Гимном осеннего съезда "Единой России" будет песня "Я живой"
Партия проведет "поствыборный" съезд 5 октябряСъезд партии "Единая Россия", по предварительным данным, состоится 5 октября, точная дата будет известна в ближайшее время. На съезде будут обсуждать итоги всеобщего дня выборов, и эксперты Фонда развития гражданского общества считают, что в большинстве регионов страны, где 8 сентября пройдут выборы глав регионов, победу одержат кандидаты от "Единой России".
Вместе с тем, "Единая Россия" переживает сейчас не лучшие времена, крен в популярности партии пошел в 2011 – 2012 гг., и теперь "ЕР" пытается исправить ситуацию. Как считает наш эксперт, политтехнолог, бывший глава политического департамента ЦИКа "Единой России" Алексей Чадаев, методы и аргументы партии невозможно устарели. Подводит "единороссов" и маленький рейтинг Дмитрия Медведева, казус – у руля партии власти стоит премьер с 2% поддержкой населения. И путинский ОНФ дышит в спину, уже регистрируется в Минюсте, ну и, конечно, Навальный со знанием дела эксплуатирует лозунг про "жуликов и воров". Сейчас имидж партии заставляет стесняться принадлежности к ней, рассказал в интервью Накануне.RU Алексей Чадаев, тем не менее, кардинальных изменений в партии почему-то не предвидится.
Вопрос: Осенью партия "Единая Россия" проведет очередной съезд, как считаете, что будет главным в повестке дня?
Алексей Чадаев: Будут о победах отчитываться после всех шишек, сыпавшихся на партию, скажут, что вот, смотрите, мы триумфально победили. Ладно, Собянин самовыдвиженец, но Воробьев-то от "Единой России" идет в Подмосковье, и с высокой вероятностью победит в первом туре. Гимном осеннего съезда будет песня "Я живой" Юры-музыканта.
Вопрос: А что будет с руководителем партии, у Дмитрия Медведева рейтинг за последний год упал, а он возглавляет партию власти, как-то странно это?
Алексей Чадаев: Об этом кто только не говорит, я думаю, что в общем хоре мой голос будет незаметен, тихий и робкий, так что я об этом говорить воздержусь. Но, в общем-то да, лидер партии с 2%-м рейтингом, это забавно.
Вопрос: То есть, на осеннем съезде этот вопрос вряд ли будут серьезно рассматривать?
Алексей Чадаев: Нет, конечно. Пока Медведев премьер – это будет ему автоматом одобряться.
Вопрос: Многие понимают, что ОНФ наступает на пятки ЕР, и что ЕР теряет свои позиции во многом благодаря тому, что ее возглавляет непопулярный премьер? Партией власти может стать другая партия?
Алексей Чадаев: Тут даже проблема не в том, что у нас непопулярный премьер, проблема в том, что "Единая Россия" не очень убедительна в информационной войне, а сейчас война ведется жестко. Тут Навальный бегает с криками "жулики и воры", а адекватного ответа на этот вопль не найдено, кроме публикаций и рассказов о черногорской недвижимости Навального, а это что-то вроде "сам дурак". Кому это, по большому счету, интересно?
Партии нужен какой-то идеологический и пропагандистский рефрешмент, нужны люди, которые умеют именно на пропагандистском поле нападать и защищаться, а сейчас в партии таких нет. И в принципе, если в прошлом цикле это было терпимо, а там в чем собственно была пропаганда: строим дороги, ремонтируем клубы, то сейчас мало кого волнуют дороги и клубы в этом смысле, народ хочет больше политического в позиционировании, и за этим запросом партия пока не поспевает. "Единая Россия" сейчас - странный бренд. Раньше он вверх тянул людей, а сейчас вниз тянет. Если раньше надо было гордиться тем, что тебя "Единая Россия" поддерживает, а сейчас оправдываться – извините, правила такие. Вот почему, кстати, сейчас многие кандидаты от партии власти идут самовыдвиженцами.
Вопрос: Вообще прямое участие в выборах — это отличало "Единую Россию" от Народного фронта, чьи кандидаты участвуют в выборах по спискам "единороссов". Это должно измениться?
Алексей Чадаев: У меня вообще есть ощущение, что происходит что-то с самой игрушкой под названием "выборы", и с региональными, и с муниципальными. Сейчас явно все осознали, что если и меняется власть, то это происходит не посредством выборов, а как-то другими способами. Или вследствие аппаратных причин, какой-то борьбы в верхах, но не в ходе свободного, равного, тайного голосования.
Вопрос: Какие перемены ждут "Единую Россию" в руководстве?
Алексей Чадаев: Сейчас приходят разные провинциальные команды. Приходят то какие-нибудь саратовские, то ульяновские, то какие-нибудь еще, и вот, собственно, руководство партии - такой конгломерат провинциальных команд. Они считают, что доросли до федерального уровня и пробуют себя. Пока в этом и будет тренд, все изменения, какие возможны, будут в рамках этого тренда. Либо новые провинциальные команды появятся, либо существующие как-то усилятся.
Вопрос: Какой идеологический рефреш ждет партию?
