирующих органов, вкупе с усилиями МВД и ФСБ еще в начале 2000-х годов. Однако, тогда наши федеральные власти, чтобы не наступить на карман местным кланам, чтобы получить хоть какую-то поддержку и не допустить обострения ситуации на Северном Кавказе, решили пойти легким путем и закрывали глаза на откровенное воровство, на нецелевое использование бюджетных ресурсов и заваливали регион нефтедолларами. При этом, даже сегодня на Северном Кавказе средняя норма безработицы достигает 20-25%. В Ингушетии этот показатель достигает 30-35%, в Дагестане около 15% от численности экономически активного населения. Ситуация крайне тяжелая.
Средний уровень зарплаты в республиках Северного Кавказа примерно вдвое ниже, чем в среднем по России. Если в среднем по России разрыв в уровне доходов между 10% самых бедных и 10% самых богатых достигает 13-16 раз, то этот "коэффициент бедности" в республиках Северного Кавказа достигает 30-35 раз.
В регионе – колоссальная имущественная пропасть, бедные и богатые живут в двух параллельных мирах. Богатые местные чиновники и олигархические кланы ездят на "Бентли" и "Роллс-ройсах", живут в фешенебельных замках, дворцах, ездят в кортежах по 15-20 автомобилей, и даже столичные чиновники могут им в этом позавидовать.
Федеральный центр должен задуматься, что происходит на Северном Кавказе. Необходимо качественно изменить сам подход к политике и взаимоотношениям с местными элитами, если этих людей можно так назвать, ведь многие из них – вчерашние бандиты, которые в первую чеченскую воевали против федеральных войск. Необходимо проводить ревизию того, каким образом используются ресурсы, направляемые из федерального центра, необходимо начать оздоровление местных элит. В регионах, в том числе и Северного Кавказа, есть молодые, талантливые, амбициозные, образованные люди, которые даже в условиях существующей разрухи пытаются заниматься созидательной экономической деятельностью. И задача федерального центра в том, чтобы максимально активизировать экономическую активность, не связанную с осваиванием бюджетных ресурсов.
Необходимо привлекать туда инвестиции, деньги российских предпринимателей, возможно, представителей среднего бизнеса, а может быть, и олигархического крупного капитала. Но для этого необходимо создавать более понятную систему взаимоотношений, построенную на принципах законности, правопорядка и уважения законов РФ, а не клановых, тейповых, местечковых обычаев. В этом плане Силуанов прав – необходимо повышать прозрачность экономики всего региона.
С другой стороны, для Северного Кавказа характерна ситуация, когда практически вся банковская система превратилась, насколько можно судить по заявлениям руководства ЦБ РФ, в одну большую "отмывочную станцию". По большому счету, львиная доля изготовления фальшивых денег, легализации криминальных доходов происходит в этом регионе. Необходимо каленым железом выжигать эти банки, закрывать их, проводить процедуру оздоровления, но мы понимаем, что все упирается в политическую составляющую, в клановые интересы руководителей регионов Северного Кавказа. И в правоохранительных органах понимают, что настало время чистки этих регионов, что необходимо наводить порядок в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии, в Кабардино-Балкарии, но все упирается в то, что невозможно провести мероприятия по оздоровлению банковского сектора этих республик, не наступив на карман очень высокопоставленным чиновникам, бизнес-кланам. Понятно и то, что большинство руководителей этих республик имеют мощную поддержку и обладают огромным лоббистским ресурсом в Кремле, в Правительстве. В этой ситуации правоохранительные органы предпочитают просто закрывать глаза на то, что там творится, предпочитают делать вид, что там ничего не происходит, что не замечают превращения Северного Кавказа в "отмывочную станцию". Все упирается в политическую волю – нужен ли руководству страны порядок на Северном Кавказе. Если будет дана отмашка, правоохранительные органы смогут навести порядок там даже не в течение пары лет, а за несколько месяцев. Мы видим, как это происходит на примере Дагестана, где Абдулатипов начал массовую кадровую чистку, отправил в отставку многих ключевых министров, закрыл ряд банков. Если будет желание, будет поддержка из Москвы, то ситуацию на Северном Кавказе можно довольно быстро оздоровить, многократно сократить масштабы воровства средств из федерального бюджета.