"Проходи, вор, садись…" Путина на Валдае затягивают в "Болото"
Результаты Екатеринбурга и Красноярска становятся страшным сном для остальной страны, а зарубежью это будет преподнесено как "победа демократии"После митингов на Поклонной горе, отражения "оранжевой угрозы" и ставки на народное большинство, что было изложено в предвыборных статьях Владимира Путина, власть делает удивительный кульбит. "Расширение демократических коридоров" уже приводит к тому, что внутренние скрепы путинского государства начинают трещать по швам. В Красноярске избран "авторитет" Анатолий Быков, в Екатеринбурге – "мэр на доверии" Евгений Ройзман, перемен ждут уже и в Новосибирске, который готовится возглавить депутат Госдумы Илья Пономарев, известный тем, что получил от руководства "Сколково" $750 тыс. в разгар белоленточного движения. Первую неделю власть тихо наблюдала за подведением итогов выборов, а теперь и сама призвала к себе "Болото" – Владимир Путин встретится с несистемной оппозицией на заседании "Валдайского клуба". Подробности - в материале Накануне.RU.
Фраза "проходи, вор, садись…", вынесенная в заголовок, принадлежит известному политику, бывшему губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю. Адресована она была представителям ОПС "Уралмаш", о ликвидации которого после смерти Александра Хабарова даже доложили Владимиру Путину. Но по факту эта организация продолжает существовать в уральской столице и даже, по мнению некоторых наблюдателей, влиять на политические процессы.
"Я бы хотел, чтоб вы перестали говорить: тот уралмашевский преступник, тот еще какой-то, - сказал однажды Россель. - Вот мне говорят: этот человек - вор, преступник и так далее. А я приглашаю его, смотрю: симпатичный человек, ведет бизнес нормальный. Говорю ему: ну, проходи, вор, садись, расскажи, как ты живешь, туда-сюда. И даю задание ему - вкладывать деньги в капитальное строительство Свердловской области. И он вкладывает".
Грядущее "поствыборное" заседание "Валдайского клуба" как раз будет выглядеть как общение власти с теми, кто ее на дух не переносит – пресловутым меньшинством, которое чуть не снесло режим Путина в 2011-2012 гг. Ну, и подумаешь, что некоторые из них воры? Люди-то симпатичные, только бизнес их связан с политикой.
Сегодня стало известно, что в работе 10-й конференции дискуссионного клуба "Валдай" 16-19 сентября в президентской резиденции примут участие избранный мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, известный давними связями с ОПС "Уралмаш", сопредседатель "РПР-Парнаса" Владимир Рыжков, бывший кандидат в губернаторы Подмосковья Геннадий Гудков, депутат Госдумы "эсер" Илья Пономарев, член Координационного совета оппозиции с миллионами под подушкой Ксения Собчак. Как сообщают "Ведомости", приглашение письмом, как и всем другим, организаторы направляли и главному сопернику Сергея Собянина на выборах мэра Москвы, осужденному за мошенничество Алексею Навальному. По словам сопредседателя клуба "Валдай" Сергея Караганова, ответа от оппозиционера они так и не получили. Впрочем, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что информация о приглашении Навального не соответствует действительности.
Справка: Валдайский клуб был организован впервые в 2004 г. в Нижнем Новгороде на берегу озера Валдай, благодаря чему и получил свое название. В качестве его соорганизаторов называются РИА Новости, Союз по внешней и оборонной политике, газета "The Moscow Times", журналы "Россия в глобальной политике" и "Russia Profile".
После митингов на Поклонной в Москве, призывов Игоря Холманских "приехать с мужиками и разогнать" оппозицию, акций "под варежкой" в Екатеринбурге, словом, грандиозной мобилизации большинства (пусть зачастую и молчаливого) и, как итог – знаменитой "слезы Путина" – такое заигрывание с "Болотом" выглядит откровенным издевательством над этим самым большинством, которое, кстати, последние выборы проигнорировало. Реформа РАН, возможная отмена материнского капитала, секвестр бюджета, коммерциализация бюджетной сферы, коррупционные скандалы – власть как будто специально сделала все, чтобы большинство проголосовало на этих выборах "ногами". Его не устраивает ни власть в нынешнем виде, ни предложенное "политическое меню". Однако при средней явке 25-30% во власть удивительным образом проходят "призраки 90-х".
Бывшего "вора на доверии" Евгения Ройзмана (в 80-е он отсидел за то, что обкрадывал девушек) с его нынешним "реставрационным", другими бизнесами и "неприкосновенным" фондом "Город без наркотиков" при результате 33% фактически выбрали 12% избирателей от их общего числа (124 тыс. из 1 млн в городе с населением 1,5 млн). По факту Навальный получил довольный высокий процент – 27,2%, но, 27,2% при явке в 33,2% – это голоса всего 9% москвичей.
