Анатолий Вассерман: Образование в России деволюционирует последние 10 лет
В последнюю четверть века наша страна с восторгом и энтузиазмом отыскивает по всему свету все самое худшее, что только можно найти и применяет у себяОбразование в России последние 10 лет деволюционирует, и положение вещей не изменится до 2020 года, когда общество вступит в эпоху нового социализма, считает политический консультант Анатолий Вассерман. Почему так происходит и какие книги нужно читать современной молодежи, чтобы сформировать целостную картину мира, известный публицист рассказал на лекции в Челябинском госуниверситете, которая прошла в рамках Всероссийского фестиваля науки. Подробности - в материале Накануне.RU.
Про образование
Школа, и средняя, и высшая нужна, прежде всего, для того, чтобы усвоить различные способы обработки знаний. Со школой сейчас есть серьезные сложности. Она, по многим причинам, последние 10-летие деволюционирует, отступает на более поздние этапы своего развития. Оптимальный вариант школы - то, что впервые сложилось в середине 19 века в нескольких германских государствах. До полного совершенства этот формат был доведен в середине 20 века в нашей стране. Было законоцентрическое обучение, когда весь процесс обучения строится вокруг представления о том, что мир подчинен сравнительно немногим фундаментальным законам, каждый закон сравнительно прост, но их взаимодействие формирует все наблюдаемое нами разнообразие мира. Чтобы постичь мир в целом, нужно разобраться в этих законах и научиться выводить следствие из этих законов.
Сейчас средняя и высшая школа отступает к фактоцентризму. Считается важным просто запомнить набор каких-то фактов, но запоминаются факты без серьезного изучения законов, их порождающих. Такой формат катастрофически нерентабелен. Объем сведений, которые надо запомнить при законоцентричном обучении, несравненно меньше, чем при фактоцентричном, а пользы от этих знаний несравненно больше, потому что можно выходить за пределы заученных фактов и на основе этих законов самостоятельно выводить новые следствия. Для этого надо хорошо думать, но думать - это еще и очень приятное занятие. Средняя и высшая школа сейчас преобразуются так, чтобы они не строили картину мира, а только разрушали ее. В странах, которые по каким-то причинам считаются развитыми, школа уже перестроена так, что разрушает картину мира.
В последнюю четверть века наша страна с восторгом и энтузиазмом отыскивает по всему свету все самое худшее, что только можно найти, и применяет у себя. К сожалению, у нас обучение перестраивается по этому заведомо тупиковому образцу.
Общая обстановка в экономике и политике страны такова, что до 2020 года я не рассчитываю на изменение положения дел в школе к лучшему. Ученикам придется самостоятельно восполнять то, что школа не в состоянии им дать. Главное – сформировать цельную картину мира, когда она в общих чертах есть, становится легче запоминать отдельные факты, потому что они не повисают в воздухе, а актуально раскладываются в ячейках. Становится легче выявлять ошибки в фактах.
Информация сама по себе очень мало дает, это всегда сырье для размышлений. Без такого сырья мозг работает в холостую. Интеллект – это накопление способов обработки информации. Все знать невозможно, а навык поисков в справочнике полезнее ее зазубривания. В 15 лет я начал читать 15-томный справочник машиностроения, два года с удовольствием изучал его, но не заучивал все данные, которые там приведены, а старался понять, как устроена отрасль и какие методы применяются. Запомнил много колоритных деталей, такие например как взрывные заклепки. Гораздо интереснее была не сама заклепка, а ход мыслей тех людей, которые ее придумали. Если бы мне довелось решать подобную задачу, я подумал бы, прежде всего, как упростить форму детали. Этот справочник я читал как коллекцию разнообразных ходов инженерной мысли, а не как какие-то данные, которые стоит заучить. Судя по моему опыту, запоминается в первую очередь то, что человека интересует. Мне повезло в том, что я очень любопытный человек по жизни, поэтому много и помнится. Важны в первую очередь не знания, а способы их обработки.
Формированию цельной картины мира способствовало прочтение мной детской энциклопедии, где приводятся не просто разрозненные сведения, а дается картина мира. Сформировать картину мира помогли книги: Фридрих Энгельс "Анти-Дюринг", Станислав Лем "Сумма технологии", Ричард Докинз "Слепой часовщик", Девид Дойч "Структура реальности". Читать их стоит, имея за плечами полный курс средней школы.
