18 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgCAM8N
Укладка ламината на http://remont.youdo.com/facing/floor/laminate/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Ливанов собрал сторонников реформы РАН и еще раз ее одобрил

Несмотря на продолжающиеся митинги несогласных с реформой РАН ( предстоящий будет в эту субботу в Москве, его решили провести в формате "встречи с депутатами Госдумы"), многим ученым уже давно ясно, что скандальный законопроект все-таки будет принят. Не хватает лишь подписи президента. Этим летом Совет по науке и Общественный совет создали рабочую группу, в которую вошли 18 экспертов, разработавшие собственную концепцию видения деятельности Академии после ее реформирования. Свои предложения научное сообщество представило накануне министру образования и науки России Дмитрию Ливанову на заседании Совета. Сразу отметим, что на обсуждение концепции ярых противников реформы РАН не позвали, а потому собравшиеся единодушно поддержали документ, разработанный рабочей группой.

Первым на заседании выступил сам Ливанов, отметив, что законопроект, который был принят уже в третьем чтении и одобрен Советом Федерации, полностью соответствует концепции того закона, который изначально внесен Правительством РФ. Он также отметил, что Министерству было важно сохранить "базовые положения" законопроекта. Так, наиболее важным пунктом, который остался неизменным, по мнению Ливанова, стала передача управленческих и финансовых функций госагентству.

"Сейчас в РАН одни и те же люди, по существу, определяют приоритеты исследований, формулируют темы фундаментальных работ, проводят конкурсы, определяют победителей, сами эти работы выполняют, финансируют и сами себе отчитываются. Эта постоянная ситуация конфликта интересов должна быть исключена, и эту цель закон решает", - заявил он.

Вторым по значимости положением в законопроекте Ливанов назвал передачу имущества РАН в собственность агентства, он подчеркнул, что только так можно гарантировать то, что собственность Академии будет использоваться по назначению. И, наконец, третье "базовое положение", которое озвучил министр, это объединение всех трех академий в новую Академию наук.

"Объединение трех Академий наук нужно для того, чтобы появились предпосылки для более активного развития междисциплинарных исследований, которые часто лежат на стыке", - сказал он.

Также Ливанов добавил, что реформа Академии наук предполагает то, что активно работающие ученые, независимо от их статуса, смогут участвовать в принятии ключевых решений по определению приоритетов в науке. "Мы сразу заняли позицию открытости, что для нас очень важно — открытость по принятию любых решений, связанных с определением приоритетов, активное вовлечение активно работающих ученых в принятие решений, независимо от их формальных статусов, и в части создания новых научных организаций, инструментов финансирования", - заманчиво рассказывал он.

Кроме того, министр доложил, что новая реформа позволит создавать новые и хорошо оснащенные лаборатории, которые привлекут молодых ученых.  "Новая кадровая модель должна сделать так, чтобы работа в науке стала привлекательной для лучших выпускников российских университетов. Нам надо построить систему, которая бы обеспечивала приток молодых ученых. Пока такого нет, поэтому сейчас будет продолжаться старение науки, вымывание конкурентно способных людей, которое, к сожалению, за последние годы переломить не удалось", - уверенно отрезал министр-реформатор.

Переходя к теме заседания, Ливанов отметил, что для него крайне важно услышать мнение людей, работающих в науке.

"Хочу выразить большую благодарность членам Совета по науке, членам Общественного совета, которые очень активно в течение летнего времени, которое, как правило, не предполагает такой активной интеллектуальной деятельности, поработали", - добавил министр.

После выступления Ливанова слово было предоставлено председателю Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ, проректору Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Алексею Хохлову, который представил концепцию того, как, по мнению экспертов, должна функционировать Академия после ее реформы. Начиная свой доклад, Хохлов отметил, что над документом, представленным на заседании, "работали 18 специалистов, в их число вошли сам Хохлов,  главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, нобелевский лауреат Андрей Гейм и один из самых высокоцитируемых российских ученых Руслан Валиев".

Так, по мнению экспертов, ключевые решения агентства, например, открытие, закрытие, реконструкция институтов РАН или же организация их научного аудита, должны приниматься специально созданным коллегиальным органом — научно-координационным советом ведущих ученых - Сенатом -  и по согласованию с президиумом РАН.

"Сенат должен на четверть состоять из ученых, выбранных президентом РФ, на четверть — из членов академии, выбранных ее общим собранием, на четверть — из сотрудников институтов РАН, выбираемых от групп институтов смежных специальностей, и еще на четверть — из ученых, преподавателей и сотрудников инновационных компаний, работающих вне РАН, но выбранных общим собранием Академии", - пояснил Хохлов.

Отметим, что при этом Сенат будет являться исключительно консультативным органом. Кроме того, рабочая группа предложила проводить аудит институтов, их лабораторий и сотрудников, чтобы выявлять, кто в российской науке работает на мировом уровне в своих областях, а кого не мешало бы "почистить".

Согласно предложениям, лучшие сотрудники РАН, выявленные в ходе аудита, могут получить статус "постоянный сотрудник РАН". По словам Хохлова, такой статус могут получить люди, удовлетворяющие достаточно высоким требованиям, которые, в свою очередь, должны быть определены по согласованию с отделениями РАН. Кроме того, сотрудников будут переаттестовать каждые пять лет, а по достижению постоянного сотрудника возраста в 70 лет, он переводится на должность "научный консультант РАН" с сохранением зарплаты или с ее незначительным понижением, но без права занятия административных должностей.

