"Привет" Путину от либералов: экономика России перешла к "негативному сценарию"
Владислав Жуковский: Экономические итоги – худшие за последние 4,5 годаНа днях Росстат официально подвёл экономические итоги первого полугодия, и они повергли в шок даже самых заядлых оптимистов. При стабильно высоких ценах на нефть темпы роста ВВП России рухнули в три раза за календарный год – с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в январе-июне 2013г. Это заметно хуже не только 3,6%, заложенных в бюджете, но и 2,4%, которые считались негативным сценарием ещё три месяца назад. Хуже того, несмотря на все обещания, которые дают либералы Путину, усиливается деградация структуры экономики - растут исключительно спекулятивные секторы: финансовые операции выросли на 12,4%, а посреднические операции на рынке недвижимости – на 5,7%. При этом в строительстве спад добавленной стоимости превысил 2,2%, в добыче сырья – 1,9%, в производстве электроэнергии, газа и воды сокращение выпуска - на 1,2%.
В обрабатывающей промышленности нулевая динамика – коматозно-депрессивное состояние, когда спада ещё нет, но рост сошёл на нет в силу дорогих кредитов, коррупции, отсутствия государственной поддержки, усилившегося в рамках ВТО наплыва импорта, а также скачкообразного роста цен на ГСМ, топливо, электроэнергию, газ, воду и грузовые перевозки. Это "привет" из кризисных 2008-2009гг. Рост в системе здравоохранения на 4,5% и в предоставлении социальных услуг на 6% - это рост сквозь слёзы: закономерный результат приватизации бюджетной сферы и коммерциализации базовых социальных услуг, которые становятся непозволительной роскошью для подавляющей части населения.
Экономические итоги – откровенно провальные и худшие за последние 4,5 года. С такими темпами и примитивным "торгашеским" качеством роста экономики невозможно не только обеспечить исполнение майских указов президента и профинансировать модернизацию, но даже элементарно обеспечить социальную стабильность в обществе.
Хуже всего то, что впереди Россию ждёт по-гайдаровски антисоциальное урезание бюджетных расходов на социальную политику, экономику и инфраструктуру в "лучших" традициях 1990-х гг. Президент Путин уже объявил, что экономика затухает и денег нет на дополнительные социальные обязательства, а Минфин и Минэкономики в начале сентября заявили, что денег не хватает даже на финансирование майских указов президента, которые потребовали дополнительные 2-2,2 трлн руб. Уже к 2015г. бюджет может не досчитаться 2 трлн руб. из-за сильнейшего с 2009г. спада производственной и инвестиционной активности. Хуже того, Минфин дал понять, что Россию ждёт масштабный секвестр, которого граждане не видели с 1996-1997гг. – предложено сократить расходы практически на все статьи бюджета на 5%. Если раньше в Правительстве предлагали пресловутый "бюджетный манёвр", который подразумевал приоритетное финансирование "майских указов" президента за счёт урезания расходов на не попавшие в список статьи, то теперь под удар рискуют попасть в том числе и предвыборные обещания президента.
Впереди Россию ждут тяжёлые времена – антисоциальный и антимодернизационный вектор на сокращение социальных расходов, консервирующий техническую отсталость российской экономики, сырьевую зависимость и деградацию наукоёмких производств, будет продолжен. Приватизация ЖКХ, либерализация рынка электроэнергии (которая, вопреки обещаниям либералов, не приводит к уменьшению стоимости ресурсов – наоборот, идет постоянный рост), монетизация льгот, рост платности социальных услуг, приватизация бюджетной сферы – только начало пути в перекладывании ответственности с федерального центра на плечи рядовых граждан и хронически дефицитные региональные субъекты в отсутствие внятной экономической политики и стратегии.
