18 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBj7CJ
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kabluk/: выбирай нас!
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/balashiha/, смотреть здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Александр Чубарьян - о новом учебнике истории: Самая сложная проблема, с которой мы столкнулись, – советское общество

31 октября научное сообщество представит концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая была принята накануне на заседании совета Российского исторического общества. 1 ноября новый учебник по истории положат на стол президенту Путину.

Должен сказать, что у нас были очень жаркие и бурные обсуждения, мы старались решить несколько задач. Во-первых, чтобы новая концепция включала в себя последние достижения науки, это была одна из наших главных целей. Во-вторых, важно было отразить базовые положения, которые состоят в следующем – многофакторный подход, чтобы учащиеся видели, что история состоит из самых разных факторов. История не бывает черно-белой, она из разных тонов, оттенков и характеров и т.д.

Также в пособии будет больше материалов по истории повседневной жизни, раздел так и назван – человек истории. Этот антропологический подход составляет новацию, которая раньше не присутствовала так выпукло в учебниках.

Мы стремились к тому, чтобы воспитательная функция патриотизма и гражданственности сопровождалась показом всего спектра жизни России, потому что воспитание, прежде всего, происходит на базе достижений и успехов, но важно, чтобы будущий учебник не уходил от трагических страниц в нашей истории.

Наибольший интерес вызвала идея происхождения Древнерусского государства. Это был сложный процесс адаптации, в котором участвовали различные племена. Мы внесли в концепцию понятия "степь", "кочевники". Это предложение поступило от нашего Института филологии и ученых из Казани. Эти понятия позволят создать более широкую картину образования Древнерусского государства, благодаря которой можно увидеть, что в то время формировалось многонациональное государство. По новому показан период феодальной раздробленности, теперь это не некая неразбериха, а огромный этап на пути к централизации.

Важный момент – понятие цены. Есть цена реформ Ивана Грозного, есть цена реформ Петра I. Это позволило показать, что те сложные процессы, которые были, не всегда имели позитивное, а иногда и негативное свойство.

Особо нужно выделить проблему XIXвека, при ее раскрытии нам удалось выйти на новый содержательный подход. В учебнике императоры будут идти хронологически, но каждый период имеет смысловой характер, то есть называется примерно так - "государственный империализм Александра I", "государственный консерватизм Николая I", "великие реформы Александра II". Во всех этих случаях речь идет о сложном процессе.

Наибольшие дискуссии происходили по истории XX века. Мне всегда казалось, что в отношении революции у нас в обществе уже есть консенсус, но даже среди ученых обнаружились разные мнения. Вначале это было названо "Октябрьский переворот", но после серьезных дискуссий мы пришли к тому, что этот период следует назвать "Великой российской революцией 1917 года", которая заключает в себе процесс, который шел несколько лет, с 1917 до 1921 года, окончания гражданской войны. Это комплекс революционных событий, в которые органически входят Февральская и Октябрьская революции.

Самая сложная проблема, с которой мы столкнулись, – советское общество. Были огромные дискуссии по истории советского общества. В первом варианте этот период назывался "Сталинский социализм", но этот вариант потом отвергли, назвав просто "Годы Советского Союза". Мы ввели понятие "советский вариант модернизации", который включает в себя и индустриализацию, и строительство огромных промышленных предприятий. В учебнике будет сказано и о коллективизации, которая была проведена насильственными методами. Она же привела и к большим социальным катаклизмам, как следствие был голод, об этом тоже будет написано. Сюда же относится проблема репрессий, особенно с 1937 по 1938 год.

Большая сложность была касательно послевоенного периода, но нам удалось дать ту картинку, не черно-белую, которая дает возможность увидеть все движения и реформы, происходившие в стране. В то же время показаны те трудности и недостатки, закончившиеся трагически в конце 80-ых годов.

Наибольшей сложностью стали последние 20 лет, вначале вообще была идея ограничиться 2000 годом, но потом все пришли к выводу, что дети, которые будут учиться по этим учебникам, в это время они как раз родились и пошли в школу, поэтому если бы период этот выпал, было бы неправильно.

В освящении этих лет мы решили ограничиться фактографическим описанием, но с некоторыми оценочными вещами.

Трудность в том, что у нас в обществе нет согласия по поводу оценок этих событий, к тому же живы участники тех процессов, а это всегда создает определенную сложность для историков. Мы написали и про шоковую терапию, и про методы приватизации, и к чему это привело. Страна вступила в новый этап развития, это было трудно, но это было. Завершается учебник периодом после 2000 года, там рассказывается о тех задачах, которые сейчас стоят перед страной. Данной работой мы обозначили все болевые точки, которые будут полезны и для всей нашей науки, поэтому совершенно очевидно, что эти дискуссии надо продолжить.

Александр Чубарьян, сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН на заседании совета РИО


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС