Почему смайлики дороже алмазов. К трехмерной революции в головах
Уважаемые читатели! Популярный сервис микроблогов Twitter сегодня начинает торговлю своими акциями на бирже. Инвесторы выстраиваются в очередь и готовятся скупать бумаги дороже, чем планировалось изначально. В тоже время акции многих промышленных гигантов сегодня либо вообще никому не интересны, либо торгуются гораздо дешевле. О том, почему так вышло и как использовать ситуацию в наших интересах — ниже.
Твиты дороже алмазов
Сервис микроблогов Twitter провёл IPO, в ходе которого акции были оценены в 26 долларов за штуку. Это на четверть больше, чем ожидалось. Удорожание произошло после того как стал очевиден колоссальный спрос на бумаги компании — книга заявок была переподписана несколько раз. И это — несмотря на то что Twitter продолжает работать с многомиллионными убытками. Так, только с начала этого года сервис сработал в минус 133,8 млн долларов.
Удивительно, но прошедшее совсем недавно IPO российского алмазного гиганта «Алроса» состоялось по максимальной цене в 37 рублей за акцию. Это, как несложно заметить, более чем в 20 раз дешевле одной акции Twitter. И это при том, что «Алроса» на мировом рынке алмазов сегодня такой же лидер, как Twitter среди микроблогов, и к тому же работает с прибылью, а не в убыток. За первое полугодие 2013 года «Алроса» получила прибыль в размере 16 191 млн рублей (примерно 490 млн долларов).
Конечно, с точки зрения биржевого игрока — всё вышесказанное ненаучно. Ведь вкладываются не столько в текущие результаты, сколько в перспективы. И если уж рынок верит в перспективы твитов больше, чем в перспективы алмазов, то, наверное, так и есть. С точки зрения рынка.
Но вот с точки зрения обывателя абсурд — это как раз то, что акции компании, производящей в промышленных масштабах алмазы, стоят дешевле акций компании, производящей в промышленных масштабах короткие текстовые сообщения на экране.
То есть — сегодня мир таков, что виртуальность зачастую дороже и ценнее реальности.
Можно бесконечно долго рассуждать о том, насколько такой порядок справедлив и разумен, но лучше не тратить на это время. В конце концов, алмаз (если не принимать во внимание технические алмазы), добываемый из недр, имеет точно такую же практическую ценность, как и существующая лишь на экранах аватарка. Продаётся и покупается не сам алмаз, а наше отношение к нему. Кстати, некоторые аватарки, а точнее, аккаунты в соцсетях или компьютерных играх сегодня стоят подороже многих алмазов и прочих материальных ценностей.
Опять же — хорошо это или плохо, оставим за скобками. Давайте лучше поговорим о том, как нам использовать виртуальность в интересах реальности.
Виртуальная революция
В виртуальном мире случилась революция. Может быть, её осознали даже ещё не все, следящие за ним, но она уже произошла. Речь идёт о новом устройстве Oculus Rift — шлеме виртуальной реальности. Попытки создать подобный предпринимались ещё в прошлом столетии, но только теперь можно говорить о создании первого удачного прототипа. Новый шлем (а скорее очки) хоть пока и находится в стадии разработки, но его образцы уже поражают воображение. Так, интернет уже наводнён роликами, где его испытывают добровольцы. Даже бывалые геймеры и журналисты сравнивают эффект от полученных ощущений с первым просмотром знаменитого фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер.
Максим Горький описывал те ощущения так:
«И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».
Первые пользователи нового устройства во время просмотра простенького ролика о катании на американских горках от первого лица кричат, теряют равновесие, приседают, чтобы не упасть, и хватают воздух руками — эффект такой же, как и от фильма братьев Люмьер 117 лет назад.
Активная разработка Oculus Rift совпала по времени с ещё двумя важными событиями в геймерском мире — выходе двух новых долгожданных и конкурирующих игр — Battlefield 4 и Call of Duty Ghosts. Для тех, кто не следит, — это два извечных конкурента вроде Пепси и Кока-Колы, которые постоянно пытаются перепрыгнуть друг друга в уровне технологий, остроте сюжета и т.д.
Так вот, по мнению большинства игроманов, с нетерпением ожидавших выхода игр, обе они получились никакие. Да, графика стала чуть лучше, да, добавили новых эффектов, но в целом они мало чем отличаются от предыдущих серий. По общему же мнению — проблема в том, что принципиально улучшать там уже нечего. Сюжет, где смелые американцы воюют с русским спецназом (теперь ещё и с китайским), осточертел всем, включая самих американцев. Графика достигла таких высот, что порою трудно отличить нарисованный в 3D объект от видеоизображения.
