Аждар Куртов: России и Казахстану пора уравнять налоги
В Екатеринбурге на этой неделе состоялся X Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, на котором главы государств подписали ряд взаимовыгодных соглашений. Бывшие советские республики подтвердили свой курс на промышленную кооперацию и подписали договор о добрососедстве. Результаты саммита Россия-Казахстан позволяют сделать вывод о продуктивном сотрудничестве двух стран. Но политика осталась за кадром, а с ней, в свете курса на построение Евразийского союза, все куда сложнее.
Назарбаев требует уступок
В рамках двухсторонних отношений на екатеринбургском форуме были приняты правильные решения для продолжения и расширения сотрудничества по промышленной кооперации. Были заключены договоры на создание СП и строительство промышленных предприятий, в том числе связанных с ремонтом танковой техники, занимающихся электронной и химической продукцией. Было заключено соглашение с "Роснефтью" по возможностям транспортировки российской нефти по трубопроводной системе Казахстана и т.д. Правда, если брать каждое соглашение в отдельности, возникают некоторые вопросы.
Что касается транспортировки нефти, то этот вопрос поднимался и раньше. В 2005 г. Казахстан построил первую линию нефтепровода "Атасу-Алашанькоу" со своих месторождений в Китай. Это была нитка с пропускной способностью 10 млрд т в год, тогда уже было понятно, что своей нефтью Казахстан ее не может заполнить. Тогда образовались пустые резервные мощности, и они всеми правдами и неправдами пытались уговорить российские компании, чтобы российская нефть текла по их трубе – через Казахстан, а не экспортировалась непосредственно Россией через железную дорогу или систему ВСТО - трубу, которая идет на восток России к Тихому океану и имеет ответвления в Китай. В этом смысле была понятна заинтересованность Казахстана, поскольку он получал транзитные платежи. Очень долго не удавалось решить этот вопрос. В том числе из-за разницы подходов российских компаний. "Транснефть" является если не монополистом, то обладает преимуществом по транспортировке российской нефти. Что сподвигло в настоящее время другую компанию – "Роснефть" – согласиться на транспортировку по системе Казахстана, сложно сказать. С одной стороны, это могут быть корпоративные споры между руководством "Транснефти", которое хочет удержать свой монополизм, и другой российской компанией – "Роснефтью". Особенных выгод от этой схемы не видно. С другой стороны, российская нефть традиционно поставляется на некоторые нефтеперерабатывающие заводы Казахстана. И в большей степени речь идет о Павлодарском нефтехимическом заводе, расположенном на севере. И по довольно сложной схеме: с выпуском, замещением, они договорились, чтобы нефть шла в Китай.
Если говорить в целом о товарообороте России с Казахстаном, то у нас наблюдался рост до кризиса 2008 г., в 2008 г. товарооборот был чуть меньше $20 млрд. Потом произошел существенный спад, и только в прошлом году произошел рост, и мы прикрыли пик 2008 г. Тогда товарооборот с Казахстаном составил примерно $24 млрд. Это достаточно большая величина в фактическом выражении. Если мы будем другой параметр брать, допустим, какой процент занимает объем экспорта и импорта России с Казахстаном в общем объеме российской внешней торговли, то здесь цифра будет очень скромная. Порядка 5% - наш товарооборот с Казахстаном от общего объема торговли России. В этом смысле, Казахстан не является для нас "светом в окошке", чем-то очень принципиальным, без чего мы не можем обойтись.
Также важна структура товарооборота. К сожалению, структура товарооборота такова, что в ней преобладают товары минерально-сырьевой группы, т.е. углеводороды. Казахстанский экспорт в Россию, по данным российских статистических источников, на 40% - энергоносители, еще на 30% - металлы и изделия из них. И только незначительная часть падает на продукцию машиностроения, на химическую промышленность и продовольственные товары.
В России несколько лучше ситуация. В нашем экспорте в Казахстан машинное оборудование занимает больше 10%. Это для России является выгодным аспектом, как и тот факт, что наш экспорт в Казахстан существенно выше, чем импорт из Казахстана. У нас положительный торговый баланс. Это обстоятельство вызывает постоянную критику со стороны казахстанских властей.
И тут надо иметь в виду, что Казахстан – страна, в которой усилиями властей была навязана пропагандистская точка зрения о том, что это уникальное государство, которое обречено иметь некие фантастические успехи. Поэтому они очень ревностно относятся к тому, что кто-то лучше их работает, у кого-то выше экономические показатели. Они очень часто настаивают, к месту и не к месту, на каком-то тотальном равенстве в отношениях с Россией. В том числе в торговле. Но мы не можем быть равны, потому что Россия – это величина на порядок выше Казахстана по любым макроэкономическим показателям. У нас более сильная промышленность и более конкурентоспособная продукция. Естественно, в товарообороте наших государств получается некоторая диспропорция. Эта диспропорция вполне объяснима.
