Конфликт на почве удобрений
Белоруссия преподнесла сюрприз - накануне выяснилось, что генеральный директор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер не арестован. Он лишь задержан на 72 часа. Тем не менее, защита российского гражданина с непонятным статусом оспорила его содержание под стражей. Суд должен рассмотреть этот вопрос на следующей неделе. Задержание Баумгертнера стало продолжением конфликта российской и белорусской сторон в рамках совместного экспорта калийных удобрений через "Белорусскую калийную компанию" (БКК). Оба производителя со временем начали "отгружать" часть продукции сторонним потребителям, минуя БКК. Подробности - в материале Накануне.RU.
"Уралкалий" - крупнейший в мире производитель калия. Объем производства в 2013 г. прогнозируется на уровне около 10 млн т. Выручка компании в 2012 г. составила $3,95 млрд, чистая прибыль $1,6 млрд. Главный акционер "Уралкалия" - миллиардер Сулейман Керимов, через его компанию Suleyman Kerimov Foundation ему принадлежит 21,75 % акций. Также 12,5% акций держит Wadge Holding Ltd, конечными владельцами которого является все тот же Керимов, вместе с другими акционерами компании: председателем совета директоров "Евроцемент-групп" Филаретом Гальчевым и бизнесменом Анатолием Скуровым. Кроме того, Гальчев владеет 7% акций компании, а Скуров обладатель 4,8% акций. В свободном обращении, по официальной информации "Уралкалия" находится 53,95% акций.
Отметим, что Керимов стал совладельцем акций компании после покупки пакета ценных бумаг, принадлежавших ранее Дмитрию Рыболовлеву. Он "увел" активы "Уралкалия" из-под носа владельца "Интерроса" Владимира Потанина, с которым предварительно уже была оговорена сумма сделки. Керимов не просто купил компанию, он тут же устранил основного ее конкурента – "Сильвинит". Бизнесмен через своих друзей (ему помогли Зелимхан Муцоев и Анатолий Скуров) приобрел акции "Сильвинита" и объявил о слиянии двух крупнейших игроков рынка.
Сулейман Керимов вел переговоры и о покупке "Беларуськалия". По сообщениям СМИ, президенту Белоруссии Александру Лукашенко он предложил $7,5 млрд за 51% акций. Однако, официальные источники отрицают факт встречи. "Беларуськалий" в 2011 г. был включен в план на приватизацию и преобразован в акционерное общество, но президент до сих пор не принял решение о продаже компании. Для Керимова покупка контрольного пакета белорусского производителя – шаг стратегический. При существующей схеме экспорта продукции через БКК, "Беларуськалий" косвенно контролирует актив миллиардера. Но договориться о покупке ему не удалось. Александр Лукашенко заявил, что не намерен продавать компанию за бесценок (он оценил ее в $30 млрд). Вместе с тем, разрыв партнерских отношений с "Уралкалием" в рамках БКК может ускорить процесс приватизации.
Первоначально доли участия в БКК у соучредителей - "Уралкалия" и "Беларуськалия" - были равны. В 2008 г., выкупив 5% акций у "Беларуськалия", в состав акционеров вошла "Белорусская железная дорога". Торговыми операциями БКК в различных странах мира управляет головной офис, который расположен в Минске, региональные представительства компании действуют в Дели, Пекине, Сингапуре, Сан-Паулу, Панаме и Чикаго. На сайте компании указано, что калийные удобрения БКК экспортирует в Европу, Индию, Китай, Центральную и Южную Америку, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку и Ближний Восток.
В 2012 г. БКК поставила на экспорт около 13,5 млн т калийных удобрений , из них 6,4 млн т произведено белорусской компанией и 7,1 млн т "Уралкалием". Общая выручка акционеров компании превысила $5,6 млрд.
Первой трещиной в отношениях экспортеров, по утверждениям российских экспертов, стал указ президента Белоруссии, выпущенный в конце 2012 г. Вопреки договоренностям компаний об осуществлении поставок через единую сеть, Лукашенко отменил исключительные права БКК на экспортные поставки белорусского калия. После этого российские партнеры "Беларуськалия" не единожды высказывали недовольство сторонними отгрузками, которые осуществляла компания. В то же время, "Уралкалий" и сам готовил почву для реализации такой же схемы через своего швейцарского трейдера Uralkali trading.
Дуэт крупнейших производителей калийных удобрений окончательно распался в июле текущего года. Генеральный директор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер заявил, что российская компания намерена полностью прекратить экспортные поставки через "Белорусскую калийную компанию" (БКК), которая с 2005 г. являлась единым для двух производителей трейдером.
"Мы неоднократно обращали внимание наших белорусских партнеров на неприемлемость подобных действий, в результате которых были разрушены основы нашего многолетнего плодотворного сотрудничества. В сложившейся ситуации мы вынуждены перенаправить наши экспортные потоки на собственного трейдера. Вместе с тем, мы хотели бы выразить благодарность нашим белорусским партнерам за взаимодействие в рамках БКК. Мы остаемся открытыми к его возможному возобновлению на взаимовыгодной основе в будущем", – заявлял генеральный директор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер.
