Малый бизнес бежит с тонущего корабля отечественной экономики
Владислав Жуковский об отказе Правительства от идеи предоставления двухлетнего льготного налогового периода для впервые зарегистрированных ИПРешение первого вице-премьера Игоря Шувалова отказаться от идеи предоставления двухлетнего льготного налогового периода для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей стало знаковым. Формально своё решение Шувалов объяснил опасением кабинета министров и Минфина относительно того, что налоговые каникулы для новых ИП спровоцируют рост злоупотреблений и массовую перерегистрацию уже существующего бизнеса на родственников и аффилированных лиц. Однако хорошо известно, и на это указывали в Минэкономики, что перерегистрация ИП является крайне трудоёмким и при этом уголовно наказуемым процессом.
Насколько можно судить, руководство страны продолжает политику, подразумевающую изъятие из экономики якобы незаработанных и инфляционных нефтедолларов с целью накопления нефтегазовой "подушки безопасности". Забывая о том, что в условиях подавления малого и среднего бизнеса, зажимания частной инициативы, непозволительно дорогих кредитных ресурсов, безудержного роста цен на ГСМ и тарифы естественных монополий, а также отказа властей от финансирования реальной структурно-технологической модернизации все эти резервы обесцениваются и превращаются в "гробовую заначку".
В Правительстве по-прежнему ставят задачи пополнения бюджета и сокращения государственных расходов выше целей стимулирования экономической и производственной активности, развития отечественной несырьевой наукоёмкой промышленности высоких переделов, отраслевой диверсификации экономики, технического перевооружения производственной базы, поддержки самозанятого населения и малого бизнеса, а также внедрения трудосберегающих и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих замещение трудоёмкого производства капиталоёмким и, как следствие, модернизацию экономики.
Складывается ощущение, что в Правительстве признают только одну функцию налогово-бюджетной политики – фискальную – напрочь забывая про все остальные и притом не менее важные: стимулирующую, перераспределительную, социальную, регулирующую, инновационную и т.д. Акцент делается на пополнении казны любой ценой, даже если ради этого придётся пожертвовать конкурентоспособностью отечественной экономики, промышленностью, созданием рабочих мест, а также срывом президентских указов и обещаний. Вспоминается фраза экс-председателя Правительства России Михаила Фрадкова о том, что "в России не Министерство финансов для Правительства, а Правительство для Минфина". С небольшой корректировкой можно полностью согласиться с этим утверждением – судя по всему, в России вся страна и всё население для Минфина и его "бюджетной дисциплины".
Согласно официальным данным самого Минфина, по состоянию на конец июля 2013г. у Минфина без дела лежало порядка 7 трлн руб. – 5,8 трлн руб. в Резервном фонде и ФНБ, а ещё 1 трлн временно свободных средств был размещён на счетах в коммерческих банках. Однако даже в этой ситуации Минфин продолжает "закручивать гайки", отказываясь поддержать малый бизнес. Даже несмотря на то, что цена вопроса менее 20 млрд руб.
Решение Правительства отказаться от двухлетних налоговых каникул для ИП крайне негативно скажется на пресловутом инвестиционном климате и лишь усилит масштабы и остроту кризисных тенденций в отечественной экономике. Напомним, что после двукратного повышения величины страховых взносов во внебюджетные фонды в январе 2013г. в России фиксируется беспрецедентное по масштабам сокращение численности самозанятого населения – только по официальным данным Федеральной налоговой службы (ФНС) и только за период с января по июль текущего года с налогового учёта в России снялись свыше 625,7 тыс. ИП, тогда как зарегистрировались лишь 244,8 тыс. "индивидуалов".
Другими словами, по итогам семи месяцев текущего года в России в чистом виде прекратили своё существование свыше 380,8 тыс. ИП, что составляет 10% от общей численности зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (3,6 млн). Это вполне закономерный и притом катастрофичный результат политики "фискального детерминизма" и секвестрования бюджета. При сохранении нынешних тенденций к концу 2013г. в России либо обанкротятся, либо уйдут в тень более 700 тыс. предпринимателей. По оценкам союза предпринимателей "Деловая Россия", официальные оценки ФНС далеки от реальности и сильно приукрашены - реальные масштабы снятия с учёта превышают отметку в 600 тыс. ИП.