Алексей Чадаев: Поскольку, там будет анализ выборов в московском регионе и всех новейших изменений в связи с этим, я думаю, что, в принципе, по итогам вырисовывается стратегия на 16-ый год, на следующую думскую кампанию большую, первые тезисы и прикидки можно будет уже услышать. Я могу только своими наблюдениями поделиться, выборы в Москве и Подмосковье очень разные: в Москве доминирует федеральная повестка вроде "измени Россию – начни с Москвы", а в Подмосковье, наоборот, лидирует повестка абсолютно местная: нам дорогу построили – надо голосовать "за", а вот до нас Воробьев не доехал – ну и не пойду за него голосовать. Там в повестке нет обсуждения проблем региона, везде обсуждение проблем муниципалитета, и такая торговля с группами избирателей достаточно локальная – мы делаем это и вот это, а вы нас поддерживаете. Она очень точечная, в целом тут и вопрос выбора будет в промежутке между этими двумя Сциллой и Харибдой. Федералка тоже странно устроена – антигейские законы, цензура, Мизулина, в общем, все темы "бешеного принтера". Плюс темы коррупции, но тема эта уходит из топа, в том числе потому, что начали сажать. Видно, что люди не столько хотели революцию, сколько хотели точечных репрессий, и вот им дали эти репрессии в каком-то количестве – и они более-менее успокоились.
Сейчас везде и всюду наступает такая эпоха, когда проблема инфраструктуры выходит на первый план. Пробки на дорогах – что вы с этим будете делать? Или вот ЖКХ – сейчас есть политика, и я бы даже не сказал, что это чисто российский, это мировой тренд. Скажем, в Болгарии революция началась с новых платежек коммунальных, в Турции чуть не пал режим из-за парка Гиза в Стамбуле. В принципе, можно сказать, что политика стала полисной, в смысле городской, именно тема обустройства общественных пространств и общей коммунальной инфраструктуры жизни становится вопросом №1 для дискуссий. Как ни странно, здесь же рядом находится тема мигрантов, которая все больше уходит из области межнациональных отношений в вопросы экономические и социальные. То есть проблема мигрантов - это проблема тех сфер экономики, где они работают, неважно – стройки, коммуналка, торговля и так далее. Оказывается, что сейчас вопрос стоит для власти даже не в том, кто сколько денег зарабатывает, а в том, как именно устроена система общедоступных государственных благ, то есть сама "социалка", и тема социалки смещается из зоны социальной поддержки малоимущих групп в зону именно обустройства системы социальных благ общего пользования.
Вопрос: Как Вы оцениваете работу руководителя партийных проектов по майским указам президента Путина?
Алексей Чадаев: Мне кажется, это будет больше очередная "вздрючка" Правительства. То есть это будет не осенью, я думаю, это будет весной, когда будет их очередная годовщина. В январе состоится очередное повышение цен на услуги ЖКХ, примерно к весне достигнет ушей всеобщий стон муниципалитетов регионов о том, что у них у всех бюджеты дефицитные и дотационные, они зарезали все инвестпрограммы ради того, чтобы выполнить указы – зарплаты поднять и далее по списку. И будет большой разбор, но я этот разбор ожидаю весной. Зимой Олимпиаду проведут, геев поцелуют в лоб и отпустят восвояси – чтобы они убедились, что их тут никто не обидит, и начнут разбираться со всей нашей коммунальной канителью.
Вопрос: Что будет дальше с ОНФ? Кто победит в такой дружбе-конкуренции между "ЕР" и ОНФ?
Алексей Чадаев: Мне кажется, что Путину эта конкуренция как раз-таки на руку, она ему нравится, и он будет удерживать эту ситуацию максимально долго. Либо решения будут принимать в последний момент, либо после последнего момента, как любит наш вождь. Вот эта конкурентная ситуация во многом и вернула ему позицию арбитра. Да, в 2011 году он был в некомфортной для себя ситуации, был одной из конкурирующих сторон внутри общественного мнения, а сейчас он "над" любыми схватками. Неважно – аппаратными, публичными, какими угодно.
При этом, надо отметить, что сейчас довольно любопытное противоречие между слоем собственников и менеджериатом приобретает политические формы, каждый разными способами ищет себе союзников внизу. Прослойка хозяев просто закупает себе пакет нискообеспеченных слоев, а у менеджера нет столько ресурсов, чтобы этот пакет закупать. И он давит на мораль, перетягивает на свою сторону "угнетенных" словами, мол, смотрите же, вот, кто все у нас украл! Пытается раскачать бурю народного гнева, но гнев не раскачивается по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что у нас население стареет, и количество молодых энергичных людей, готовых пойти на площадь и устроить "майдан", уменьшается. Общество становится консервативней.
Вопрос: И консервативный гражданин идет в ОНФ?
Алексей Чадаев: Ну, есть у нас резервный фронт, как делали в 41-42 годах, это война – есть первая линия, если она по каким-то причинам падает, то всегда есть вторая, которую можно ввести в эксплуатацию.
Вопрос: То есть партия власти будет у власти, а Медведев никуда не денется? Съезд рабочий, без потрясений и сенсаций?
Алексей Чадаев: У нас страна возможностей, все возможно еще. Но пока больше похоже на инерционность.