Александр Чубарьян - о новом учебнике истории: Самая сложная проблема, с которой мы столкнулись, – советское общество
31 октября научное сообщество представит концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая была принята накануне на заседании совета Российского исторического общества. 1 ноября новый учебник по истории положат на стол президенту Путину.Должен сказать, что у нас были очень жаркие и бурные обсуждения, мы старались решить несколько задач. Во-первых, чтобы новая концепция включала в себя последние достижения науки, это была одна из наших главных целей. Во-вторых, важно было отразить базовые положения, которые состоят в следующем – многофакторный подход, чтобы учащиеся видели, что история состоит из самых разных факторов. История не бывает черно-белой, она из разных тонов, оттенков и характеров и т.д.
Также в пособии будет больше материалов по истории повседневной жизни, раздел так и назван – человек истории. Этот антропологический подход составляет новацию, которая раньше не присутствовала так выпукло в учебниках.
Мы стремились к тому, чтобы воспитательная функция патриотизма и гражданственности сопровождалась показом всего спектра жизни России, потому что воспитание, прежде всего, происходит на базе достижений и успехов, но важно, чтобы будущий учебник не уходил от трагических страниц в нашей истории.
Наибольший интерес вызвала идея происхождения Древнерусского государства. Это был сложный процесс адаптации, в котором участвовали различные племена. Мы внесли в концепцию понятия "степь", "кочевники". Это предложение поступило от нашего Института филологии и ученых из Казани. Эти понятия позволят создать более широкую картину образования Древнерусского государства, благодаря которой можно увидеть, что в то время формировалось многонациональное государство. По новому показан период феодальной раздробленности, теперь это не некая неразбериха, а огромный этап на пути к централизации.
Важный момент – понятие цены. Есть цена реформ Ивана Грозного, есть цена реформ Петра I. Это позволило показать, что те сложные процессы, которые были, не всегда имели позитивное, а иногда и негативное свойство.
Особо нужно выделить проблему XIXвека, при ее раскрытии нам удалось выйти на новый содержательный подход. В учебнике императоры будут идти хронологически, но каждый период имеет смысловой характер, то есть называется примерно так - "государственный империализм Александра I", "государственный консерватизм Николая I", "великие реформы Александра II". Во всех этих случаях речь идет о сложном процессе.
Наибольшие дискуссии происходили по истории XX века. Мне всегда казалось, что в отношении революции у нас в обществе уже есть консенсус, но даже среди ученых обнаружились разные мнения. Вначале это было названо "Октябрьский переворот", но после серьезных дискуссий мы пришли к тому, что этот период следует назвать "Великой российской революцией 1917 года", которая заключает в себе процесс, который шел несколько лет, с 1917 до 1921 года, окончания гражданской войны. Это комплекс революционных событий, в которые органически входят Февральская и Октябрьская революции.
Самая сложная проблема, с которой мы столкнулись, – советское общество. Были огромные дискуссии по истории советского общества. В первом варианте этот период назывался "Сталинский социализм", но этот вариант потом отвергли, назвав просто "Годы Советского Союза". Мы ввели понятие "советский вариант модернизации", который включает в себя и индустриализацию, и строительство огромных промышленных предприятий. В учебнике будет сказано и о коллективизации, которая была проведена насильственными методами. Она же привела и к большим социальным катаклизмам, как следствие был голод, об этом тоже будет написано. Сюда же относится проблема репрессий, особенно с 1937 по 1938 год.
Большая сложность была касательно послевоенного периода, но нам удалось дать ту картинку, не черно-белую, которая дает возможность увидеть все движения и реформы, происходившие в стране. В то же время показаны те трудности и недостатки, закончившиеся трагически в конце 80-ых годов.
Наибольшей сложностью стали последние 20 лет, вначале вообще была идея ограничиться 2000 годом, но потом все пришли к выводу, что дети, которые будут учиться по этим учебникам, в это время они как раз родились и пошли в школу, поэтому если бы период этот выпал, было бы неправильно.
В освящении этих лет мы решили ограничиться фактографическим описанием, но с некоторыми оценочными вещами.
Трудность в том, что у нас в обществе нет согласия по поводу оценок этих событий, к тому же живы участники тех процессов, а это всегда создает определенную сложность для историков. Мы написали и про шоковую терапию, и про методы приватизации, и к чему это привело. Страна вступила в новый этап развития, это было трудно, но это было. Завершается учебник периодом после 2000 года, там рассказывается о тех задачах, которые сейчас стоят перед страной. Данной работой мы обозначили все болевые точки, которые будут полезны и для всей нашей науки, поэтому совершенно очевидно, что эти дискуссии надо продолжить.
Александр Чубарьян, сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН на заседании совета РИО