В Красноярске "авторитетный" предприниматель Анатолий Быков с партией "Патриоты России" при низкой явке превратил "ЕР" в оппозицию в местной думе.
И это заигрывание, очевидно, будет иметь дальнейшие последствия. Сегодня на конференции "Единой России" в Новосибирске партийцы и чиновники обсуждали Ройзмана, и результат Красноярска и Екатеринбурга для них – страшный сон. Через год в Новосибирске выбирают мэра (полноправного, а не "разрезателя ленточек"), и уже известно, что в них поучаствует Илья Пономарев, протестную деятельность которого еще совсем недавно "анатомировали" силовики.
"Расширение коридоров демократии", придуманное, по всей видимости, замглавы Администрации президента Вячеславом Володиным (а Ройзман в последнее время не устает хвастаться, что они вместе с ним работали в Госдуме в одном созыве), ведет к растяжению скреп внутренней политики. Самое страшное, если стены в этих коридорах теперь решили даже не держать. Машины жечь не будете? Улицы кровью заливать? Нет? Тогда вы вполне себя оппозиция, а мы – вполне себе демократия. Видимо, таким должен быть посыл заседания "Валдайского клуба", который призван работать на "улучшение имиджа России за рубежом". Но это сейчас машины не жгут и "Тахриры" не устраивают, а дальше?
В своем интервью известный либерал-русофоб Марат Гельман заявляет, что российская власть вскоре будет передавать все властные рычаги (и уже передает) им, либеральным гражданам. Отвечая на вопрос "Как вы думаете, Путин "досидит" до 2018 года?", Марат Гельман поведал: "Ну вот до этих выборов мне казалось, что нет. Сейчас я думаю, что, может быть, снова вернется разум. Может быть, он снова тот самый осторожный, хитрый, рациональный политик. До этого мне казалось: всё, что они делают, — это абсолютно неадекватно ситуации, и в такой ситуации невозможно долго просуществовать. Но сейчас я думаю, что если они действительно начнут порционно отдавать нам вот эти свободы, устроят из этого длительный по времени процесс, то может и досидеть, но путем сдачи позиций".
В этом смысле и Владислав Сурков, и Вячеслав Володин в качестве кремлевских кураторов внутренней политики – оба хуже. Потому что не являются идеологами, а пытаются быть кукловодами и преподносить Путину бунт "креативного меньшинства", "среднего класса" или "голосование ногами" против власти (а майские указы президента благодаря либералам в экономическом блоке летят к чертям) как просто некие демократические реалии.
А Путин оказывается заложником опасных процессов. Если раньше вор должен был сидеть в тюрьме - то теперь на "Валдайском клубе" вместе с Путиным.
Профессор, политолог Сергей Черняховский:
– Происходит легитимация людей, боровшихся против Путина напрямую. Бывает, что идут на союз с теми, кто, с одной стороны, что-то представляет, а с другой, не особенно опасен, но этот сигнал демобилизующим образом будет воздействовать на определенную часть сторонников Путина, тех, кто объединился вокруг него в этом противостоянии. Встает вопрос – ведь они объединились именно для того, чтобы не пропустить "Болото". А если Путин заключает союз с "Болотом", тогда за что боролись? Таким образом, Путин создает повод для разложения собственной политической армии.
Что-то подобное было весной 1991 г., когда выиграли референдум о сохранении СССР, инициированный Горбачевым. И тут же Горбачев встречается с лидерами республик, начиная с тех, кто был против сохранения союза. Это такая ситуация, когда идущий на переговоры считает "я выиграл, я показал свои силы", и буду с ними разговаривать, но тем самым, он дает повод усомниться в своей победе. Это все равно как если бы Сталин начал переговоры с Гитлером в апреле 1945 г. на тему неприкосновенности границ СССР и соблюдения условий договора 1939 г.
В этом всем есть опасная рациональность Путина. Он встерчается с теми, кто заявил свою силу. Он не встречается с теми, кто ее не заявил, с теми или иными представителями своих сторонников. Кто-то из них участвовал в выборах, кто-то нет. И он как бы говорит: я с сильными буду говорить, а вы слабые. Тем самым он показывает: станьте такими же сильными, то есть он побуждает их выступить против него. Это тоже ситуация, напоминающая то, что было после 1989 г., когда оказалось, что для того, чтобы быть во власти, лучше власть критиковать, чем власть защищать. Если до этого карьеру делали, выполняя волю компартии, то сейчас карьеру можно было делать, критикуя компартию. В результате мы знаем, что получилось. И Путин создает посыл: для того, чтобы чего-то добиться в политике – бейте меня!
Словом, это опасный для самого Путина шаг.
Сергей Хурбатов, Сергей Табаринцев-Романов