Нил Ушаков: Авторов сноса мемориала – в зоопарк, к животным
И опять война с памятниками! Националисты (едва сдерживаюсь от искушения назвать их нацистами) снова подняли на ноги Латвию своим безумным желанием разрушить величественный мемориальный комплекс советским воинам – освободителям, инициировав сбор подписей под этим варварским проектом. Националисты пышно окрестили его народным, но 11 тыс. подписей вряд ли говорят о массовой поддержке, однако этого - согласно Конституции - достаточно, чтобы рассмотреть инициативу в Сейме. И парламент, скорее всего, займется этим вопросом, ведь в нем большинство принадлежит именно правым - партии "Отечество" и национальному объединению. Подробности – в материале Накануне.RU.
Вот и в правительстве большей частью весьма благосклонно относятся к "разрушительной" идее, Янис Борданс, например, убежден, что этот памятник "оккупантам" оскверняет священное место, предназначенное властями еще первой республики (до Второй мировой войны) как площадь для парадов, народных гуляний, рядом расположена Национальная библиотека, другие значимые для нации учреждения. Кто такой Борданс? Министр юстиции, по должности стоящий на страже законности и общественной морали. Правда, премьер кабинета, лидер "Отечества" Валдис Домбровскис выразился сдержаннее: к этой идее следует подойти осторожно. То есть не отмел ее с порога, не предал анафеме авторов, а намекнул, что тут не надо спешить, следует хорошенько обдумать, а не то, мол, можно наломать дров. И на том, как говорится, спасибо.
Как чаще всего и случается в стране, где население по большому счету разделено на два лагеря, на две этнические диаспоры, исповедуют две культуры (русскоязычные составляют тут более 40% жителей со всеми вытекающими последствиями), причем водоразделом является чаще всего Россия и отношение к ней, еще один планируемый бой с павшими (воевать с ними в цивилизованном мире считается делом во всех отношениях позорным, недостойным под какими бы благовидными предлогами это ни подавалось, свидетельство этому - торжественный мемориал в берлинском Трептов парке, подобные же комплексы в Вене, Братиславе и прочих городах и весях Европы) получил яростное сопротивление выходцев из бывшего Советского Союза, составляющих едва ли не большинство рижан. Мэр столицы и руководитель Центра согласия, ведущей политической силы, Нил Ушаков без обиняков отрубил: пока я на посту, ни один памятник снесен не будет, а инициаторов этой бесчеловечной акции предложил определить в зоопарк и, надо полагать, показывать за деньги как пещерных русофобов. Не пошел против морали и истины и председатель Академии наук, искусствовед Ояр Спаритис: столичный мемориал, жемчужину архитектуры, строили лучшие мастера Латвии, с художественной стороны - это законченное произведение, разрушать шедевр неразумно (добавим: недавно комплекс был капитально реставрирован, прежде всего на немалые российские деньги ). Ну, а представитель министерства иностранных дел Карлис Эйхенбаумс доложил, что мемориал находится под защитой государства по соглашению 1994 г. между Латвией и Россией (между строк заметим: по стенограмме трудно судить, сожалеет ли дипломат об этом или, наоборот, радуется, но, думается, он на стороне правых и националистов, как шеф ведомства Эдгар Ринкевич, один из лидеров правящей коалиции).
Судьба памятника сейчас стала общенародной занозой, обсуждается в масс-медиа, в политических партиях и, скорее всего, на кухнях обывателями после рабочего дня. Нацобъединение не только обиделось на мэра за гипотетическое желание срубить деньгу, показывая патологических русофобов в зоопарке, но и устами председателя Байбы Броки потребовала публичных извинений за унижение достоинства – надо понимать, титульного (а спросила ли себя политик, борющаяся за чистоту крови коренной нации, твердящая на всех форумах о построении в стране развитой, истинно европейской демократии, почему сотни тысяч латвийцев, даже родившиеся здесь, в центре Европы, лишены основных гражданских прав и проходят по списку "негров" - неграждан - это не унизительно?).
Тот, кто внимательно отслеживает развитие политических процессов в этой небольшой прибалтийской республике, безусловно, обратил внимание, как изменилась тональность взаимоотношений. Этот наблюдатель, конечно же, помнит времена, когда начинающий политик Ушаков, несколько лет назад прошедший в целом унизительную процедуру натурализации - экзамен на знание языка, истории, тест на лояльность власти и прочее, довольно робко "выбивался в люди", и предположить, что через несколько лет он пошлет радетелей титульной нации к животным, нельзя было ни при каком раскладе. Общество взрослеет, набирается если не мудрости, то элементарного разума, изменилось соотношение сил, на последних муниципальных выборах центристы добились триумфа в Риге и получили около трети голосов в других городах и районах, что позволило поставить в повестку дня завоевание власти в целом в стране. Действительно, сколько можно мириться с редким парадоксом, когда столичный округ, в котором значится едва ли не половина страны и находится около половины промышленного потенциала, живет в одном ритме (если не сказать – по одним законам), а провинция и центральная власть - в другом, крайне недружественном к "оккупантам" и их "наследникам", к той же рижской мэрии, что ярко проявилось в последней атаке на мемориал. Но если раньше "оккупанты и их потомки" по большому счету лишь утирались после плевков "истинных хозяев земли", то теперь дают достойный отпор, а нередко переходят в контратаку, и интуиция подсказывает , что отныне прах павших воинов никто не посмеет тронуть.
А вот еще пример того, как меняется сознание латвийского общества. Три года назад полиция сурово разогнала митинг рижан, протестующих против названия улицы именем чеченского президента Дудаева, пролившего немало крови россиян. И вот в эти дни суд, вновь вернувшись к этому событию, признал действия стражей порядка неадекватными и присудил пострадавшим денежную компенсацию. Пусть запоздалая, но победа.
А тем временем центральная власть продолжает атаки на российского медведя, на днях депутат Европарламента Карлис Шадурскис вновь заострил дежурную тему компенсаций за "оккупацию". Вопрос не новый, его трактуют по-разному, все - в том числе сумма "штрафа" - зависит во многом от политической ориентации оратора. В публичное пространство в качестве пробного шара вбрасывалась цифра в $100 млрд - какова будет реакция Кремля? Сейчас брюссельский депутат потребовал от "империи зла" компенсировать ущерб каждой семье, по подсчетам аналитиков, это тоже миллиарды долларов. Не хотелось бы вспоминать яркий ответ Путина по поводу возвращения Пыталовского района (волости по местному) об ушах от мертвого осла, но на нечто подобное Шадурскис может нарваться. Как выразился герой любимого народом – в Латвии тож – фильма "Иван Васильевич меняет профессию", "на них никаких волостей не напасешься". Да, впрочем, и миллиардов долларов тоже.