Настораживает то, что Казахстан постоянно требует от России каких-то экономических уступок. Они считают, что Россия не допускает в свой внутренний рынок казахстанские товары, в частности продукцию пищевой промышленности, считают, что в России завышены цены на некоторые услуги, в частности тарифы, связанные с железнодорожным транспортом. Да, у нас есть разница. Разница в тарифах на железнодорожный транспорт связана с тем, что в Казахстане поддерживать систему железных дорог куда дешевле, чем в России, потому что Казахстан – это степь, а в России это могут быть горы, возвышенности, леса. Для поддержания инфраструктуры железнодорожному ведомству требуется куда больше средств. И, соответственно, тарифы не могут быть одинаковыми.
Хотите конкурировать – уравняйте налоги
Казахстан в рамках Таможенного союза очень любит "надувать щеки". И здесь они идут на откровенную подмену понятий и фальсификацию объективных данных. Именно после создания Таможенного союза у Казахстана резко вырос товарооборот, но не с Россией, а с Белоруссией. Они получили ощутимую экономическую выгоду от этого, равно как и от того, что перед ними появилась возможность развивать новые направления в промышленности благодаря открытию огромного емкого рынка России и Белоруссии. Именно после создания ТС в Казахстане, в частности, появилась возможность развивать автомобильную промышленность. Автомобильная промышленность традиционно существовала в Белоруссии, а в России она была представлена большинством спектров – и легкового и грузового автомобиля. А в Казахстане никогда – ни при советской власти, ни в постсоветский период не было автомобильных предприятий. А тут они стали появляться.
Дело еще в том, что Белоруссия и Казахстан добились того, чтобы в Евразийской экономической комиссии принцип принятия решения был бы консенсусом. Т.е. у всех равное число голосов. Хотя несколько лет действовал другой принцип. Принцип консенсуса действовал на уровне высшего органа, куда входят главы государств. На уровне рабочих органов существовал принцип, связанный с квотностью голосов. Россия имела 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия по 21,5%. Это было справедливо, потому что Таможенный союз как первая стадия объединения, которая называется "Евразийский экономический союз", это объединение экономическое. А раз речь идет об экономике, то речь идет о создании некой системы как в акционерном обществе, и здесь не действуют законы, характерные для политических отношений.
Если последовательно придерживаться этой позиции, то нужно признать, что международные организации, связанные с экономикой, существуют на квотной системе голосов. Другими словами, кто больше дает денег под общий проект, тот имеет больше голосов при решении вопроса, как распоряжаться этими деньгами. И это совершенно справедливо. Но Казахстан настаивает на другом. У него явно прослеживается желание попользоваться ресурсами России как он хочет – в виде льгот, в виде больших финансовых вложений России в Казахстан, но сами они не очень хотят признавать, что нужно работать по тем правилам, которые существуют во всем мире. Сами они придумывают правила, выгодные только для себя. Сейчас Россия закрывает глаза на эти шалости.
Эти обстоятельства казахи не очень любят принимать в расчет. Они все время выдвигают какие-то претензии к Москве. А Москва плохо реагирует на них. Она могла бы выдвигать внешние контрдоводы. Например, в ответ на требование снизить таможенные тарифы, связанные с услугами железнодорожного транспорта, мы могли бы выдвинуть следующие контрпретензии. В Казахстане более либеральная система налогообложения, т.е. у них меньше налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, отчисления в социальный фонд. Это значит, что у предпринимателя, который выбирает Казахстан как место регистрации своей фирмы, меньше расходы. Когда Казахстан предъявляет претензии к высоким тарифам на железнодорожный транспорт в России, руководствуясь логикой: "Давайте равно конкурировать", нужно ответить тем же. Если вы хотите равных условий, давайте сделаем равными наши налоги. Получается, вы вычленяете только один аргумент и забываете, что вы сами создаете систему налогообложения такой, чтобы российские компании из российской юрисдикции переходили в казахстанскую. Это факт. Эта тенденция налицо: наши предприниматели, которые стремятся экономить на расходах, переписывают местонахождение своих предприятий с России на Казахстан. Казахи спокойно проглатывают то, что выгодно им, но постоянно не замечают "бревно в своем глазу".
Эксперт Российского института стратегических исследований и фонда "Азия аналитика" Аждар Куртов специально для Накануне.RU