Про искусственный интеллект и инопланетный разум
Появление искусственного интеллекта возможно, а конфликта с человечеством быть не может. Интеллект формируется во взаимодействии с внешним миром, невозможно стать умным, варясь в собственном соку. Искусственный интеллект будет взаимодействовать с внешним миром другими способами, нежели мы, он будет развиваться другим путем. Соответственно, он будет находить в окружающем мире совершенно другие ресурсы своего развития, поэтому конкуренции у естественного и искусственного интеллекта за одни и те же ресурсы просто не возникнет. Они будут друг друга эффективно дополнять.
Что касается инопланетного разума, пока нет никаких известных нам причин, запрещающих существование цивилизаций на других планетах, но нет никаких надежных доказательств того, что жители других планет посещали нашу. Поэтому их существование возможно, но на нас они, скорее всего, никак не влияют. Кроме того, существа достаточно умные, чтобы преодолеть межзвездное расстояние, будут достаточно умны, чтобы не взаимодействовать с нами.
В 2020 году общество придет к социализму
В июне 1996 года я опубликовал в еженедельнике "Компьютерра" статью "Коммунизм и компьютер", которая представляла собой перевод с математического языка на человеческий некоторых старых трудов Виктора Глушкова, Леонида Канторовича и Фридриха Фон Хайека.
Из трудов Глушкова следовало, что весь имевшийся тогда в мире компьютерный парк для того, чтобы построить оптимальный план всего мирового производства, потратит примерно миллиард лет, то есть на практике такой план невозможен. Из трудов Канторовича следовало, что тот приближенный план, который можно в разумные сроки построить децентрализовано, когда каждый хозяйствующий субъект планирует свою работу самостоятельно, а деятельность других воспринимает только как ограничение на выбор своих вариантов деятельности, оказывается в несколько раз хуже, чем этот теоретически оптимальный план, но в несколько раз лучше, чем тот план, который в те же сроки можно построить централизовано. Грубо говоря, получалось, что рыночное хозяйство хуже теоретически возможного планового, но лучше чем практически достижимое плановое. Из трудов Фон Хайека следовало, что многие сведения, которые нужны для построения задачи планирования, становятся доступны только во время производства, а то и в процессе потребления, то есть заведомо недоступны планирующему.
Ровно через 15 лет, в июне 2011, в ежемесячнике "Бизнес-журнал" я опубликовал статью "Отрицание отрицания", где рассмотрел текущее состояние тех же исследований. Оказалось, что благодаря высокой скорости развития компьютеров уже к 2020 году станет возможно вычислять полный точный оптимальный план всего мирового производства менее, чем за сутки. Больше скорости в хозяйстве и не требуется. Раз у нас будет возможность вычислять точный план, нам уже не нужно приближенное вычисление, мы можем действовать централизовано.
Что важно, извлечь все преимущества этого плана можно только в том случае, если все средства производства будут находиться в единой собственности. Речь пойдет не просто о централизованном планировании, а именно о социализме. Уже сейчас практически все проектирование ведется с помощью компьютеров, большая часть производства управляется и контролируется компьютерами, большая часть заказов на товары проходит через интернет. Те сведения, которые во времена Фон Хайека были недоступны планирующим органам, теперь становятся доступны.
Получается, что, начиная с 2020 года, социализм станет выгоднее капитализма уже по всем показателям без исключения. Если сейчас у капитализма есть некоторые серьезные преимущества, ради которых приходится мириться со всеми его недостатками, то после 2020 года преимуществ у него уже не останется.
Мелкий жемчуг или жидкий суп?
Сейчас мы с коллегами занимаемся исследованиями многих вопросов, которые возникают в связи с этим предстоящим переходом. Уже ясно, что можно провести этот переход безударно, чтобы в процессе перехода никто не пострадал, чтобы каждый, кому придется чем-то пожертвовать, получил взамен существенно больше, хотя и в другом формате. Конечно, еще осталось довольно много не решенных вопросов, но время есть до 2020 года.
Такое резкое изменение общественного устройства скажется на всех сферах, включая и сферу обучения. Надо учесть, что по данным проведенных исследований, уже ясно, что все недостатки социализма, при котором я прожил большую часть жизни, так или иначе, проистекают из ограниченности возможностей информационных технологий. Иногда напрямую проистекают, иногда через долгую цепочку причинно-следственных связей. В новом обществе этих недостатков просто не будет. Понятно, что общества вообще без недостатков не бывает, но недостатки бывают разные. У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий. В новом обществе будет мелкий жемчуг, но это лучше жидкого супа.