Финансист Баумгертнер связан с "Уралкалием" с 2003 г. До этого он занимал различные должности в "Уралэнерго", руководил "АББ Мосэлектрощит". В разное время он являлся членом совета директоров и наблюдательного совета компании, а после покупки Керимовым "Сильвинита" успел побывать в должности директора предприятия. Гендиректором "Уралкалия" Владислав Баумгертнер стал в 2011 г.
У белоруссов, естественно, имеется своя правда. В белорусских СМИ уже активно описываются схемы "рейдерского захвата" калийного рынка страны и действия российского калийного производителя, которые оцениваеются как попытка подчинения белорусского экспорта на внешний рынок . По версии журналистов, в период с 2005 по 2009 гг. у белорусской стороны не было особых претензий к российским партнерам. Однако, после того, как крупный пакет акций оказался в руках Керимова, отношения сторон стали ухудшаться. В этот период времени львиная доля экспорта "Уралкалия", утверждают белоруссы, проходила через швейцарскую Uralkali trading, тогда как на долю БКК оставалось лишь 20-25% российской продукции. В то же время, кадровая политика была выстроена Керимовым и его командой таким образом, что белорусских коллег удалось практически полностью изолировать от важнейшей информации. Представители "Уралкалия" сами проводили переговоры, заключали договора, устанавливали цены на продукцию и даже, как утверждают белоруссы, скрывали объемы продаж и поставок. И зачастую белорусский товар просто оставляли на складах, пишут белорусские СМИ. Наиболее подробно об этом написано, естественно, в печатном органе администрации президента "Советской Белоруссии".
Белорусские журналисты утверждают, а некоторые российские СМИ вскользь отмечают, что Керимов, мол, имел особые виды на "Беларуськалий". После отказа Лукашенко продать компанию Керимов приступил к разработке многоходовой комбинации, цель которой - "накинуть удавку на шею "Беларуськалия"", вытеснить белорусское сырье с рынка и стать монополистом на калийном мировом поле. Подготовка к этой операции шла несколько лет и завершающей фазой стало письмо Баумгертнера, распространенное в интернете, в котором он говорит о снижении цены на хлористый калий на 24%. Такой жесткий демпинг со стороны российских партнеров, конечно, не остался без ответа. А цепь недружественных шагов сторон и привела к разрыву отношений, который случился месяц назад.
Владислав Баумгертнер тогда заявил, что компания готова снизить цены и увеличить объемы поставок, единственным трейдером гиганта становится Uralkali trading. Гендиректор прогнозировал рост спроса на калий за счет снижения оптовых цен в Индии и Китае, нынешние цены с $400 за т во втором полугодии могут опуститься до $300 за т. По словам Баумгертнера, доля "Уралкалия" на рынке составила порядка 22%, при том, что в 2012 г. вместе с "Беларуськалием" компания занимала 42% рынка.
После этой новости на сайтах белорусских структур появилось официальное заявление. БКК и "Беларуськалий" объявили о продолжении совместной работы с привлечением сторонних трейдеров (в рамках новой стратегии продаж заключено рамочное соглашение с катарской дистрибьюторской компанией "Мунтаджат"), а действия "Уралкалия" расценили, как лоббирование интересов известного всем владельца: "Считаем, что эмоциональные заявления генерального директора "Уралкалий" Баумгертнера являются беспрецедентными и направлены не столько на достижение новых стратегических целей компании, сколько на реализацию частных интересов акционеров "Уралкалий" и удовлетворение личных амбиций отдельных его менеджеров. Это касается как заявлений о готовности к снижению цен, так и конкретных негативных действий против своего бывшего партнера в ЗАО "БКК", отдельные из которых заслуживают правовой оценки".
И в калийную историю вступили белорусские силовики. Владислав Баумгертнер на днях прибыл в Белоруссию по приглашению премьер-министра Михаила Мясниковича и был задержан в аэропорту во время отлета в Москву. В прессе даже фигурирует письменное приглашение, подписанное белорусским премьером, копия которого направлена вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу.
Вместе с Баумгертнером приглашения получили Сулейман Керимов и председатель совета директоров Александр Волошин, но они не смогли приехать. Как отмечает источник в "Уралкалии", слова которого приводит "Коммерсант", встреча длилась около часа и ее нельзя назвать конструктивной. По информации российских СМИ, это был монолог белорусского государственного чиновника - он сыпал обвинениями в адрес топ-менеджеров компании, которые своей деятельностью "разрушают союзное государство". Сразу после этой встречи в аэропорту Минска Владислав Баумгертнер был задержан.
Следственный комитет (СК) РБ уже предъявил гендиректору обвинение по ч. 3 ст. 424 УК РБ "злоупотребление властью или служебным положением, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия". Такое по белорусским законам строго карается в отличие от российского, лояльного крупным предпринимателям, законодательства - возможен срок от трех до 10 лет с конфискацией имущества. По последней информации, СК рассматривает возможность конфискации имущества "Уралкалия", а Интерпол по сообщению того же ведомства выдал разрешения на арест топ-менеджеров БКК.