Хуже всего то, что в России затухание активности самозанятого населения наблюдается отнюдь не первый год, а первое полугодие 2013г. не стало неприятным сюрпризом. Однако масштабы снятия с учёта именно в 2013г. потрясают воображение. Для сравнения, за весь 2011г. в России чистое сокращение количества ИП не превысило 10,5 тыс., а по итогам всего календарного 2012г. прекратили существование 155,2 тыс. предпринимателей. Даже на этом крайне неблагоприятном фоне первое полугодие 2013г. выглядит откровенно удручающе – в Минфине планировали собрать дополнительные 40-45 млрд руб. за счёт двукратного увеличения размера социальных взносов для ИП, а получили потерю как минимум 1-1,5 млн рабочих мест (т.к. ИП предъявляли спрос на рабочую силу) и масштабный уход малого бизнеса в "тень".
При этом хуже всего то, что бизнесмены закрывают бизнес по собственному желанию и вполне осознанно – по данным ФНС, лишь в 3% случаев снятие с учёта происходило по причине смерти предпринимателя, банкротства или запрета судом. Да, в Правительстве методом проб и ошибок, потеряв от 10 до 20% всей численности ИП, всё-таки были вынуждены признать провальный характер решения увеличить нагрузку на самозанятое население – принято решение вернуть ставку социальных взносов на прежние уровни. Однако вместо того, чтобы дать следующий шаг и пойти навстречу малому бизнесу, Правительство борется с мифическими злоупотреблениями. Предприниматели, ушедшие "в тень" и сокрывшие свои доходы, не будут возвращаться в легальное поле просто так – слишком велики риски повторения необдуманных действий со стороны чиновников. В условиях, когда на долю теневого сектора экономики в России и без того приходится от 15% ВВП (официальные данные Росстата) до 45-55% ВВП (оценки Всемирного банка, МВФ и независимых экспертов), это является непростительной роскошью. Собираемость налогов в России, отражающая качество администрирования налоговой системы, и без того крайне низкая – 73% в России против 85% в США и Германии и 90-95% в скандинавских странах ЕС.
Складывается такое ощущение, что представители малого и среднего бизнеса бегут с тонущего на глазах отечественного "нефтегазового Титаника". Вкупе с потерянными 400-600 тыс. ИП из России только в первом полугодии 2013г. в чистом виде было вывезено свыше $38,4 млрд. Исход капитала сочетается с беспрецедентным за последние 4,5 года спадом экономической активности, который лишь усиливается и обостряется банкротством и уходом в теневой сектор представителей малого бизнеса. Так, темпы роста российской экономики только за последний год сжались в 3 раза - с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013г.
В промышленном производстве фиксируется предкризисное депрессивное состояние – рост на 3,2% в январе-июле 2012г. сменился нулевой стагнацией по итогам первых семи месяцев текущего года. В обрабатывающей промышленности зафиксирован спад производства на 0,2%, в производстве газа, электроэнергии и воды снижение достигло 0,8%. Притом что грузооборот на железнодорожном транспорте в январе-июле 2013г. сократился на 2,9%, инвестиции в основные фонды падают на 0,7%, экспорт теряет 3,8%, а импорт растёт на 4,4%, усиливая и без того критическую зависимость российской экономики от продукции иностранных производителей.
Да, безусловно, наблюдаемый спад в экономике обусловлен не только фискальным ударом по малому бизнесу и банкротству ИП – гораздо больший вклад внесло присоединение России к ВТО в абсолютно неподготовленном виде и на кабальных условиях. А также исчерпание самой политики экономического "роста без развития", которая подразумевала хищническую эксплуатацию производственного и инфраструктурного "запаса прочности" советской эпохи, а также проедание поступающих в страну от распродажи невосполнимого минерального сырья нефтедолларов, иностранных кредитов и спекулятивного капитала. Однако именно удар по малому бизнесу и самозанятому населению, которые не имеют источника сверхдоходов и занимаются предпринимательской деятельностью не от хорошей жизни, рискует спровоцировать всплеск социального недовольства.
В подобного рода откровенно предкризисной ситуации Правительству следовало бы пойти на смягчение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, тем самым дав стимул для оживления производства и инвестиций в несырьевом секторе. Однако на деле мы видим надуманный страх чиновников перед налоговыми махинациями и отказ под этим поводом от поддержки отечественных производителей.