Россию готовят к худшему сценарию: темпов роста, "как в нулевые", больше не будет
Владислав Жуковский: По крайней мере, при этом ПравительствеРоссия входит в эпоху кризисной турбулентности: Минэкономики радикально понизило прогнозы по росту ВВП на ближайшие 17 лет - ещё в апреле, утверждая прогноз до 2030г., чиновники сделали ставку на инновационный сценарий - "золотую середину" между форсированным и консервативным. Теперь же реалии жизни заставили Минэкономики сделать ставку в пользу самого худшего сценария - среднегодовые темпы роста понижены с 4,3% до 2,8%. При этом российская деиндустриализированная экономика будет расти заметно хуже, чем мировая экономика и крупнейшие экономически развитые страны (США, ЕС, Великобритания, Япония, Южная Корея и т.д.). Неудивительно, что доля России в мировом ВВП не только не вырастет в ближайшие 17 лет, но даже сожмётся с 4 до 3,4%. Это скрытое признание дефолта ресурсно-сырьевой модели "роста без развития" - политики бездумного проедания нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также инфраструктурного и производственного потенциала советской эпохи.
Не станет лучше жить и рядовым россиянам - в МЭР пересмотрели радикально тарифную политику в пику указаниям президента прекратить ценовой диктат и произвол естественных монополий. Если раньше обещали повышать тарифы на электроэнергию и газ для населения темпами на 30% ниже, чем инфляция в отчётном периоде, то теперь ожидается, что с 2017 по 2030г. рост цен на газ ежегодно будет на 20% превышать инфляцию, а на электроэнергию - на 30%. Судя по всему, это компенсация монополистам за упущенные сверхприбыли - в 2014-2016гг. тарифы на газ и электроэнергию для населения хоть и не будут заморожены, однако вместо имевшего ранее роста на 10-13% будут повышаться на 70% от инфляции в отчётном периоде (т.е. вводится понижающий коэффициент в размере 0,7). Промышленникам повезло несколько больше - для них тарифы оказались заморожены в 2014г.
Под удар также попали несырьевые производства и обрабатывающая промышленность - для них запланировано ежегодное повышение оптовых цен на услуги естественных монополий на размер инфляции, что не скажется позитивно на уровне конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, усилит зависимость от импорта и обострит разрушение остатков индустриальной базы. Стоит напомнить, что за последние пять лет тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий выросли в среднем в 2,1 раза, на природный газ — в 2,6 раза, а на грузовые перевозки на 75%.
Выбрав худший из трёх возможных вариантов социально-экономического развития, Правительство Медведева расписалось в своём непрофессионализме и неспособности обеспечить исполнение "майских" указов и предвыборных обещаний президента. Обещанные модернизация экономики, новая индустриализация, техническое перевооружегние производств даже не значатся в повестке дня. Минэкономики по сути дела ставит на них жирный крест - России обеспечено сохранение статуса сырьевой колонии экономически развитых стран.
Отметим, что форсированный и инновационный сценарии предполагали технико-экономический прорыв по модели догоняющего развития с опережающим развитием инновационных производств современного и новейшего (шестого) технологических укладов. Принятый за основу консервативный сценарий исключает саму возможность преодоления пресловутого "сырьевого проклятия" и "слезания с сырьевой иглы" - это сценарий дальнейшей структурно-технологической деградации, примитивизации производства и архаизации промышленного капитала. В форсированном варианте за счет роста капитальных вложений государства и частного сектора в повышение капиталовооружённости, замещения трудоёмкого производства капиталоёмким, наращивания производительности труда на базе технотронных рабочих мест, автоматизации и роботизации производства, развития конкурентоспособности несырьевой промышленности, финансирования науки и технологий Россия к 2030 г. по уровню и качеству жизни должна была встать в один ряд с крупнейшими экономиками мира.
В консервативном сценарии модернизация происходит в основном в нефтегазовом комплексе. Однако добывающая промышленность не сможет справиться с функцией локомотива роста и развития экономики, не станет основной движущей силой экономики, а внутренние российские барьеры и препоны в виде аварийного состояния инфраструктуры, критически высокого морального и физического износа основных фондов и оборудования, коррупции и административных барьеров, дорогих кредитов, обостряющегося дефицита квалифицированной и подготовленной рабочей силы в рамках консервативного сценария преодолеть так и не получится.
Эпоха 2000-х, вошедшая в историю для узкой группы правящей бюрократии и компрадорско-олигархического сырьевого капитала как период "тучных нулевых", а для производительного капитала и социально-трудового большинства являющаяся "потерянным десятилетием" и "временем упущенных возможностей", закончилась. В ближайшие годы такого "счастья" больше не предвидится – мало того, что закончился растущий цикл на сырьевых рынках и мировая экономика балансирует на грани рецессии, так ещё и в силу накопленных дисбалансов и перекосов российская экономика перестала реагировать на растущие цены на энергоносители. Для отечественной низкопередельной экономики недостаточно просто высоких или даже растущих цен на нефть и газ. Необходимо, чтобы они росли по экспоненте к рекордным отметкам.
