18 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC5vSj
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/decorator/room/home/, посмотреть.
YouDo: http://remont.youdo.com/facing/paint-doors/interior/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Турция сделала шаг к армянам. Повод задуматься для России

Заявление Ахмеда Давутоглу, министра иностранных дел Турции и по совместительству идеолога доктрины "нео-османизма", чрезвычайно близкого к г-ну Эрдогану, сделанное им во время короткого визита в Ереван, — безусловно, сенсация. И не регионального масштаба.

По сей день для основной массы турок, уверенных в том, что армян депортировали (а по ходу и убивали) за то, что они "предали Родину", произнести слова "осознаешь, что депортация, совершенная тогдашним режимом, которую я считаю абсолютно ошибочной практикой, была бесчеловечной" всё ещё немыслимо и неприемлемо.

Как, впрочем, и для подавляющего большинства армян столь же немыслимо и неприемлемо начать разговор о проблеме геноцида 1915 года с того, что вопрос о "депортации", вылившейся в чудовищное преступление, был напрямую связан с проблемой лояльности христиан Восточной Анатолии ака Западной Армении Османам в условиях войны.

Впрочем, эта тема слишком болезненна, и я не хотел бы заострять на ней внимание. Скажу лишь, что по сей день, — даже признавая, что "нечто этакое было", — Турция категорически не желала признавать себя виновной хоть в чем-то.

Пока у власти были республиканцы — идейные наследники младотурок, устроивших гекатомбу, — Анкара упрямо утверждала, что, во-первых, не несёт ответственность за то, что было сделано предшественниками, а во-вторых, что виноваты сами армяне, в крайнем случае, "никем не контролируемые отряды самообороны из гражданских" или, в самом крайнем случае, "местные чиновники, допустившие перегибы".

Ныне, при "нео-османах", парадигма изменилась. Теперь упор делается на то, что уж кто-кто, а единомышленники г-на Эрдогана к младотуркам и их действиям не имеют никакого отношения и сами на их месте поступили бы иначе. А корень проблемы — в том, что слишком многие турки придерживаются мнения о «наказании армян за измену», и "это коллективное сознание, которое нужно сломать". Именно такая позиция было предъявлена высоким гостем в Ереване, но в ещё более ярком оформлении.

Что все это может значить?

Многое.

Как отметили практически все наблюдатели, сам по себе визит формально выглядит как провал. Ибо, в сухом остатке, всё ограничилось пресс-конференцией (только для турецкой прессы) и закрытой беседой с главой МИД Армении, оцененной самим г-ном Давутоглу как "откровенная", что в переводе с дипломатического означает примерно, «выяснили, в чём не согласны, но нужно чаще встречаться и обсуждать возможные компромиссы». По той всем понятной и уважительной причине, что "Турция и Армения — страны-соседи" и, значит, следует стремиться к тому, чтобы между народами двух стран установились дружественные отношения.

И всё. Ничего более. А президент Серж Саркисян гостя так и не принял. То есть вроде бы неудача или, по крайней мере, отсутствие успеха. Но, вместе с тем, есть ощущение, что турецкая сторона шла на этот "провал" осознанно, по заранее составленному плану. Так сказать, на тактическое унижение ради стратегического приза. Ведь Ахмед-бей прекрасно знал, что не будет принят на высшем уровне и даже ничего внятного не услышит, — и, тем не менее, поехал. То есть, скорее всего, ради того, чтобы самим фактом визита и тоном высказывания намекнуть кому-то на некие тенденции в политике Анкары.

И это, в общем, было сделано: турецкий идеолог не просто показал международному сообществу, что Турция готова к диалогу без всяких условий, — то есть бела и пушиста, — но ещё и, говоря о проблемах региона и желательности участия Армении в "сотрудничестве между Турцией, Азербайджаном и Грузией", ухитрился не сказать слова "Карабах". Даже в самой мягкой и аккуратной форме. Ограничившись предельно расплывчатым пожеланием "справиться с замороженными кризисами".

То есть, красноречиво промолчав об основном, практически традиционном контрапункте разногласий, и более того, подчеркнув, что никаких условий для открытия границ турки не ставят, а информация турецких СМИ о том, что Турция пойдёт на этот шаг только в обмен на уход армян "хотя бы из двух спорных районов", неверна.

Очень недвусмысленный намек. Разумеется, не означающий, — да и не могущий означать, — что проблема Карабаха перестала быть важна для Анкары или Турция охладела к Азербайджану. Она, безусловно, в этом вопросе и далее будет стоять на стороне Баку, — тем паче, что на стороне Баку и формальное международное право, — но до определённых границ. И не в ущерб себе.

Это ново. И это разумно. Тупо оговаривая возможность любого потепления "решением вопроса о Карабахе", Анкара, конечно, помогает Азербайджану, но отнюдь не улучшает своё положение. Для неё куда важнее проблема, связанная с оценкой событий 1915 года, потому что в свете ситуации в Сирии и фактического формирования Курдистана международное признание геноцида, по факту, есть трамплин к появлению территориальных претензий. А в случае армяно-курдского альянса — ещё и угроза раскола страны.

Вот что важно. Очень и очень важно. Ибо, по сути, все заявления г-на Давутоглу post factum суть один прозрачный намек на готовность Турции решать армяно-турецкие вопросы только между Анкарой и Ереваном. Без учета интересов кого бы то ни было со стороны. И при этом закладываясь не на национальные мифологии с их неизбежными крайностями, но, — цитата! — "помня о том, что было на самом деле".

Правда, судя по реакции на визит Азербайджана, — удивительно сдержанной, без малейших признаков возмущения, — "домашние заготовки" Ахмед-бея были заранее согласованы с бакинскими коллегами. Тем не менее, — если смотреть не в тайные глубины, где никому из посторонних не разобраться, а на открытое всеобщему обозрению, — турецкий министр выиграл данный конкретный раунд по очкам.

Турция, по крайней мере, продемонстрировала готовность к переговорам без предварительных условий, за что и удостоилась заслуженных похвал в самых влиятельных западных СМИ. А вот Армения, напротив, оказалась к такому ходу не готова; во всяком случае, глава её внешнеполитического ведомства выглядел бледно, даже не рискнув дать пресс-конференцию хотя бы армянской прессе, и тем самым дав основания судить, что Ереван на данный момент не имеет своих сценариев игры, будучи вынужден следовать предложенным правилам.

…Что же до России, то Кремлю, безусловно, четко продемонстрировано, что Турция намерена и далее укреплять свое влияние на Южном Кавказе. Отныне ещё и идя навстречу Армении.

С учетом того нюанса, что самая светлая мечта Еревана — слияние в экстазе с Западом, а осуществиться ей мешает лишь понимание, что Западу выгоднее подыгрывать Баку, на чём (и только на чём) основан прочный ныне союз Армении и РФ, — людям, сидящим в Кремле, на мой взгляд, следовало бы задуматься.

Автор: Лев Вершинин, "Однако"


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС