"Володинская оттепель": с парадного крыльца - поиск идеи, с черного хода - "Welcome!" для "болотной"
В преддверии съезда "Единой России", где обсудят так называемую программную статью Дмитрия Медведева и его "жесткие меры", противоречащие социальной программе президента, нельзя не вспомнить речь Владимира Путина на Валдайском форуме. И политики, и эксперты сходятся во мнении, что это было именно то заявление, которого ждали 20 лет.
Путин признал, что страна не может развиваться без национальной идеи.
Тем более странно, когда президент говорит об укреплении власти, а перед съездом "партии большинства" "володинская весна" продолжает победное шествие по стране.
История с необходимостью "расцветания ста цветов" - уже была как-то, помнится, отыграна в российской политике. Совсем недавно. Еще всякие левые-правые ноги партии власти создавали. Закончилась уходом Суркова из Кремля и "болотными миазмами", которые не на шутку напугали ту самую "кремлядь", против коей истерично выступали норковые шубы и сетевые хомяки.
А с "оттепелями" в политике нашей страны вообще все заканчивалось страшновато. По крайней мере, даже безнадежные в смысле умения мыслить либералы не могут ничего возразить тому тезису, что "хрущевская оттепель" закончилась через сорок с лишним лет потерей великого государства и утратой Родины. И "брежневская подморозка" не спасла. Но!
Если лысому кукурузнику просто не под силу было сломить враз то, что строил такой великан как "советский народ под руководством Сталина" с 1917 по 1953, то развалить сегодняшнюю источенную короедами-коррупционерами вертикаль власти на хлипких ножках - дело пустяковое. Надо-то всего: какой-никакой претендент в диктаторы с решительной физией (чем не Навальный?), финансовая и оргподдержка в стиле "заграница нам поможет" да заранее расставленные в дырочки той самой дурно пахнущей властной пирамиды агенты-термиты.
Есть упорное подозрение, что все составляющие имеются.
А народ, как констатировал на века великий Пушкин, безмолвствует.
А чего ему, собственно, нервничать? Он давно понял - оба хуже. Правда-таки, собрался и нехотя, с угрюмым выражением лица, но поддержал лидера 2000-х. Похоже, не очень надеясь, что получит от него понимание. И, как всегда в истории России, получил: награждение непричастных и наказание невиновных.
А сейчас с помощью того самого "нового" тренда, обозванного "володинской весной", проходит операция по запуску отдельных особо громко жужжащих и дурно пахнущих особей из "болотной кучки" в уже прогрызенные дырочки властной пирамиды. Перечислять факты вообще-то и не за чем, но просто для того, чтоб еще раз напомнить: раскрут Навального (помощь в муниципальном фильтре, непосадка, т.д.) - вклад в набор рейтинговой популярности для будущих боев; мягкая дорожка, постеленная Ройзману "серыми кардиналами" екатеринбургской мэрии, приведшая его в легитимную властную вертикаль; петрозаводская история, красноярский ренессанс героя конца 90-х/начала нулевых "Толи Быка", etc.
При этом, заметим, запуск оппозиционных элементов идет в четком соответствии с либеральным "фэйс-контролем". Ни одного экономиста, политика или просто чиновника с ориентацией "левый" пока не замечено в кремлевском предбаннике.
Не надо сбрасывать со счетов еще и то, что осуществление "володинской весны" поздней осенью 2013 уже забрызгало грязью немало, может, и не альтруистически, но верно по отношению к отцу нации настроенных властных представителей. "Утираться" после брызг от "болотных луж" далеко не все из них умеют с восторгом и благодарностью. Так что намечается и такой интересный тренд, как хмурая злобность по отношению к "весенним оттепеленосителям" со стороны ключевых вертикаленосцев.
* * *
На Валдае Путин сказал, что страна не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения, идеологии. Идеалы советского времени, которые разрушали более 20 лет, по мнению Путина, основой для сегодняшней идеологии быть уже не могут. Также глава государства отверг и монархию, и фундаментальный консерватизм, и ультралиберализм. Так что же нам остается?
Об этом Владимир Путин и предлагает размышлять на разных уровнях, чтобы в декабре его валдайская речь могла модифицироваться в послание к Федеральному собранию. Будет ли вопрос о национальной идее из разряда риторических перенесен в практическую плоскость? Наш эксперт, политический консультант Анатолий Вассерман видит в этом проблему, так как на пути президента стоят юридические преграды: "Что касается поиска идеологии, то тут проблема вообще острая и неприятная: у нас в Конституции предусмотрительно вписали запрет на государственную идеологию, тем самым обеспечили идеологию антигосударственную. И я надеюсь, что когда наконец-то у нас сформируется содержательная идеология, она станет достаточно популярна, чтобы на нее ориентировались, невзирая на формальный, конституционный запрет. Реинтеграция России, называвшейся одно время Советским Союзом, дело, конечно, абсолютно необходимое, но недостаточное. Реинтеграция возможна под разными лозунгами, и поэтому, чтобы ею всерьез заниматься, нам надо заранее выработать такую идеологию, тот набор целей, что будут предъявлены тем, с кем мы будем реинтегрироваться".
Вполне возможно, что разработка идеологии и поставит вопрос об изменении Конституции Российской Федерации, которую приняли в начале 90-х. Но в то же время, будто бы предупреждая возможность ухода к консервативным ценностям, слушая призывы к поискам новой идеологии с парадного крыльца, "черный ход" открыли для оппозиции, и представители оной с удовольствием проникают в рыхлый государственный механизм. Считается, что курс под брендом "честные выборы на местах" запустил первый заместитель главы Администрации президента Вячеслав Володин, главная задача — трансформация протеста из внесистемного в системный — якобы начала выполняться. Но поиск идеологии – это и есть оружие в рамках войны с "либерально-семейным" кланом, который, как считает экономист Михаил Хазин, выступает против одного из важнейших путинских проектов - Таможенного союза (то есть, по сути - реинтеграционных процессов). И в рамках этой борьбы весьма странными кажутся игры с оппозицией.