"Аудиты тоже надо проводить раз в пять лет, очень важно, чтобы в эти комиссии вошли ведущие ученые, около половины членов комиссии могут быть зарубежные ученые, которые бы проверили, каким образом работает данный институт РАН", - продолжил свое выступление Хохлов.

Он заявил, что комиссией было принято решение о том, что, прежде всего, в институтах академии нужно оценивать лаборатории, а затем уже проводить аудит сотрудников и самого института.

"Мы считаем, что по окончанию аудита комиссия должна формулировать детальные советы по изменению структуры института", - добавил Хохлов. Проректор МГУ признался, что хотел бы, чтобы такую аттестацию проходила не только Академия, но и другие научные институты, которые не входит в состав РАН.  "Есть много организаций, которые не входят в РАН, например, Сколково, Курчатовский институт, там должны тоже проходить аттестации и проверки сотрудников по тем же параметрам, что и в РАН", - заявил Хохлов.

Эту инициатива, явно, пришлась по душе всем собравшимся представителям научного сообщества. Кто-то даже высказался о том, что если такая аттестация пройдет и среди институтов, не входящих в РАН, то 90% всего финансирования будет отдано институтам, находящимся под контролем РАН.

Еще одна инициатива, предложенная рабочей группой и воспринятая с большим одобрением участниками заседания, - это создание центров передовых исследований, во главе которых стояли бы ученые-лидеры в своих областях, кроме того, они могли бы иметь максимальную свободу в выборе тем исследований и наборе научного штата.

"Если есть мировой лидер, которому мы можем доверять, ему надо только дать возможность набирать сотрудников — без всяких конкурсов. Разумеется, они должны каждые пять лет проходить аудит, причем более жесткий, чем аудит обычных лабораторий", — сказал Хохлов.

В свою очередь в зале прозвучало мнение о том, что в дальнейшем такие центры станут прообразом новой научной организации, где будут руководить крупные ученые, а не агентство.

Кроме того, член Общественного совета при Минобрнауки, академик Георгий Георгиев из Института биологии гена РАН заявил, что "реанимацию" Российской Академии наук нужно начать с существенного повышения объемов грантов на научные исследования.

"Еще в этом году необходимо ввести конкурсное финансирование, опираясь на настоящие конкурсные программы РАН. Проводить это финансирование не в таких убогих масштабах, как это есть сейчас — три-пять миллионов рублей, а от пяти до 20 миллионов рублей", - заявил Георгиев.

"Нужно срочно поддержать хорошо работающие группы. Нужно провести научный аудит — эта оценка должна быть не на основе суммирования численных показателей, а на базе экспертной оценки квалифицированными учеными", — поддержал его другой член Совета, математик, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов. Смирнов добавил, что в России все еще есть много научных групп, работающих на мировом уровне, и наукой интересуются многие способные студенты и школьники, но ситуация требует срочных действий, иначе все молодые специалисты уйдут из российской науки.

В свою очередь, входящий в Совет по науке, сотрудник Физического института имени Лебедева РАН Юрий Ковалев напомнил, что стипендия аспиранта сейчас составляет шесть тысяч рублей. "Первое, что нужно сделать, как можно быстрее увеличить стипендии аспирантов очной формы. Финансово они должны иметь возможность 100% времени работать в лаборатории", — сказал он.

Ковалев добавил, что многие аспиранты опасаются, что с переходом академических институтов в ведение агентства общежития тоже окажутся в распоряжении агентства, и они могут остаться без жилья. Также тему проживания научных работников затронул член Общественного совета Минобрнауки и заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд.

"Согласно существующему законодательству, в ведомственном жилье может жить только человек, которого нанял на работу только собственник этого жилья. Теперь на работу будут нанимать институты, а жилье будет принадлежать агентству, поэтому всех, кто в этом жилье живет, согласно уже существующим законам, надо немедленно выселить. И таких примеров будет бесконечное количество. На самом деле проблема не в том, чтобы переходный период прошел гладко, а в том, чтобы система не сломалась сразу", — сказал ученый.

И тут же добавил, что ведомству Ливанову удалось сделать то, что не удавалось никому – "сплотить всех ученых".

"У меня есть вечная печаль, мне приходится идти на митинги, которые организовывают коммунисты, мне противно, но деваться некуда. Министерству удалось сделать, что не удавалось никому – консолидировать научное сообщество", - продолжал петь дифирамбы Ливанову Гельфанд. В последнем замечании с ним, пожалуй, согласились бы и те, кому не противно на эти митинги ходить и не страшно отставить свою точку зрения - уж их-то реформа РАН сплотила сразу.  

В заключении общения ( дискуссией это назвать было сложно) один из заведующих лабораторий попросил министра Ливанова обеспечить институт подписками на научные журналы. Молчавший все время министр заметно оживился и пообещал, что ученые не останутся без журналов и еще раз попробовал заверить всех в том, что объемы финансирования Академии сокращать не будут. Впрочем, никто из собравшихся и не пытался вступить в полемику с Ливановым. Даже собравшееся в этом зале сторонники реформы, очевидно, понимали, что жить теперь придется по законам джунглей, о чем в заключении еще раз напомнил и сам реформатор. "Мы считаем, что внутри новой системы институтов надо обеспечить максимально полное управление научного сообщества, но при условии, что это будет управляться сильными учеными", - отметил Ливанов.
 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС