"Номинация на Нобелевскую премию мира - это подкуп Путина европейскими элитами"
Владимира Путина официально выдвинули кандидатом на получение Нобелевской премии мира. Письмо в Нобелевский комитет направила Международная академия духовного единства и сотрудничества совместно с несколькими депутатами Госдумы. По мнению инициаторов выдвижения, президента Путина за его деятельность в Беслане, Южной Осетии и Сирии поддерживают не только в России, но и в Европе и США. Весь мир, буквально, захотел Путина себе в президенты, уверяют в академии, а, значит, "он – человек 2013 года!". Но вот только нужна ли эта премия самому Путину? Об этом и не только в интервью Накануне.RU рассказал политолог Алексей Мухин.
Вопрос: Как Вы относитесь к идее выдвижения Владимира Путина кандидатом на получение Нобелевской премии мира? Поддержали бы Вы его кандидатуру?
Алексей Мухин: Я думаю, что выдвижение Путина кандидатом на Нобелевскую премию мира несет исключительно риски, так как поводы выдвижения – Беслан, Южная Осетия и Сирия не являются бесспорными для западного сообщества. На этот счет там существует диаметрально противоположная точка зрения и дискуссия. К сожалению, результат этой дискуссии будет интерпретирован не в пользу руководства России. Обоснование этого выдвижения вызовет жаркую дискуссию, и результатом этой дискуссии станет снижение репутационного порога для носителя верховной власти, то есть для Владимира Путина.
А аргумент, который приводила инициативная группа, мол "вот, Барак Обама тоже получил Нобелевскую премию мира лишь за то, что обещал вывести войска из Афганистана", весьма сомнительный. И едва ли стоит ставить Путина в положение Барака Обамы. Сейчас американский президент вынужден оправдываться за всю политику Штатов, в том числе и за своего предшественника Джорджа Буша-младшего.
Мы находимся в разной системе координат – Россия и США. И Путин многократно говорил, что мы отстаиваем свои национальные интересы, но при этом мы признаем доминирование международного права, а Соединенные Штаты Америки это право игнорируют, они преследуют свои национальные интересы. И выдвижение Путина на Нобелевскую премию, на данный момент, когда ситуация еще не разъяснена до конца, является, на мой взгляд, преждевременным.
Вопрос: Как Вы думаете, как относится сам президент к такой инициативе?
Алексей Мухин: Скорее всего, и сам президент испытывает к этому выдвижению двойственные чувства. Это европейская премия, и европейское сообщество находится в плену своих стереотипов гораздо больше, чем мы можем себе это представить. Исходя из этих стереотипов, премия мира была присуждена тому же Бараку Обаме, например. Поэтому сама дискуссия о номинации Владимира Путина с самого начала будет носить нездоровый характер.
Вопрос: Кроме Обамы, премию мира получали и наш академик Сахаров, и Горбачев – фигуры куда более неоднозначные…
Алексей Мухин: Сахаров сам по себе был очень неплохим человеком, однако факт остается фактом – он был одним из создателей водородной бомбы. И это всегда надо учитывать при оценке его исторической личности. Что касается Михаила Горбачева, то тут очень тяжело выражаться цензурно в отношении его номинирования на премию мира.
Вопрос: Считаете ли Вы, что президент России действительно буквально "остановил войну в Сирии"?
Алексей Мухин: Да, достигнут важный результат – США, с помощью разных механизмов, в том числе и с помощью позиции Китая, удалось вернуть в правовое поле. Насколько долго они там удержатся – покажет время. Все зависит от того, насколько нервно поведут себя группы влияния США, предчувствующие финансовую катастрофу.
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что Вы все же не считаете это "достижением Путина"?
Алексей Мухин: Давайте не будем умалять заслуг Владимира Путина, который все-таки высказал от имени России свое веское слово, и это слово было услышано. Но это не повод, чтобы сразу давать премию мира. Мне кажется, что это очень похоже на подкуп Путина со стороны европейских элит. Если они действительно намерены присуждать ему такую премию. Я подозреваю, что они просто используют эту премию, чтобы шельмовать российского президента, чего мне очень не хочется.
Вопрос: Каков Ваш взгляд на дальнейшее развитие сирийского кризиса?
Алексей Мухин: Здесь слишком много факторов, чтобы делать определенные прогнозы. Но добром это точно не кончится. Проблема ведь, практически, заморожена. Ни одна из причин, которая привела к развитию этого кризиса и перевода его фактически в вооруженную стадию, не исчезла. О какой премии мира тут можно вообще говорить?..