Как стало известно из источников Накануне.RU, кадровое управление Администрации президента уже рассылает в регионы указания на составление списков "гуттаперчевых" оппозиционеров, которых можно было бы внедрять во власть и в систему для ее якобы "балансировки" и дальнейшего "развития демократии".
Косвенным подтверждением этому служат и заявления партбонз. Так, секретарь генсовета "ЕР" Сергей Неверов (считается человеком Володина) официально предостерег екатеринбургских парламентариев от того, чтобы они мешали работе думы "главы на доверии" Ройзмана. Неверов немало был возмущен тем, что против Ройзмана депутаты (!) применяют административный ресурс (!) в виде обращения в прокуратуру (!).
"Попытки оппозиционных партий использовать административный ресурс в виде обращений в прокуратуру для отмены результатов выборов являются странными", - заявил "генсек" "ЕР" Неверов, поддержав курс на "оттепель".
"Насколько я могу судить, никогда и нигде в мире власть не бывала абсолютно однородной. Всегда есть какие-то противоборствующие тенденции, конкурирующие группировки, причем дело тут не только в каких-то личных интригах, конкуренции личности за ресурсы, - комментирует ситуацию Анатолий Вассерман. - Грубо говоря, в спорах, кому что разворовывать - все гораздо сложнее, противоборствуют концепции и стратегии. В частности, вот уже, по меньшей мере, полвека в мире основная линия противоборства – это распри между торговцами и производственниками. Например, в США, по меньшей мере, со времен убийства президента Кеннеди, торговцы группируются вокруг демократической партии, а производственники вокруг республиканской. А в Российской Федерации сейчас торговцы группируются вокруг Дмитрия Медведева, а производственники - вокруг Владимира Путина".
Если принимать во внимание это противоборство, то можно легко понять очень многие события и шаги, которые представляются совершенно нелогичными, если считаешь власть однородной, объясняет Анатолий Вассерман. Становится понятно почему, когда президент провозглашает социально-ориентированную программу, правительство, наоборот, настаивает на переходе к "социал-дарвинизму".
"Это когда люди должны рвать друг друга зубами, как животные, в надежде на исполнение старой блатной поговорки "умри ты сегодня, а я завтра", - поясняет Вассерман, - Это как раз следствие того, что правительство у нас представляет интересы торговцев. Естественный вопрос – почему же тогда президент не отправит это правительство в отставку? Потому, что в каждом конкретном столкновении интересов позиции торговцев сильнее, деньги обезличены, поэтому их можно на любое конкретное значимое направление притащить много. И таким образом, с каждым конкретным столкновением торговцы, скорее всего, выигрывают".
"У Путина есть право говорить, но у него нет как у должностного лица права что-то менять. Право менять что-то есть "извне" - у МВФ есть право менять, у США есть право менять, но они будут менять в плохую сторону. Внутри прав ни у кого нет, - считает депутат Госдумы Евгений Федоров. - Открывает дверь оппозиции не Володин, открывает технология в прописанных законах Российской Федерации с 1991 г. Не то, что либерально-настроенных куда-то пускают – их никуда и не выпускали, они с 1991 г. управляют основными процессами страны. И даже не они, они являются проводниками иностранного управления, то есть у нас так написана Конституция, которую как раз Путин и критиковал фактически. Потому что он критиковал систему управления, а она отражается в законах Конституции – мы не можем производить внутреннее стратегическое управление вообще. Внутри прав ни у кого нет, это право Путину может дать только народ, если будет референдум - это единственная технология изменения принципов управления страной, других технологий нет".
Все же торговцы могут существовать только тогда, когда есть что продавать, уничтожая промышленность, они сами ставят себя в тупик – продавать будет нечего. Анатолий Вассерман подчеркивает, что население большинства стран – это и есть производственники, и потому, когда наш президент обращается к народу, его рейтинг подскакивает, и единственный способ одолеть либерально-семейный клан для него – это обратиться к народу. В случае, если "оппозиционная весна" продолжит "растапливать" государственный механизм, то и Путина может ждать весьма печальная участь (вспомним конец заигрывавшего с западом Каддафи) - в ослабленной системе либеральный клан разъест систему изнутри и окончательно сдаст страну транснациональному капиталу. Судя по всему, это начинает понимать и сам Путин.
"Нам невозможно, для России невозможно, поменять суверенитет на лучшее качество жизни, потому что если мы утратим суверенитет, мы утратим страну", - заявил на днях Путин на заседании президентского совета по культуре.
"Россия без суверенитета существовать не может, она просто развалится. Если она развалится, за этим последует череда крайне тяжелых последствий: деградация всей территории, социальной сферы и тех людей, которые на этих территориях проживают", - сказал Путин.
Если есть такое понимание, то почему тогда параллельно идет "расцветание" все тех же ста затасканных либералами цветков под звуки "володинской весны"?
Есть, правда, один любопытный момент. Возвращение Суркова в АП и отсыл Путина к тезисам "суверенной демократии", кажется, не случайно так синхронно сошлись во времени. Да, при "сером кардинале" Суркове оппозиция вышла на улицы, но путь во власть ей был заказан. Теперь выстроенная Путиным система власти с недоумением смотрит, как бывшие борцы с режимом оккупируют пошатнувшиеся уже властные коридоры и жмут руки бывшим непримиримым врагам. Хотя некоторые все же готовы проигнорировать новомодные "тенденции".