"В адрес СК из центральных органов Интерпола в Лионе поступило подтверждение, что в отношении топ-менеджеров Белорусской калийной компании Олега Петрова, Константина Солодовникова, Игоря Евстратова, Дмитрия Самойлова выдан международный ордер на арест", – цитирует официального представителя СК РИА Новости.
Что касается урона, который был нанесен белорусской стороне, то и эксперты, и следователи называют цифру в $100 млн.
"Последние пять судов, каждое грузовместимостью порядка 30 тыс. тонн калийных удобрений, были переписаны [с БКК] на "Уралкалий Трейдинг", и деньги от продажи товара поступили на счета этой швейцарской компании. Туда же поступили деньги за товар, который должен был быть реализован через БКК в Китай и Бразилию. Известен факт, когда судно, стоявшее в порту Клайпеды в ожидании погрузки, было перенаправлено в другой порт, где грузился российский товар, и уже с российским товаром ушло покупателю. И таких примеров предостаточно, и все они подтверждены документально, их можно уже рассматривать в правовой плоскости", – рассказал в эфире центрального белорусского телеканала и.о. замгендиректора БКК Константин Дедук.
Российская госвертикаль, естественно, в стороне от конфликта не осталась. Сначала первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что о задержании гендиректора "Уралкалия" доложили Дмитрию Медведеву, и он уже дал министерствам и ведомствам все необходимые поручения.
Затем посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил - арест в Минске главы наблюдательного совета "Белорусской калийной компании", гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера следует рассматривать как случай, дискредитирующий белорусские власти. "Имеет место какая-то непонятная дискредитация власти", - заявил Суриков во вторник в интервью аккредитованным в Минске корреспондентам российских телеканалов.
Глава совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин (подзабытый сегодня на российском политическом поле, но крайне влиятельный в ельцинские времена глава президентской администрации) заявил, что Владислав Баумгертнер не имел служебных полномочий, которыми мог бы злоупотреблять.
"Хотел бы отметить, что наблюдательный совет "Белорусской калийной компании", который возглавляет В.Баумгертнер, является надзорным органом, собирающимся лишь несколько раз в год. Председатель наблюдательного совета не имеет абсолютно никаких служебных полномочий, которыми он мог бы злоупотребить. Реальным руководителем компании является генеральный директор, который всегда номинировался белорусской стороной", - сказал Волошин, слова которого передает пресс-служба "Уралкалия".
Вступился за арестованного или задержанного калийного топ-менеджера и МИД РФ. Однако, белорусский МИД пока настаивает - все действия в отношении топ-менеджера "Уралкалия" находятся в правовой плоскости. "Ситуация с задержанием является результатом правовой оценки действий конкретного лица. Для этого имеются достаточные основания и аргументированная правовая квалификация. Речь идет о значительном экономическом ущербе интересам Республики Беларусь. Мы надеемся, что данный вопрос будет рассматриваться нашими партнерами ответственно, в духе законности, а не на основании эмоций и увязки с политикой", - отметил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных.
Всем понятно, что ситуация складывалась не за день, а несколько лет. Что она сложная не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения государственных отношений между союзными государствами. С одной стороны, "батька" показывает, "как надо сажать олигархов", с другой стороны, подобные "недружественные", с точки зрения официальной политики, действия могут серьезно охладить отношения между и так непростыми отношениями глав государств.
Утверждать, что у сторон нет возможности "заднего хода", который позволил бы сохранить лицо обеим сторонам - не беремся. Худой мир, как говорит русская пословица, всегда лучше доброй ссоры. Тем более, среди славян. Но, опросив экспертов, мы поняли - как развернется именно эта история, пока не берется прогнозировать никто.
Если просто наблюдать за событиями, то, как и следовало ожидать, после партии информационных ударов последовало глубокомысленное заявление из ведомства Онищенко. На этот раз дело не в конфетах, как в случае с флиртующей с ЕС Украиной. Ведомство насторожилось из-за качества трети молочной продукции, ввозимой из братской Беларуси.
Однако, если конфетные запреты по украинским производителям все-таки проистекали из государственной позиции относительно государственной же (и важной для России) задачи, которая называется "выстраивание Таможенного союза", то в случае российско-белорусской калийной историей есть отличия. Если со стороны белоруссов это государственные вопросы (отчисления в госбюдждет страны от белорусских добытчиков калия составляют по разным оценкам примерно 20-25%), то со стороны российских производителей пока интересы прослеживаются частные.
Однако, напомним, что у России есть свой интерес к белорусскому калию: страны реализуют совместный проект по созданию компании "Союзкалий", в рамках которого Россия может принять участие в приватизации "Беларуськалия".
Алена Ласкутова, Сергей Табаринцев-Романов