Из Китая в Европу через Челябинскую область. Что даст региону ТЛК "Южноуральский"?
Началась реализация масштабного проекта России, Китая и КазахстанаНа днях в Увельском районе Челябинской области был заложен первый камень на месте строительства транспортно-логистического комплекса "Южноуральский". В масштабном проекте, который уже окрестили "новым шелковым путем", принимают участие Россия, Китай и Казахстан. Эксперты называют это событие историческим и не исключают, что именно ТЛК, одобренный лично Владимиром Путиным, выведет отношения с нашими китайскими партнерами на новый уровень.
Напомним, чуть больше года назад губернатор Челябинской области Михаил Юревич подписал двустороннее соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Народного Правительства СУАР КНР Ши Даганом, после чего проект ТЛК "Южноуральский" был одобрен Президентом России Владимиром Путиным.
"С подписания соглашения прошло совсем немного времени. Этот проект дает совершенно новые возможности для оптимизации транспортных потоков и превращения южноуральской земли в центр поставок товаров из азиатских стран на территории европейских государств. Проект согласован на высоком межправительственном уровне. Он получил поддержку Делового совета стран Шанхайской организации сотрудничества. Проделана огромная подготовительная работа. Улажены все организационные проблемы", – рассказал председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков.
Позднее к проекту присоединилась республика Казахстан. Подписанное трехстороннее соглашение гарантирует "зеленый коридор" в доставке грузов по территории Казахстана. Сергей Комяков отмечает, что новый коридор станет кратчайшим путем транспортировки китайских товаров в Россию и обратно.
Эксперты называют это событие историческим.
"Инфраструктурный объект такого масштаба – более 100 га – для Челябинской области явление новое. Без всякого сомнения, ТЛК "Южноуральский" для нашего региона – это реальный шанс стать ключевым звеном в инфраструктуре международных перевозок", - рассказал Накануне.RU исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров.
С запуском транспортно-логистического комплекса следует ожидать притока инвестиций в регион, что будет очень кстати. По данным Росстата и министерства экономического развития Челябинской области, по инвестициям в основной капитал Южный Урал идет практически на уровне российских показателей (96,3% и 98,6% соответственно).
"Спад небольшой, если учесть, что в 2012 году были завершены крупные инвестпроекты в металлургии. Например, один только "Стан 2000" стоил свыше 44,5 млрд руб. К этому необходимо добавить, что сам по себе инвестиционный процесс не замораживается. Сохраняется установка губернатора Михаила Юревича на увеличение объемов ВРП в 1,5 раза. Исходя из этого выстраивается комплекс задач, связанных с ростом в конкретных отраслях. Наиболее существенный прирост планируется в горно-добывающей промышленности, пищевой и перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве и производстве стройматериалов. При всех малоблагоприятных прогнозах планируется, что эти отрасли будут работать в течение ближайших лет в плюсе, с минимальным приростом 2-3% ежегодно, а в горном деле и производстве оборудования – до 7-8% ежегодно", - отмечают в минэкономразвития.
Планируется, что и запуск ТЛК "Южноуральский" окажет значительное влияние на экономику области.
"Для экономики Челябинской области наличие ТЛК будет, я думаю, достаточно заметным. Во-первых, обработка сначала 2,5 млн тонн грузов, а потом и 5 млн тонн в год – это серьезные деньги! Часть из них в виде налогов будут поступать в бюджеты разных уровней. С этой точки зрения бюджет Увельского района заметно выиграет. Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры положительно скажется на диверсификации экономики нашего региона. В-третьих, любой положительный толчок в транспортной сфере несет с собой заметный синергетический эффект для других отраслей и усиливает деловую активность во всем регионе", - говорит Александр Гончаров.
Что касается налоговых поступлений, то губернатор Михаил Юревич заострял на этом внимание еще в 2012 году на встрече с редакторами ведущих СМИ. В качестве решения проблемы с неплатежами металлургов предлагалась более интенсивная диверсификация экономики, развитие смежных отраслей и производств, участие предприятий области в федеральных инфраструктурных проектах.
"Это отчасти уже происходит. Челябинская область достаточно успешно компенсирует выпадающие доходы ростом налоговых поступлений от других отраслей. За восемь месяцев 2013 года выросли налоговые поступления от строительной отрасли – на 22%. От производства и распределения электроэнергии, газа и воды поступления выросли на 31%. От добычи полезных ископаемых – на 60%. От сельского хозяйства – на 18%. Даже машиностроение увеличило отчисления на 3%", - отмечают в министерстве экономического развития.
Как известно, ТЛК "Южноуральский" будет построен в Увельском районе. В этой связи можно считать, что центры деловой активности начинают смещение от крупных промышленных центров в провинцию, полагают эксперты.
"Да, можно с полным правом говорить о смещении деловой активности из областного центра в провинцию. В доказательство этого утверждения можно привести такой факт: в этом году журнал "Форбс" опубликовал очередной рейтинг городов, где наиболее благоприятный климат для развития предпринимательства. Так вот, Челябинск в этот рейтинг не вошел, зато появился Магнитогорск.
Или вот еще свежие примеры: на днях в Коркино открылся суперсовременный крановый завод, единственное в России предприятие машиностроительной отрасли, построенное с нуля. В Копейске также строится транспортно-логистический центр. Кстати, в этом проекте используются столичные инвестиции. А в Варненском районе Челябинской области идет масштабное строительство крупнейшего в Европе горно-обогатительного комбината", - рассказал Накануне.RU исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей.
По мнению Александра Гончарова, в небольших городах и муниципальных районах есть свои плюсы: например, там дешевле земля и инженерная инфраструктура, уровень зарплат не столь высокий, как в крупных городах. Поэтому, логично, что бизнес, сокращая издержки, предпочитает начинать новые проекты в провинции.
Увельский район тоже окажется в плюсе. Как рассказал Накануне.RU глава муниципалитета Анатолий Литовченко, со строительством транспортно-логистического комплекса планируется создание сотен рабочих мест.
"А это трудоустройство, в том числе и жителей нашего района, соседних городов. Появление на территории района нового промышленного объекта позволит получать дополнительные доходы в местный бюджет. Конечно, нельзя упустить из виду тот факт, что возведение такого крупного комплекса повлечет за собой и развитие социальной инфраструктуры. Однозначно можно говорить, что реализация данного инвестиционного проекта положительно скажется на дальнейшем социально-экономическом развитии Увельского района. Мы стараемся содействовать и помогать, чтобы строительство началось и проходило быстро и оперативно", - говорит Литовченко.
Этот проект чрезвычайно выгоден и для китайской стороны. Развивающейся Синьцзян-Уйгурской республике комплекс даст толчок для развития экономики. В Россию начнутся крупные поставки одежды и обуви, электроники и бытовой техники, машин и продуктов питания.
"Китай, Казахстан и Россия – это хорошие друзья и партнеры. Мы должны развивать наши отношения в разных отраслях. Китай и Россия сейчас быстроразвивающиеся страны. Китайцы говорят, что вместе можно достичь больших успехов. Эта дорога открывает нам путь не только в Россию, но и в Европу. Наши товары распространятся по всему миру. Мы также заинтересованы в получении российских товаров высокого качества. Это поистине новый шелковый путь!" - уверен Ши Даган.
"Выведет ли строительство ТЛК "Южноуральский" отношения России и Китая на совершенно новый уровень? Думаю, шансы для этого очень хорошие", - считает Александр Гончаров.
По его мнению, ключевую роль сыграло личное участие губернатора Челябинской области Михаила Юревича в этом проекте.
"Я уверен, что только благодаря активному педалированию этой темы Михаилом Юревичем для строительства ТЛК выбран наш регион. Не следует забывать, что конкуренция была серьезная и со стороны других регионов. Например, Оренбургская область была не прочь переключить внимание китайских партнеров на себя. Но победили все-таки мы!", - заключает Гончаров.
Справка
Общая площадь ТЛК "Южноуральский" – 180 га, в том числе сам ТЛК – 120 га и промзона – 60 га. Объем инвестиций на I этапе – 120 млн евро. Партнером выступает ОАО "Государственная транспортно-лизинговая компания" (Россия).
В реализации проекта также принимают участие казахстанские компании (в рамках заключенных соглашений): ОАО "Кедентранссервис" (комплексная поддержка контейнерных шатл-перевозок) и АО "Казакстан Темир Жолы" (обеспечение железнодорожных перевозок по территории Казахстана).
Планируемая пропускная способность таможенного пункта на ТЛК – 400 контейнеров в сутки. Годовой грузооборот – 2,5 млн тонн в год. Ежедневная отправка – 400 автоконтейнеровозов для доставки до конечного потребителя.