Константин Затулин: Саммит "Восточного партнерства" оканчивается "пшиком"
Янукович не подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом по политическим и экономическим причинамВиктор Янукович не подписал соглашение по ассоциации Украины, потому что он все-таки проукраинский политик. Политик, который выстраивает свою линию, исходя из того, что ему в этот момент кажется наиболее применимым. Он счел неприемлемым для себя как минимум два обстоятельства: экономическое и политическое.
Экономическое – то, о чем сегодня достаточно широко говорят применительно к ущербу, который может понести экономика Украины, даже не столько в результате защитных мер со стороны России, о которых было заранее известно, сколько в результате того, что вступление в ассоциацию, в зону торговли с Европейским союзом, выбивает всякую почву из-под переговоров о снижении цены на газ, что для Украины является весьма существенной причиной для отказа. В настоящий момент есть еще одна существенная проблема - все понимают, что для стабилизации положения в стране необходима стабильная гривна, необходимо получить кредит. Те кредиты, которые Украине предлагались Международным валютным фондом, а, точнее, те, которые она сама искала в МВФ, оговаривают неприемлемые для социальной стабильности на Украине условия, которые ведут к немедленному росту тарифов ЖКХ. МВФ так же как с Россией в 1990 гг., с Украиной – совершенно ничему не научился, по-прежнему выдвигает неприемлемые для сколь-нибудь мыслящей власти условия в создавшейся ситуации. Это экономическая причина.
Политическая причина, которая сегодня звучит, по крайней мере, в перечне тех, на которые ссылается президент Украины, это, безусловно, то совершенно грубое и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела, которое осуществляли еврокомиссары и в целом Европейский союз, требуя от Януковича, по сути, своими руками выстлать дорогу к победе в предстоящих в 2015 г. выборах Юлии Тимошенко. Выпустить ее за границу, помиловать. Европейский союз, по сути, хотел убить двух зайцев: с одной стороны, и в этом вообще смысл "Восточного партнерства" – отбить у Украины всякую перспективу участия в интеграционных проектах, которые развивает на этом пространстве Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном. С другой стороны – это, поддержав в данном случае оппозицию, создать такие условия перед выборами 2015 г., которые неминуемо привели бы к смене власти в Киеве, сменили бы неудобного - а в 2010 г. говорили и пророссийского - Януковича, привести людей, которые верой и правдой будут в данном случае служить западным интересам и будут строить свою политику на Украине с оглядкой на Брюссель и Вашингтон. Эти цели Европейского союза оказались достаточно прозрачны на финальном этапе, и это причина, по которой Янукович принял то решение, которое всем теперь известно и которое в ходе саммита будет подтверждено.
По внутреннеполитическим соображениям и по соображениям пропагандистским Янукович сегодня сведет к минимуму тему Тимошенко. Но этот фактор играл очень важную роль, вне всякого сомнения. При этом, мы в России совершенно не являемся злоумышленниками и не строим козни Тимошенко, мы не стоим за всей историей с ее арестом и заключением, и это совершенно ясно, ибо Тимошенко осуждена на 7 лет не за что-нибудь, а за превышение полномочий при подписании того самого газового контракта, который так не нравится Украине, который на сегодняшний день является действующим между нашими странами. Поэтому по определению искать руку Кремля в деле Тимошенко не приходится. С другой стороны, у нас нет никаких сомнений в отношении того, какой Тимошенко политик, она за свою жизнь достаточно много и часто высказывалась на эту тему, публикуя в самых престижных западных изданиях статьи с названием "сдержать Россию" и т.д. Она авантюристка, которая чрезвычайно цинично относится вообще к политике и каким-то принципам в политике, и она достаточно долгое время вела свою политическую карьеру в ключе прозападных идеалов, ценностей и ориентаций, поэтому никаких сомнений в отношении Тимошенко нет, при ее достаточно бурном прошлом. В конце концов ее патрон сидел в американской тюрьме за то же самое, за что могла бы сидеть Тимошенко в украинской, просто украинская власть тоже совершила большую глупость, в свое время решив убить двух зайцев: снять с доски политического конкурента, привлекая Тимошенко к ответственности, и одновременно скомпрометировать тот газовый контракт, который так не нравился властям Украины.
Это было сделано достаточно неумело и породило почву для обвинений в избирательном правосудии, породило почву для протестных действий, связанных с Тимошенко. Но из песни слова не выкинешь, при этом надо понимать, что все это дело с начала и до конца является внутренним делом Украины. А то, что роль судьи примерил на себя Европейский союз – неуместно в общении с государством с 50-ти миллионным населением.
В конце концов, еврокомиссары создали на Украине впечатление, что вопрос быть Украине в Евросоюзе или в какой-то "приемной" Евросоюза под названием "ассоциация с Евросоюзом" – зависит от решения судьбы одного единственного человека – Юлии Тимошенко.
Наше же отношение к Украине гораздо более взвешенное. Мы проявили большую гибкость и умение договариваться – это надо признать. Саммит "Восточного партнерства" оканчивается "пшиком", и сейчас любопытно слушать и анализировать, что говорят творцы этого "Восточного партнерства". Очевидно, что члены европейского сообщества делятся на неравные части: одни, такие, как Германия, в принципе, заинтересованы и в новых рынках, и в том, чтобы Украина была в приемной Евросоюза и ожидала там неизвестно чего, и подстраивалась под Европу, и усиливала своим взаимодействием с Россией такого конкурента, который вырастает на границах Европы – Евразийский или Таможенный союз. Но при этом для Германии членство Украины – это не свет в окошке, это не жизненноважный вопрос, это может быть важно для политической элиты, но абсолютно безразлично для широких масс немецкого населения. И если вообще не негативно там воспринимается. Население Германии сегодня очень чувствительно ко всяким рецидивам появления захребетников в Европейском союзе, которые настроены на получение выгод от Европейского союза, получение даровой или дармовой помощи. И они не хотят этими деньгами расплачиваться за какую-то геополитику. А есть страны вроде Литвы, Польши, которые просто с ума сходят от перспективы уесть Россию, продвинуться, компенсировать исторические обиды, на будущее фиксировать свою роль, как главного поводыря Украины, других стран СНГ в Европе, извлекать из этой посреднической миссии выгоду. Это, конечно, для них большое разочарование. Об этом можно судить по выступлению госпожи Грибаускайте, которая оставила свои домашние дела на полтора года и занималась тем, чтобы именно в Вильнюсе Украина подписала договор об ассоциации. И Грибаускайте еле сдерживает эмоции и прямым текстом говорит, что на Украине сменится правительство, что придут другие люди, которые все сделают, подпишут и так далее. Что еще надо, какие еще нужны доказательства, что Евросоюз просто пытался водить за нос Януковича? И мы увидим с начала нового года, с началом весны массированные усилия запада по поддержке украинской оппозиции. Я уверен, что это будет попытка повторения "оранжевой" революции, правда условия для "оранжевой" революции теперь несколько похуже, чем были в 2004г.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин для Накануне.RU