23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBgeWN
Здесь http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/plasterboard/covering/, подробности по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Сталинград": добро пожаловать на фильм-аттракцион, где пионеры "зигуют", а советские женщины спят с немцами

Федор Бондарчук представил зрителям свое видение Сталинградской битвы. А, может, не стоило?

Сегодня в широкий прокат вышел новый фильм Федора Бондарчука "Сталинград", история о пяти советских бойцах и одной девушке, держащих оборону в полуразрушенном доме во время Великой Отечественной войны, передает Накануне.RU.

Сюжет "Сталинграда" держится на весьма пикантной завязке – пять советских бойцов и одна почти совершеннолетняя девушка держат оборону в полуразрушенном здании. В основу сюжета легла реальная история про дом Павлова – это был Дом Облпотребсоюза, обычный жилой дом с четырьмя подъездами. Когда советские войска отбивали город, несколько красноармейцев устроили там опорный пункт. В немецких картах дом числился как "крепость", в подвалах прятались оставшиеся в живых горожане, немцы никак не могли захватить укрепление даже с помощью танка. Оборона велась почти месяц, при условии, что протяженность жизни в Сталинграде 1942 г. составляла сутки, месяц - почти вечность. Из 31-го защитника дома Павлова были убиты лишь трое, чего нельзя сказать о героях фильма, которых в живых не осталось вообще. Простите за спойлер, но о судьбе пятерых мужчин становится известно еще с самого начала повествования.

Все начинается в Японии, где мы спасаем немцев

Бондарчук хотел сыграть на эффекте внезапности, но в итоге сама подводка к сюжету фильма выглядит крайне неуместно и глупо: в первых кадрах нам рассказывают о землетрясении в Японии, там под завалами дома лежат несколько подростков-немцев. А тот, кому обречено на протяжении всего фильма быть "закадровым голосом", проницательным и разъясняющим, приходит этих ребят спасать (вместе с российским МЧС). Он успокаивает ребят на немецком языке. Складывается ощущение, что он немец. Но история, которую он выбрал, чтобы "успокоить" немцев, как-то не вяжется со спокойствием. Так, он говорит, что у него было пять отцов. Немка из-под тяжелых плит пищит ему, что так не бывает. А вот и бывает, говорит Бондарчук, и начинается повесть о Сталинграде. Тут впору, как школьной учительнице, задать себе и другим вопрос: "Что хотел сказать автор в фильме об Отечественной войне?". В увертюре - Япония, которая сражалась на стороне фашистской Германии, переживает сильнейшее землетрясение, и туда, к бывшим врагам, едет наше МЧС и теперь спасает немцев из-под завалов – это всепрощение наше православное так показано? Или отмщение бывшим врагам принесла сама природа? И интересно, какого немца успокоил бы рассказ про Сталинградскую битву? Но девушка не могла убежать, и ей пришлось слушать – она же была под плитами. И вот она слушает весь фильм про то, как ее соотечественники убили "пятерых отцов" главного героя, разрушили город и наделали массу других неприятных вещей - жгли матерей и детей, принося их в жертву "древним германским богам", сожительствовали с советскими женщинами и не могли спастись от вшей.

Очередная фантастика про войну?

"Сталинград" станет уже третьей подряд кинолентой о войне, которую российский оскаровский комитет выдвигает на номинацию "лучший иностранный фильм" премии Американской киноакадемии в Голливуде. В 2011г. Россия выдвинула "Утомленные солнцем 2" Никиты Михалкова, в 2012-м это был "Белый тигр" Карена Шахназарова. Оба предыдущих фильма можно назвать фантастикой: "Белый тигр" - мистической, а "Утомленные солнцем" - михалковской. Что же приготовил нам автор "9 роты"?

Наш эксперт, главный редактор журнала "Однако" Виктор Мараховский считает, что задержка выхода фильма во многом определилась политическим настроением в стране, возможно, Бондарчук что-то усиленно менял после майских скандалов вокруг фильма "Четыре дня в мае", когда уставшая от чернухи о войне публика взбунтовалась.

"Премьера фильма была отложена на довольно длительное время, то есть почти на полгода, была проведена какая-то дополнительная работа над фильмом, я не исключаю, что эти дополнительные работы были связаны с опубликованными и высказанными первыми лицами государства, включая президента и министра культуры, некими новыми ориентирами.

Это все проходило в апреле-мае после скандалов, связанных с фильмом "Четыре дня в мае", были даны тогда некоторые ориентиры, чтобы объективно отражать действительность. Что в итоге вышло - сказать сложно, в принципе, Сергей Бондарчук известен как человек лояльный и тонко чувствующий политический момент", - рассказал Мараховский корреспонденту Накануне.RU.

