Валентин Катасонов: Для борьбы с многоглавой гидрой оффшоризации нужны кардинальные меры - угроза национализации
Путин сказал, что нужны новые меры борьбы с оффшорамиСегодня в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил много внимания проблеме деоффшоризации российских предприятий. "По оценкам экспертов, в прошлом году через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны", - сказал президент и отметил, что "ничего как следует в этой сфере не сделано за год". И раз прежние меры не принесли никаких результатов, то нужны новые, считает Путин. Теперь компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, получать кредиты ВЭБ и претендовать на госконтракты. Доходы компаний, зарегистрированных в оффшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по законодательству, подчеркнул президент.
Еще идя на президентские выборы, Владимир Путин сказал, что он начнет проводить деоффшоризацию, но, видимо, слишком велико сопротивление - практически мы не знаем ни одного крупного прецедента проведения такой деоффшоризации.
На самом деле, налоги для оффшорных компаний - это необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы мы могли выйти из нынешнего кризисного состояния, потому что хорошо известен факт, что 85-90% крупного и среднего бизнеса России находится в оффшорах. Дело в том, что американские и европейские компании выводят в оффшоры свои прибыли, а активы они не выводят. Ну, или, по крайней мере, не в таких масштабах выводят, как это делают российские компании.
Поэтому вопрос надо ставить более радикально - необходимо не просто облагать налогом, а проводить перерегистрацию оффшорных компаний, по крайней мере, крупных и средних (мелкие могут и подождать, а вот крупные и средние – нет). Иначе никаких крупных рычагов управления экономикой у правительства нет, то есть фактически все, на что может рассчитывать правительство – это требовать оплаты налогов, но дело в том, что оффшорный бизнес имеет 31 способ для того, чтобы уклонятся от оплаты налогов, и это особая тема. С этой точки зрения, налоги – это полумера, имитация попыток для проведения деоффшоризации.
Вообще, для деоффшоризации нужно осуществлять целый комплекс мероприятий, в том числе и введение контроля над капитальными операциями, то есть восстановление валютного регулирования, а у нас его нет, поэтому капитал будет все равно уходить. Ведь не секрет, что значительная часть капитала, который уходит из России – это казенные деньги, которые проходят ряд различных бизнес-структур и потом под какими-то легендами, "благовидными" основаниями выводятся за рубеж. Но основания, на самом деле, не совсем благовидные - различные фиктивные контракты, фиктивные кредиты и так далее. Тут необходим комплексный, целостный подход, потому что проведение отдельных мероприятий ничего не даст, эта многоглавая гидра умеет приспосабливаться к любым частичным мерам регулирования и ограничения. Нет оптимизма по поводу того, что удастся действительно перекрыть каналы злоупотреблений бюджетными средствами. И тут нельзя не вспомнить про наши госкорпорации, которые создавали и создают оффшорные структуры, и именно это поразительно.
Конкретная же мера заключается в том, чтобы в течение месяца произвести перерегистрацию оффшорных компаний, перевести их в юрисдикцию Российской Федерации, и, если по истечении месяца этого не будет сделано, то нужно провести национализацию активов этих компаний.
Валентин Катасонов, экономист, профессор МГИМО, доктор экономических наук для Накануне.RU