И вот именно тут особенно понимаешь блестящие перспективы нового устройства, заменяющего картинку на плоском мониторе на настоящую трёхмерную виртуальную реальность. Недаром разработчики той же Battlefield (как и многие другие) уже заявили о готовности адаптировать игру к Oculus Rift.
Всё вышесказанное — вовсе не для того, чтобы прорекламировать новый гаджет. Это для того, чтобы было понятно — виртуальность сегодня не только иногда дороже и ценнее реальности, но и далеко не исчерпана (что во многом и обусловливает её ценность в глазах инвесторов).
Показательно то, что вокруг ещё не доработанного устройства (обещают пустить в розницу только в конце 2014 года) уже возникло бурное движение. Во-первых, зашевелились разработчики программ и игр. Ещё бы — открывается, по сути, новый гигантский рынок. Это ведь не только игры, но и различные виртуальные экскурсии, тренажёры для армии и медицины, виртуальные онлайн-магазины и прочее.
Во-вторых, засуетились разработчики разных физических устройств, которые можно совместить с Oculus Rift. Ведь отсутствие привязки к монитору (вскоре обещают сделать шлем беспроводным) даёт широкий простор для фантазии. Так, даже привычные «стрелялки» теперь смогут стать своеобразной формой фитнеса или физкультуры — игроку придётся уворачиваться, приседать, прячась от виртуальных врагов, даже бегать и т.д. Некоторые даже пообещали, простите, придумать что-то такое для виртуального секса. И ведь придумают.
Через пару лет устройство, вероятно, будет иметь мало общего с нынешним прототипом и получит повсеместное распространение. Рынок, по крайней мере, за него уже ухватился и отпускать не собирается. Но лично мне показалось интересным даже не это.
Надо действовать самостоятельно
Oculus Rift создан и продолжает модернизироваться силами команды всего из 20 разработчиков. Но самое любопытное — то, что первоначальные инвестиции были привлечены с помощью простых людей через сайт Kickstarter. Кто не знает, это такой сервис, где разработчик предлагает идею и просит пожертвовать на неё средства у всех неравнодушных. Если за отведённый период времени 100% этих средств собрать удаётся, то разработчик получает их в полном объёме (за вычетом небольшой комиссии площадке), а если нет, то они возвращаются жертвователям, а проект признаётся неудавшимся.
Так вот, Oculus попросил на проект 250 тыс. долларов, но уже за первые 36 часов смог собрать более 1 млн. Всего же таким образом было привлечено почти 2,5 млн долларов. Видя такой интерес к разработке со стороны пользователей, подтянулись и серьёзные инвесторы, что в итоге обернулось уже 16 млн долларов инвестиций в общей сумме.
Теперь — как это всё применимо к нашей российской реальности.
Нет никаких сомнений, что вскоре пространство Oculus Rift наполнится привычным уже антироссийским идеологическим контентом. В виде стрелялок и симуляторов «убей злых русских», псевдоисторических стратегий и т.д. Только теперь они будут производить на порядок больший пропагандистский эффект. Ведь революция произошла только в техническом аспекте, а не в смысловом и идейном.
Однако остаётся маленькая надежда на то, что нам удастся вклиниться в новую реальность со своими продуктами. Так, уже адаптирована к Oculus Rift российская многопользовательская игра War Thunder (авиационный симулятор). Вроде бы есть аналогичные планы насчёт знаменитой «Ил-2. Штурмовик».
Очередную революцию мы проспали, но шанс успеть воспользоваться её плодами у нас остаётся. Так, фильм о прибытии поезда тоже не мы сняли, однако это не помешало нам позже создать отличную отечественную кинематографию. Так что теперь дело за малым — сделать свою виртуальную революцию. Пусть не в техническом плане, а в смысловом и идейном. Самое интересное, что многомилионный мир геймеров ждёт её не менее страстно, чем ждал новые очки виртуальной реальности. Как уже говорилось выше, избитые сюжеты всем изрядно надоели, но ничего иного пока никто ещё не придумал и не внедрил.
Наверное, в этом деле нет смысла ждать помощи от государства. Увы, оно пока не видит широкого виртуального фронта борьбы за умы. Впрочем, пример Oculus Rift демонстрирует, что кое-что можно сделать и самостоятельно. Было бы желание, идеи и преданность своему делу.
Автор: Евгений Супер, Однако