Это вынуждены признать и чиновники в своём прогнозе: "В предстоящие 20 лет экономика не сможет вернуться на траекторию роста 2000-2008 годов, и даже сохранение более низких темпов роста будет требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, повысить роль инновационного развития, создать гибкие условия для роста инвестиций в человеческий капитал".
Другими словами, Правительство не сможет обеспечить тот рост уровня благосостояния, который был в 2000-е годы, и даже не ставит перед собой такой цели. И это притом, что подавляющую часть россиян этот "рост благосостояния" обошёл стороной – масштабы имущественной пропасти выросли, 60% населения России относится Институтом социологии РАН к бедным и полунищим слоям общества, а у 70% россиян трудовые доходы не дотягивают до среднего уровня по стране (29 тыс. руб.).
Это значит, что окажутся провалены почти все указы и распоряжения президента. Масштабы имущественной пропасти и социальной дифференциации населения по доходам увеличатся, а не уменьшатся - пропасть между 70% россиян с доходами ниже среднего уровня и 5% самых состоятельных граждан вырастет на 20-30%. Доля среднего класса к 2030 г. составит не более 33% вместо обещанных 50%. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам если и удастся, то с большим трудом и существенной затяжкой времени. Срывы и провалы гарантированы по остальным предвыборным обещаниям: норма накопления основного капитала вырастет не с 22% до обещанных 28% ВВП, а лишь до 25%, чего категорически не хватает для финансирования модернизации инфраструктуры и подъёма несырьевой промышленности. Индекс производительности труда в самом лучшем случае вырастет не на 50%, а на 30%.
Ускоренный рост цен на товары и услуги первой необходимости вкупе с сползанием экономики в депрессивно-кризисное состояние будет вымывать деньги из карманов рядовых граждан. Минэкономики прогнозирует существенное снижение темпов роста пенсии и доходов россиян - прирост доходов замедлится в 1,5 раза (с 4,4 до 3%). При этом в самой структуре доходов населения доля социальных трансфертов останется высокой — 18,7% к 2030 г. против 19,5% в 2012 г. Тогда как доля доходов от занятости сократится до 46,1 до 45,5%, что также не внушает оптимизма.
Заметно более низкие темпы роста доходов россиян (в 2,5-3 раза ниже, чем в период 2000-2010гг.) несколько снизят темпы розничного кредитования, что негативно скажется на потребительской активности домашних хозяйств и нанесёт удар по ключевому фактору, обеспечивавшему рост российской экономики в последние годы - потребительскому спросу.
Минэкономики даёт ясно понять, что Правительство продолжит реализовывать жёсткую фискальную политику в лучших традициях "кудриномики" - бюджетное правило не только не будет отменено, но будет исполняться в строгом соответствии с пролоббированным осенью 2012г. Минфином законом. В МЭР ожидают, что после 2018 г. федеральный бюджет за счёт перекладывания бремени социальных расходов на и без того хронически дефицитные региональные бюджеты, урезания расходов на экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, инфраструктуру и социальную сферу, а также сохранения курса на монетизацию льгот и приватизацию бюджетной сферы удастся сделать профицитным. Напомним, что сценарии экономического прорыва и модернизации предполагали допущение более высокого — 1,5-2% ВВП — дефицита бюджета и пополнение резервного фонда до 5%, а не до 7% ВВП, чтобы затем направлять половину нефтегазовых доходов на инвестиции в экономику и инфраструктуру. Величины в 7% ВВП Резервный достигнет к 2025 г., а 5% ВВП — к 2018 г. Другими словами, вплоть до 2025г. общество и экономика могут забыть о государственных инвестициях в развитие страны - по указке МВФ и Всемирного Банка российский Минфин продолжит судорожно копить "подушку безопасности", которая постепенно превращается в "гробовую заначку".
Сегодня Минэкономики недвусмысленно предлагает отказаться от планов президента по модернизации экономики и неоиндустриализации в угоду глубоко порочным и ошибочным представлениям Минфина о "фискальном фетишизме", "макроэкономической стабильности" и "необходимости жить по средствам". Эта политика уже завела Россию в тупик и привела к тому, что экономика перестала расти, а реальный сектор впал в кризисное состояние даже при стабильно высоких ценах на энергоносители. Дальнейшее сохранение этого курса будет означать скатывание России до уровня "банановых республик" и стран третьего мира и в конечном итоге приведёт Россию сначала в валютно-финансовый и экономический кризис, а затем и системный кризис.
Мало того, что в Минэкономики признались в неспособности Правительства обеспечить новую модернизацию, так ещё и сам консервативный прогноз хоть и является худшим из трёх вариантов, но на самом деле весьма оптимистичен. Чиновникам придётся очень сильно потрудиться, чтобы уложиться даже в эту "программу минимум", которая консервирует техническую отсталость России и деградацию отечественного производительного капитала. России предрекли 17 тощих лет, однако даже они не гарантированы России – по факту ситуация рискует оказаться гораздо хуже. По крайней мере, при этом Правительстве.