Пермских депутатов спустили с неба
Губернатор пока еще парит - рассчитывает на одобрение приватизации и давит на патриотизмВесьма странную делегацию встречали сегодня в Екатеринбурге. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин вместе депутатами Законодательного собрания Пермского края и парламентариями из Пермской городской думы во главе с главой столицы Прикамья Игорем Сапко приехали на экскурсию в "Кольцово". По-другому этот визит назвать сложно, так как другие объекты, посещенные пермяками, являлись только дополнениями к "основному блюду". Исполнительный директор "Аэропортов регионов" в Екатеринбурге Александр Пискунов провел политиков по всем терминалам, рассказал о планах развития аэропорта и похвастался высокими финансовыми и производственными результатами "Кольцово". Естественно, не забывая упоминать, что все это заслуга "Реновы", которая в 2003 г. начала инвестировать в строительство транспортного узла. Подробности - в материале Накануне.RU.
При любой паузе Виктор Басаргин обращался к депутатам: "Коллеги, есть вопросы?". Но парламентарии не были особенно активны. С тех пор, как "Кольцово-Инвест" ("дочка" "Реновы") получил статус инвестора строительства нового терминала аэропорта "Пермь" на невыгодных, по мнению депутатов, условиях для края, все свои вопросы они уже задали представителям "Аэропортов регионов" и правительству. Депутаты до сих пор не согласились с решением краевых властей "подарить" имущественный комплекс инвестору после окончания строительства. И судя по настроению парламентариев, изменить эту позицию пиар-акцией, организованной за бюджетные средства, не удастся.
Из повестки визита Басаргина отчетливо видно, что именно ради "Кольцово" администрация губернатора оплатила чартерный рейс на 30 персон. Помимо аэропорта делегация посетила микрорайон "Академический" (построен той же "Реновой"), как оказалось, этот опыт мало полезен для Пермского края, перед которым насущнее стоит проблема жилья эконом-класса. Также губернатор провел короткое рабочее совещание с главой Свердловской области Евгением Куйвашевым. Впрочем, оно стало, скорее, данью гостеприимности, нежели объективной необходимостью.
Депутатов провели по всем без исключения объектам аэровокзала. Показать есть что: достойная гостиница, удобные терминалы с оригинальными залами для пассажиров бизнес-класса, развитая сфера обслуживания – не зря в разные годы "Кольцово" признавался лучшим международным аэропортом России и стран СНГ. По задумке администрации губернатора екатеринбургские авиауспехи "Реновы" так вдохновят депутатов, что на очередном пленарном заседании заксобрания народные избранники примут план приватизации бывшего Большого Савино. Виктор Басаргин одергивал "экскурсовода", когда тот начинал вдаваться в технические тонкости обустройства грузового терминала и дальнейшей застройки "Кольцово", требуя быть "ближе к сути" – условиям инвестирования в строительство и вопросам взаимодействия инвестора и области. Глава региона, словно цыплят, собирал в кружок депутатов, заботясь о том, чтобы все услышали, насколько успешно "Ренова" справилась с развитием "Кольцово". Депутаты одобрительно кивали при словах о пассажиропотоке в 4,2 млн человек в год и выручке "Кольцово" в более, чем 4 млрд руб., но думали в этот момент о своем. Так, депутат заксобрания Ксения Айтакова поинтересовалась, в чьей собственности находится аэропорт. По словам Пискунова, 34,56% акций ОАО "Кольцово", в которое внесены акции аэропорта, контролирует Свердловская область. Представители правительства входят и в совет директоров аэропорта. В схеме, описанной Александром Пискуновым, не разобрались не депутаты, ни сам Виктор Басаргин, который справедливо указал на то, что 34% акционерного общества - это не 34% аэропорта. Предсказуемо возник вопрос об "аэропорте подвоза", коим может стать пермский хаб, но опасения городских депутатов в очередной раз развеяли, обосновав это экономической нецелесообразностью.
Других серьезных вопросов у парламентариев не было.
Парламентарии слушали и параллельно обсуждали грядущее заседание заксобрания, а также новость, предварившую его. Сейчас среди депутатов идет сбор подписей в поддержку письма Виктору Басаргину. Напомним, в нем депутаты требуют изменения варианта приватизации аэропорта, вместо передачи 100% акций они предлагают реализовать схему доверительного управления, при которой инвестор постепенно выкупит акции "Перми". Как рассказал Накануне.RU первый заместитель председателя комитета по экономическому развитию и налогам Юрий Елохов, который также подписал обращение, письмо могут поддержать более 25 депутатов.
"Что нас смущает: очень выгодные для инвестора условия – раз. Второе - денег, которые получает бюджет после приватизации, может быть гораздо больше, и слишком высокие риски для края. Я уже не говорю о претензиях ФАС. Считаю, что письмо – вполне цивилизованный метод, мы не пиаримся и не отправляем письмо президенту, мы обращаемся к губернатору", - прокомментировал ситуацию Юрий Елохов.
Напомним, победителем конкурса по отбору инвестора на строительство терминала Большого Савино стала компания "Кольцово-Инвест". Результаты попытался опротестовать другой претендент "Базэл Аэро", обвинив правительство в нарушении антимонопольного законодательства в части приватизации аэропорта. По условиям инвестмеморандума, заключенного с инвестором, имущественный комплекс аэропорта перейдет в собственность "Кольцово-Инвест" без торгов. Дальнейший контроль за аэропортом правительство сможет осуществлять лишь с помощью совета директоров, в который войдут представители края. Обращение "Базэл Аэро" повлекло за собой рекомендации от ФАС Виктору Басаргину, служба просила провести торги, как того требует закон, и не заключать инвестсоглашение. Но губернатор подписал документ, и теперь он вместе с инвестором, правительством и аэропортом "Пермь" являются фигурантами дел, возбужденных ФАС.