При этом, в России практически все бюджетные статьи финансируются в 2,5-3 раза хуже, чем в экономически развитых странах (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и т.д.), и в 2 раза хуже, чем в новых индустриальных странах и конкурентах по группе БРИКС. В РФ на национальную экономику выделяется всего лишь 5,23% ВВП, на ЖКХ – 1,72%, на образование и науку – 4,1%, на здравоохранение – 4,3%. О какой модернизации может идти речь в ситуации, когда страна сидит на сухом пайке?! Это нонсенс! При столь масштабном недофинансировании человеческого капитала, инфраструктуры и производительного капитала можно смело забыть о слезании с "нефтяной иглы" - сырьевое проклятие непреодолимо до тех пор, пока государство искусственно изымает деньги из экономики и вывозит их за рубеж к стратегическим конкурентам. Именно по этой причине в России ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в 2,5-3 раза превышают ставку рентабельности в несырьевой промышленности – 20-25% против 8-9% соответственно. В рамках проводимой политики "кудриномики" цели президента, к сожалению, становятся недостижимой "маниловщиной".
Секвестр в духе 90-х гг. затевается в ситуации, когда государство не знает, куда деть деньги - в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния без дела лежит свыше 5,7 трлн руб. Эти средства изъяты из российской экономики как якобы "незаработанные" и инфляционные. Хотя непонятно, чем лучше иностранные кредиты и займы или спекулятивные капиталы, которые зазывают в Россию чиновники из либерального финансово-экономического блока Правительства. Ещё 670 млрд руб. размещены Минфином на депозитах в коммерческих банках. При желании Минфин мог бы полгода вообще не собирать никаких налогов и в полном объёме финансировать все имеющиеся обязательства.
Складывается такое ощущение, что чиновники и рядовые россияне, чьи интересы они призваны блюсти и отстаивать, живут в совершенно разных мирах - это параллельные и не пересекающиеся реальности. Социально-имущественная пропасть между ними растёт, усиливая недовольство властями. Правительство призывает отменить исполнение части "майских" указов президента Путина и заморозить повышение пенсий и заработных плат в бюджетной сфере. При этом сами чиновники не спешат "затягивать пояса" и "жить по средствам", как призывают простых граждан. В первой половине 2013г. в Администрации президента зарплаты были повышены на 66,5% по сравнению с тем же периодом годом ранее. По официальным материалам Росстата, средняя зарплата в Администрации президента составляет 171,3 тыс. руб. Зарплаты в аппарате Правительства поднялись на 50,8% до 167,4 тыс. руб. И это притом, что даже по официальным оценкам Росстата средняя заработная плата в России не превышает 28,7 тыс. руб., а размер пенсии менее 10 тыс. руб. Хуже того, 73% россиян не получают и эту зарплату - их доходы менее 25 тыс. руб. в месяц - в 5-6 раз ниже, чем в высших эшелонах власти.
Да, руководство страны в силу политической целесообразности предпочитает говорить, что в России не будет проводиться секвестр бюджета, а будет лишь целевое сокращение расходов по некоторым направлениям социально-экономического развития. Точно так же высокопоставленные чиновники предпочитают избегать термина "кризис" и заявляют, что в России рецессии нет и не предвидится, а имеет место лишь снижение темпов роста. Однако это словесные манипуляции и словоблудие – урезание бюджетных расходов именуется секвестром, а последовательное и нарастающее снижение темпов роста экономики именуется рецессией. Если в Минфине предлагают урезать расходы практически по всем бюджетным статьям и признают, что не могут, а точнее не хотят финансировать "майские указы", то это и есть по существу секвестр, как его ни называй. Если в России темпы роста ВВП упали с 3% и 2,1% в последних двух кварталах 2012г. до 1,6 и 1,2% в первых двух кварталах текущего года, то это рецессия.
Нравится это руководству страны и чиновникам, или нет. Это сугубо их трудности, за которые придётся расплачиваться не им, а отечественным товаропроизводителям и рядовым гражданам. Сколько ни говори вслух "халва", слаще во рту от этого не станет. Сколько ни избегай термина "рецессия" и ни рассуждай на тему "тихой гавани" и "островка стабильности", устоять на ногах без модернизации не получится. 1998г. и 2008г. (за последний – большое "спасибо" "лучшему министру финансов" и другу Путина Алексею Кудрину) наглядно продемонстрировали, что "розовые очки" не спасают от кризиса и не помогают его пережить, а лишь усиливают масштабы спада и остроту социальных последствий. Более глубокого и масштабного спада ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, чем в России, не было зафиксировано по итогам 2009г. ни в одной стране ни в группе G-8, ни в группе G-20, ни в группе БРИКС, ни среди стран-экспортёров нефти.