В гонке преемников делят шкуру "неубитого Медведева": преемник Путина в 2018 станет премьером, а в 2024 – президентом?
От клана силовиков выступает всегда популярный Шойгу и его "крестный сын" Воробьев, Собянин сдает позиции в гонке преемников"Король умер, да здравствует король" уже прокричали в Москве новому мэру, всегда спокойному Сергею Собянину, хотя поводов для беспокойства у Собянина было много, а остается еще больше. С виду характер у Собянина нордический, и никто не подумал бы, что он способен на такие авантюры, которыми порадовал нас за последние четыре месяца – подал в отставку, спровоцировав преждевременные выборы мэра 8 сентября, а своего главного соперника, да еще и представителя оппозиции, господина Навального чуть ли не собственноручно вызволил из тюрьмы, чтобы показать силушку богатырскую и в честном бою отвоевать "престол" древнего города. Что ж, вышло все не так эффектно, как хотелось, зато достоверно – враг скрежетал зубами и требовал второго тура.
Журналист Сергей Доренко приписывает Навальному еще одну роль, пассивную роль заряженного револьвера, дуло которого уперлось в щеку Собянину не по его воле: "Навальный в этой истории нужен был двум кланам – клану Собянина и клану силовиков. Поскольку Собянин не принадлежит к клану силовиков, условно, то цель игры в Навального была простая: чтобы Собянин пришел к ним и поклонился".
Зачем силовикам поклон Собянина, зачем Собянину было играть в смелого ковбоя (роль, никак ему не идущая) и как умудрился в Подмосковье так неожиданно "выстрелить" Андрей Воробьев с 80% голосами (о чем только и мечтал Собянин)? Ответ, по мнению московских политологов, один - в столице идет "большая политика", разыгрывают карты на 2018 год. Конечно, президент здоров и полон сил, его вдруг начал бояться запад, и даже новый сентябрьский номер американского журнала TIME вышел c президентом России Владимиром Путиным на обложке. "Слабая и болтливая Америка на фоне богатой и возрождающейся России, с лидером, который не обращает внимание на то, что о нем говорят", - зазывает читателей обложка. Теперь и на Болотную площадь выходят исключительно поклонники таланта Сергея Собянина (как это было в ночь после выборов), но не будем забывать громкий хэштэг последнего времени "Путин – реалист", и при реалистичном подходе Путин понимает – преемник нужен.
После неуверенной победы Собянина можно констатировать, что на эту роль пока есть только один претендент - сверхпопулярный Сергей Шойгу. Есть где-то в темных уголках сознания простых российских граждан желание, чтоб у руля стоял "настоящий мужик", и Шойгу этому потаенному желанию полностью отвечает.
"Сильное выступление Собянина обозначало его как возможного будущего премьер-министра, - рассказывает политолог Сергей Черняховский. - Но известной части Правительства, особенно той части Правительства, которая давно связана с Навальным и давно его поддерживает, это было невыгодно. С одной стороны, это было невыгодно Медведеву, с другой стороны, это было невыгодно тем, кто целиком зависит от его значимости в политике. К примеру, Дворкович. Дворкович, не особенно скрываясь, оказывал поддержку Навальному, и это было видно, это было публично. Если бы те, кто поддерживают Собянина и делают на него ставку, всерьез включили бы свои ресурсы, то результат был бы совсем другим. Но по совокупности ряда моментов на этих выборах Собянин выступал на единоличном ресурсе".
Так или иначе, в 2018 г. такие "успехи" Собянина никому не нужны, борьба должна быть честной, а победа триумфальной, говорит наш эксперт, политолог Павел Салин:
"Сейчас тот, у кого есть президентские амбиции, он присматривается не к президентскому посту в 2018 г., а к премьерскому посту с расчетом как раз, что будущий премьер имеет шансы стать преемником Путина. Вот Собянин как раз проводил такую кампанию с расчетом своих преемнических перспектив. То есть он именно поэтому пошел на риск и запустил Навального на выборы, фактически вытолкал его на электоральную площадку именно для того, чтобы не столько придать легитимность своей победе, сколько для того, чтобы продемонстрировать, что он способен побеждать с уверенным результатом, в условиях конкурентной борьбы, потому что есть уверенность, что за счет общественного запроса выборы в 2018 г. будут конкурентными, в отличие от предыдущих выборов в 2000-2004 гг. То есть будет реальная альтернатива кандидату от власти, и Собянин хотел продемонстрировать, что он может побеждать с уверенным результатом в условиях конкурентной борьбы. Но это у него не получилось".
Что касается перспектив Шойгу, то его сверхпопулярность может обернуться против него.
"Что касается Шойгу, то он тоже нацелен на это, но у него другая проблема, он устойчиво популярен и его популярность играет против него, потому что есть опасность, что Путин все-таки такого человека, который возвышается над остальными, попытается немного отклонить", - отметил Павел Салин.
Среди вероятных претендентов на высокий пост эксперты называют Дмитрия Рогозина, однако его шансы невелики, и в нынешнюю "элиту" он не вписывается.
"Шойгу или Собянин элиту устраивает, они воспринимается, как такой "Путин-2", который равноудален от разных группировок, а значит не примет ничью сторону. Но Рогозин другой – его амбиции ярко выражены, как и политические предпочтения, и они элиту пугают, потому что если Рогозин станет президентом, он просто все внутриэлитное поле перепашет, и всю правящую питерскую группу просто разгонит. Поэтому у него шанс стать преемником не очень высокий, несмотря на харизму. И что касается "клановости", в нынешней ситуации он лоббист не силовиков, а промышленно-оборонного комплекса, но это ситуативная его роль, и он играет эту роль именно потому, что он стал вице-премьером по оборонке", - отметил Салин.
Но не будем забывать, что после выборов появляется новая фигура федерального значения - в дамки выходит подмосковный губернатор Андрей Воробьев. Да, никто не ожидал, что какому-либо кандидату на пост главы Подмосковья во время выборов удастся набрать невероятно большое количество голосов. Конечно, эксперты смотрят с прищуром, скептически относятся к Воробьеву – мол, он тут ни при чем, это потому что Гудков вдруг ни с того ни с сего "слил" выборы.
"Что касается победы Воробьева, то это совокупность случайных, но благоприятных для него факторов, - говорит политолог Павел Салин, - в частности то, что Гудкова сломали окончательно и он отказался быть "подмосковным навальным", хотя и потенциал у него был гораздо меньше, чем у Навального, потому, что Гудков все-таки человек системы".
Андрей Воробьев — сын Юрия Воробьева, бывшего заместителя Сергея Шойгу по МЧС. Кроме Сергея Шойгу среди покровителей Воробьева-младшего называют предпринимателя и близкого друга Владимира Путина - Геннадия Тимченко. Последний несколько лет назад стал крупным акционером компании Воробьева "Русское море", и в совет директоров вошел зять Тимченко. Андрей Воробьев называет Шойгу "своим крестным отцом в политике".
"Шойгу остается одним из популярных действующих чиновников. Чиновники обычно непопулярны, но Шойгу - это редкое исключение, он достаточно популярный человек. Его поддержка имела значение. С другой стороны, Воробьев еще сам не успел набрать негатива. Воробьевский негатив - это негатив от партии "Единая Россия" в целом, а его личный негатив отсутствует, никакого багажа негативных моментов в его отношении нет, он человек относительно новый. Поддержка Шойгу плюс мобилизация электората - вот вам и результат", - объясняет успех Воробьева Доренко.
Сергей Черняховский напоминает, что "преемники" по русской традиции возникают внезапно и, можно сказать, из воздуха – только что его не было как политика, и вдруг…
"Как показывает опыт, никто из тех, кто представляется возможным кандидатом за пять лет до выборов – им обычно не становится. Я могу напомнить, что в 1996 г. преемником Ельцина называли Лебедя, в 1997 г. - Немцова, а к 1999 г. ни того, ни другого не осталось среди серьезных претендентов, в то время как в начале 1999 г. никто не видел Путина в этой роли. Я хочу обратить внимание, что до осени 1995 г. никто всерьез и не думал о том, что действительным соперником Ельцина может стать именно Зюганов. И вообще в 1994 г. Зюганов еще не был особо значимой политической фигурой, поэтому "преемник" определится позже, а кого мы будем перебирать сегодня - все это ложные мишени.
Я думаю, что преемником Путина в 2018 г. будет сам Путин. Если не будет никаких форс-мажоров, он победит любого кандидата из мыслимых. Сам он однажды предложил Медведева в тот момент, когда все были уверены, что это будет Иванов. В этом отношении я думаю, что основной вариант – это Путин, второй вариант, что будет предлагаться на замену тот, кого мы сейчас не знаем, не расцениваем, как вероятного претендента", - рассказал Черняховский.
Как считает эксперт, Путин пойдет скорее следующим путем: мистера "Икс" он сделает в 2018 г. премьер-министром, а уже в 2024 г. будет ему передавать власть. Но это в "спокойном" варианте. Путин жесткими сценариями себя никогда не ограничивает, его решения предполагают достаточно высокую вариативность действий. И пока Путин весьма успешно тяготится властью, претенденты на престол из разных кланов строят систему взаимодействия, прикидывая, кто займет для начала пост непопулярного премьер-министра Дмитрия Медведева, который, кстати, в свою очередь, в прошлом году в интервью французским СМИ перефразировал русскую поговорку и сказал, что президентство – это река, в которую можно войти дважды. Именно за это так не любят Медведева на родине - зачем переделывать русскую мудрость для иностранцев?