После претензий антимонопольного ведомства депутаты начали открыто протестовать против приватизации. Первое же заседание заксобрания, в повестке которого значился вопрос внесения 100% акций аэропорта в "Корпорацию развития Пермского края", было сорвано – депутаты ушли с заседания.
Один из парламентариев рассказал Накануне.RU, что протест коллег спровоцирован антимонопольным делом и широким резонансом. По его словам, если бы вокруг приватизации было меньше шума – то никаких "голосований ногами" не произошло: "До возбуждения дела никто местных антипомонопольщиков не слушал, все, за исключением нескольких человек, были за инвестора и за приватизацию. Я в чем-то не поддерживаю вносимый в заксобрание план, но и не поддерживаю коллег, которые хотят порушить хороший инвестпроект. Губернатор дал личные гарантии, "Корпорация развития Пермского края" под контролем правительства, у "Реновы" хорошая репутация. Для меня этого достаточно, чтобы поддержать законопроект на заседании", - рассказал депутат.
Юрий Елохов объясняет, что КРПК не является гарантией сохранности аэропорта. "Мы передаем аэропорт коммерческой структуре, и даже если 100% ее акций принадлежат нам – это не равнозначно передаче в собственность края.
В "Корпорации развития" уже 700 млн руб. бюджетных денег, на которые она должна реализовать что-то гениальное. Но они просто лежат на счете. У нас дефицитный бюджет, и депутаты обратились в корпорацию с предложением вернуть часть денег, нам отказали. Так же и от работы аэропорта прибыль будет получать не край, а коммерческая структура и сама будет деньгами распоряжаться", - разъяснил единоросс.
Примечательно, что подписи под документом ставят не только оппозиционные фракции. Документ подписали члены "Единой России", активным противником реализации инвестмеморандума является Дмитрий Скриванов.
Член "Справедливой России" Лилия Ширяева, посетившая "Кольцово", как и все другие члены делегации, осталась под впечатлением от аэропорта. Но свою позицию она не изменила – законопроект приватизации в том виде, в котором он есть, депутат не поддерживает.
"Я, как юрист, не могу игнорировать замечания антимонопольной службы. Хотелось бы, чтобы правительство рассмотрело варианты, которые гарантируют соблюдение интересов края, – доверительное управление и концессию. Если бы появился анализ трех вариантов и в одном из них было бы найдено максимум плюсов – нам было бы легче. Правительство должно услышать те сомнения, которые мы высказываем, и воспринимать аргументы с позитивом", - рассказала Накануне.RU депутат.
Еще одной причиной для сомнения парламентариев стала оценка стоимости аэропорта. Имущественный комплекс "Перми" оценен в 280 млн руб., и именно эта сумма сейчас фигурирует в разговорах о приватизации. Но, как говорят парламентарии, оценивать нужно не здания, а бизнес. На начальном этапе правительство озвучивало цифру 1 млрд руб., по мнению депутатов она более справедлива, так как даже при нулевых вложениях в развитие со стороны нового собственника, аэропорт будет приносить до 100 млн руб. прибыли в год.
"Я не против того, чтобы Пермь получила новый аэропорт даже пусть меньше, чем екатеринбургский, учитывая пассажиропоток. Я против бесконтрольной со стороны края схемы приватизации, предложенной правительством. Затрудняюсь предположить, какой результат будет у грядущего заксобрания, скорее всего в этом виде законопроект принят не будет", - поделилась с Накануне.RU руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Пермского края Ксения Айтакова.
Депутаты, подписавшие обращение, надеются, что правительство рассмотрит их предложения, иначе при очередном демарше под угрозой может оказаться принятие бюджета. В повестке заксобрания уже 87 вопросов, их количество может увеличиться до ста после заседания комитетов. Для того, чтобы все важные для края проекты были рассмотрены, Юрий Елохов намерен выступить с предложением оставить приватизацию аэропорта на второй день "пленарки".
Виктор Басаргин, наоборот, откладывать принятие решения не хочет. Во время визита в Екатеринбург он настаивал, что трансферт депутатов организован исключительно в просветительских целях. А убеждать парламент проголосовать не ногами, а руками, за приватизацию должен их… патриотизм.
"Если мы не реализуем проект в течение 2-3 лет ближайших, то наши соседи сделают это быстрее и перехватят все пассажирские потоки: это и Коми, и Киров, и Удмуртия, Уфа развивается достаточно активно. Цель поездки - не убедить, а показать итоги работы. Чтоб у каждого появилась возможность поразмыслить над тем, какое решение необходимо принимать в ближайшее время. Каждый для себя примет решение: быть патриотом своего края либо ждать каких-либо гарантий от инвестора. Если инвестор вкладывает 8 млрд руб., как он может хотеть потерять или "закопать" эти деньги?" - рассказал Виктор Басаргин журналистам.
Напомним, что если депутаты внезапно согласятся сделать щедрый подарок "Аэропортам регионов", сорвать планы правительства все еще может не только ФАС, но и Уральская транспортная прокуратура. Ведомство сейчас оспаривает в суде передачу в собственность края федерального участка, предназначенного под строительство нового терминала.