Юрий Царик: Политическая фронда внутри России и Белоруссии активизировалась
Надо полагать, что ограничение поставок нефти в Белоруссию анонсировано именно в рамках ответа белорусской стороне по делу "Уралкалия", хотя для этого были выбраны другие формальные основания – плохое состояние трубопровода. Белорусские коллеги на эту тему делали свое заявление на экспертном уровне, но, все-таки, если у трубопровода плохое состояние, тогда, возможно, вообще надо прекратить перекачку нефти, только становится непонятным - почему именно сейчас.
Понятна позиция "Роснефти". Позиция Игоря Сечина, который единственный высказался против "блокады", - мне кажется, она абсолютно трезвая с точки зрения бизнеса. Это довольно серьезная потеря в случае недопоставок нефти в Белоруссию. И заявление Сечина – это голос здравого смысла в той ситуации, которая в настоящее время развивается довольно деструктивно.
С белорусской стороны тоже есть зерно истины – по сути, попытка рейдерского захвата имела место быть, то есть, снижение цены актива накануне возможного поглощения по низкой цене. А с другой стороны, Россия устами и правительства, и должностных лиц в администрации президента вступилась за, вроде бы, частную компанию.
С белорусской стороны тоже есть неясности, их отмечают эксперты. Безусловно, российские должностные лица белорусской калийной компании имели какое-то отношение к организации всех этих схем и были главными организаторами, но с другой стороны, были должностные лица белорусские, которые должны были знать, должны были противодействовать, предупреждать, но... А ведь эти должностные лица в не меньшей мере ответственны за все происходящее.
Одним словом, у нас на повестке дня очень серьезный все-таки политический конфликт, и в таком качестве именно политического конфликта он может иметь самые серьезные последствия для двусторонних отношений. Хотелось бы, чтобы все вопросы, которые возникли за несколько дней - а мы знаем, что здесь есть уже действия и со стороны Роспотребнадзора по импорту молока, свинины - все-таки решались в бизнес-логике и решались по существу, а не в контексте единого политического процесса, связанного с белорусско-российским конфликтом на политическом уровне.
Будем говорить прямо, сейчас ситуация такая, что российское государство защищает и обслуживает интересы группы олигархов, группы частных лиц, которые получали частные прибыли, а теперь задействуют административно-государственный ресурс, чтобы защитить свои интересы. Эта ситуация очень похожа на 2009 г., когда была "Молочная война".
Но есть важная особенность – такая как "фронда", она существует и в России, и в Белоруссии. И в России, и в Белоруссии есть те, кто заинтересованы в разрушении дружественных и братских отношений наших двух стран, и безусловно, данная ситуация способствует активизации усилий со стороны этих групп. Но, с другой стороны, надо понимать, что все-таки субъективный момент для действия конкретных групп, лиц, заинтересованных в ухудшении отношений, был бы невозможен в случае нормального и правильного развития процесса Евразийского союза, потому что на сегодняшний день евразийская интеграция во многом была сведена к административно-правовым процедурам и мерам, связанным с созданием общего рынка по примеру Европейского союза. Но в наших странах, которые переживают процесс деиндустриализации (в основном это затронуло Россию, но сейчас это коснулось и Белоруссии), идет разрушение внутреннего рынка, а на фоне вступления России в ВТО этот процесс только ускорился. Конечно, подобные рамочные меры никакого позитивного эффекта не дают. И недаром говорят эксперты, что от создания Таможенного союза больше всего выигрывали Турция, Китай и другие страны, которые осуществляют импорт, по сути, в наши страны, в том числе за счет разрушения рабочих мест в наших странах. Поэтому без создания нормальной промышленной политики и промышленного инфраструктурного измерения Евразийского экономического союза, без формирования внутреннего прочного рынка ситуация, подобная той, что возникла вокруг "Беларуськалия", "Уралкалия", безусловно, будет повторяться и только нарастать. Потому что интересы внешних субъектов, внутренних субъектов, которые хотят заработать на том, что ухудшает наши отношения, на том, что наносит вред одному из партнеров, безусловно, существуют.
Для разрешения этого конфликта, возможно, на 17 сентября намечен совет министров союзного государства, но необходима также встреча на высшем уровне. Есть причина для того, чтобы главы государств встретились и вывели этот процесс из псевдоконфликта хозяйствующих субъектов, когда на самом деле идет очень серьезный и деструктивный политический процесс, в поле публичной политики, в поле открытых договоренностей.
Юрий Царик руководитель Белорусской группы развития для Накануне.RU