Новый "Сталинград" - это блокбастер о советском времени в духе времени сегодняшнего

Хотя, возможно, задержка не связана с вырезанием каких-либо порочащих честь советского прошлого моментов, "Сталинград" - первый российский IMAX-3D-фильм, вполне возможно, что выход в прокат отложили из-за технических доработок. С помощью длинных планов и 3D режиссер постарался изобразить для зрителей масштабы "самой кровопролитной битвы" в истории человечества.

Фильмы об этой битве, так или иначе, снимались не раз, даже сам Бондарчук в 1989 г. участвовал в съемках ленты "Сталинград" режиссера Юрия Озерова. Главный отрицательный герой сегодняшнего "Сталинграда" – актер немецкого происхождения, который не раз играл фрицев, в том числе в драме Романа Полански "Пианист", Томас Кречманн, тоже в том же 1989 г. снимался в другом "Сталинграде" Йозефа Вильсмайера. Количество "Сталинградов" зашкаливает, но теперь российский режиссер взялся снимать настоящий блокбастер о советском времени в духе времени сегодняшнего - по голливудским лекалам с отсылками к другим фильмам о Второй мировой войне.

Главное отличие наших сегодняшних фильмов о войне – отсутствие страха показывать опять ту же чернуху бытовой жизни солдат. Если мы смотрим западный фильм о ВМВ, то видим опрятных женщин, красивую посуду, белые перчатки, доблестных офицеров СС, выпивающих из хрустальных бокалов красное вино. Такая у них там "чистенькая война" в основном. У нас с размахом показан полуразрушенный город, ободранные стены, провалившиеся лестницы, кровь, смрад и ужас войны. Возможно, это как раз и демонстрирует, чем была война для нас и чем была война на западе.

Бутафория, но очень захватывающая бутафория

Символично выглядит город, в его разрухе режиссер черпает определенную поэтичность – фонтан и скульптуры пионеров с отбитыми носами и руками (знаменитый монумент "Крокодил и дети"), упитанные белые каменные львы Сталинграда у парадных входов, зияющих дырами от бомбежки домов. Оно и понятно, ведь декорации к фильму уже назвали самыми дорогими в истории нового российского кинематографа - 120 млн рублей, их возвели в поселке Саперный Колпинского района Санкт-Петербурга. Художники соблюли реальные пропорции зданий, кропотливо воссоздали детали советско-имперской архитектуры. Разрушенные дома в сталинском стиле неоклассицизма создают гнетущую атмосферу запустения еще недавно величественного города, страны, эпохи. Декорации настолько удались, что в скором времени, по слухам, могут превратиться в музей-аттракцион, настолько там все аутентично. И конечно, не только вещи – тумбы, стенгазеты, окурки, кружки, портреты Пушкина на стенах и знакомые всем люстры - соответствуют времени, главное - лица. Приятно, наконец-то, вроде как в "голливудском" фильме про нашу войну увидеть славянские лица. Говорят, всех актеров для массовки Бондарчук утверждал лично.

фильм Сталинград, Федор Бондарчук|Фото: фильм Сталинград, Федор Бондарчук|Фото:

3D технологии заставили режиссера сменить свой залихавтский стиль монтажа на более спокойный, длинноплановый, модный 3D эффект создает ощущение присутствия, и это действительно непередаваемый опыт – попасть под бомбежку в Сталинграде. Настолько ощущается страх, что про неудобные очки забываешь. Это не плюс к художественному стилю, не оригинальность и верность сюжета – это такой же, своего рода, аттракцион. Бутафория, но очень захватывающая бутафория. Возможно, это заставит новое поколение увидеть в войне не только заученные фразы с открыток к 9 мая, но и "близкие" вещи, такие как "батлл филд" или другие компьютерные стратегии. Ведь эффектность фильма на декорациях не заканчивается, чего стоят советские солдаты, охваченные огнем, с пулеметами шагающие на немцев? Сцены зарева над городом, цепочка саперов, шествующих по воде ("Апостолы", - говорит старик-солдат и крестится), специальный отряд, одними ножами вырезающий целое гнездо вражеских войск, – и это не Спарта. Кино не уступает голливудскому по качеству – если бы не славянские лица на экране, авторство фильма можно было угадать в каком-нибудь Стивене Спилберге. Это не так хорошо, если понимать, что на именах и лицах все русское в кино кончается.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU  Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Кинематограф должен стремиться воспитывать людей на чем-то достойном, а не выискивать самые неприглядные моменты, - считает наш эксперт, автор книг о сталинской эпохе Игорь Пыхалов. - С технической точки зрения у нас есть потенциал для того, чтобы снимать хорошие картины, но, к сожалению, у нас проблема в кадрах, которые в нашем кинематографе оставляют желать лучшего. Собственно, это вполне понятно, потому что у нас за редким исключением режиссеры и актеры не являются патриотами России, это люди сомнительных взглядов и убеждений. Чтобы изобразить какую-то эпоху, нужно в нее погрузиться. Думать, как люди того времени, и вести себя соответственно. А для современных кинематографистов это противоестественно".

К слову о воспитании. В СССР "секса не было" – вот и в кино его тоже нет. Потому простому зрителю так и не понятно – так кто же отец ребенка той 18-летней девочки, которую солдаты нашли в этом легендарном доме? Это больше подходит к сюжету комедийной мелодрамы из 90-х, когда трое мужиков воспитывали одну дочь ("Трое мужчин и маленькая леди"), потому что не знали, кто же ее отец, и это создавало массу курьезных случаев. В атмосфере "самой кровопролитной битвы" о курьезах как-то думать не хочется.

Голливудская история про любовь

История девочки Кати такая: по каким-то своим причинам - "это мой дом, моя комната, мой город" - девочка покидать опасную зону не хочет и становится боевым товарищем для вояк, таких разных, брутальных, но в душе очень трогательных. Каждый из пятерых в нее влюбляется. Заходит разговор о том, как же ты тут раньше жила? Ведь дом мы отбили от немцев – почему они всех твоих родных, соседей убили, а тебя нет? Катя нервничает и говорит, мол, хотите меня судить – судите, но я ведь все это время вас ждала, защитники вы наши. Складывается ощущение, что она уже носит под сердцем ребенка давно, еще с тех пор, когда дом был оккупирован немцами. Тема советских женщин и гитлеровских захватчиков на том не заканчивается, в соседнем доме живет белокурая красавица Маша, к которой ходит немецкий офицер – она так похожа на его жену, что его чувства заставляют снабжать девушку провизией и спасать от смерти вопреки желанию командования. Маша, единственная героиня, которая появилась в постельной сцене, конечно, не особенно рада такой "дружбе", но отказаться не может.

фильм Сталинград, Федор Бондарчук|Фото: фильм Сталинград, Федор Бондарчук|Фото:

 "Сюжет идет по принципу "свинья грязь найдет", - делится своим мнением Игорь Пыхалов, - там выискиваются такие неоднозначные и неблагоприятные сюжеты. Плюс, действительно, это не исторично, и качество исполнения оставляет желать лучшего. У моего знакомого мама, правда, уже ныне покойная, тоже была жительницей этой местности, но она была в отряде, который помогал тылу, и подобных ей девушек были тысячи. И зачем обязательно искать тех, кто сожительствовал с немцами? Мы не отрицаем – такие тоже были, но, на мой взгляд, они не стоят того, чтобы стать героинями фильма".

Сцена, где советский мальчик при виде немцев вскидывает вверх руку и кричит "хайль", заставила многих в зрительном зале смущенно опускать глаза под очками 3D. Интересно, а был ли такой мальчик реально в 1942г.? Такой простой пионер, воспитанный на идеалах, видящий, как захватчики разгромили город и убили большую часть жителей – вскидывает руку? Бондарчук считает, что такой мальчик был, и он был достоин стать увековеченным в кинематографии.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU фильм Сталинград, Федор Бондарчук|Фото:

 "У них совершенно нет чести", – сетует лысый генерал Вермахта, занявший позиции в доме напротив советской "крепости", он говорит, что русские не умеют вести войну – в них столько мести, варварства, коварства. Они кладут золу в щелочь, от этого чистенький немецкий командир все время подергивается – столько на нем завелось вшей. А в соседнем доме на день рождения Кати ее пятеро мужчин преподносят подарок – кусочек мыла и ванну, полную горячей воды, ведь она, наверное, так давно не мылась! Видеть материальное в том времени, как первичное, свойственно сегодняшним режиссерам, им трудно представить, что когда-то людей не волновали нынешние привычки, что советские солдаты и победили за счет своего "варварства" в отношении к материальным благам, городам, которые крушила вражеская авиация, домам и ваннам. Потому они и не сдавались. Показательна сцена, когда немецкий главарь собирает свой отряд на площади, под огромным изображением Сталина на фоне. Перед тем как ворваться в осажденный дом, командир напутствует гитлеровцев: "У вас впереди эта земля, а за ней Индия! А в Индии у каждой проститутки по несколько рук!"

Потому и были побеждены, что сражались за многоруких проституток. Но разве советские солдаты - наши деды-прадеды - сражались за кусок мыла и ванну? Нам сложно понять, но они сражались даже не ради девушки...

"ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ"!  

Режиссер фильма - Сергей Бондарчук. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС