100 дней избрания Ройзмана: от слов к словам
Удивительно, но у мэра статистики положительных решений по обращениям граждан нет - как и по "излечившимся" в ГБНСегодня исполняется 100 дней со дня избрания городской думы Екатеринбурга, а равно и ее председателя – главы города Ройзмана. Возможно, это срок, за который сложно совершить управленческую революцию, но вполне можно, при должном желании, погрузиться в новый круг вопросов, осмотреться в ситуации и начать принимать решения и выполнять обещанное. Как помнят избиратели, Ройзман сулил городу не так много – его программа состояла из 10 пунктов, однако обещал он только то, что был способен выполнить в рамках полномочий в ближайшее время. Накануне.RU решило вспомнить пункты предвыборной программы нового градоначальника, пришедшего к власти на волне "володинской оттепели", и посмотреть, как же они исполняются.
В ходе предвыборной гонки до последнего момента не было понятно, станет ли Ройзман претендовать на мэрское кресло. Заявлял он об этом, по традиции, много и противоречиво, однако едва ли не в последний день собрался с силами, а может быть, его силой собрали, и он под флагами партии олигарха Михаила Прохорова отправился на выборы мэра, попутно возглавив список кандидатов в гордуму. Основой предвыборной агитации президента фонда "Город без наркотиков" стала крылатая фраза о том, что "я здесь родился, меня мама за ручку водила и я могу все памятники в городе назвать", но, были, впрочем и более конкретизированные позиции.
"Сити-менеджер и большинство глав районов – сильные, профессиональные управленцы – в случае моей победы продолжат работу на благо нашего города. После моей победы не будет противостояния с областью. Меньше политики – больше работы. Вижу ряд вещей, которые можно и нужно сделать в ближайшее время", – было написано в газете с предвыборной программой кандидата, которая комфортно разместилась на двух листах формата А3.
Сказать, что между городом и областью наладилось исключительное взаимопонимание, пожалуй, нельзя. Чего стоит истерика городских властей по поводу распределений бюджетных средств, когда мэрия заявила, что областной центр недополучил 7 млрд руб., тогда как и министры и лично губернатор заявляли, что Екатеринбург в последние годы получает беспрецедентные средства. "Мэр на доверии", впрочем, поначалу оставил вопрос бюджета Екатеринбурга без особого внимания – у него были более важные дела, все помнят, как последние почти 3 месяца он чуть ли не ежедневно дежурил в Ленинском районном суде Екатеринбурга, где проходил процесс над его гражданской подругой Пановой. А однажды в ходе согласительных комиссий Ройзман все же попросил слова, которое было, как ни странно, связано не с финансированием Екатеринбурга, а с храмом в Быньгах и иконами в училище им. Шадра. Картину дополняет "мужское решение", которое мэр города озвучил на прошлой неделе в своем блоге – не приходить в резиденцию губернатора на мероприятие по поводу 20-летия конституции. И едва ли можно назвать конструктивным заявление в духе "уральского сепаратизма", прозвучавшее как гром среди ясного неба - Екатеринбург должен отделиться от области и получить статус города федерального значения.
Впрочем, это можно отнести к популистской импровизации, вернемся к предвыборной программе. Первым пунктом в ней значилось: "Единый сильный мэр". В этом пункте Ройзман отмечал, что "поправки Высокинского", возвращающие городу "одноглавую" систему управления, широко распиаренные накануне предвыборной кампании и в период раскручивания фигуры вице-мэра по экономике Александра Высокинского, так и не были приняты гордумой предыдущего созыва. "Сделаю все от меня зависящее, чтобы эти поправки были приняты", - заявлял Ройзман. Однако, за три с лишним месяца председательства Ройзмана в гордуме этот вопрос так и не появился в повестке. При этом, председатель гордумы имеет все полномочия для того, чтобы внести тот или иной вопрос на рассмотрение депутатов. К слову, сам он этим правом активно пользуется, корректируя повестку в начале заседания, но конкретный вопрос так и не прозвучал. Добавим, что экс-мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий неоднократно говорил, что возвращение сильного главы города необходимо в связи с подготовкой к "Экспо 2020", но после поражения в состязании с Дубаем этот вопрос мог и вовсе утратить актуальность. С другой стороны, надо ли говорить, что без отмашки "серого кардинала" мэрии Владимира Тунгусова подобные телодвижения никто производить не будет, и пассивность Ройзмана - тому подтверждение.
Второй пункт программы – личный прием граждан. Судя по блогу Ройзмана, этот пункт ему "удается" особенно хорошо. Сеть приемных в районах города, что тоже озвучивалось среди предвыборных планов, насколько известно, работать не начала, но личный прием глава города действительно ведет в определенные дни. Остается удивляться, когда он успевает отписывать в блоге подробный отчет о таких встречах, и остается ли в перерывах между судами, приемом горожан и заседаниями гордумы время на какую-либо иную деятельность, предусмотренную полномочиями мэра города.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе ЕГД, за время пятничных приемных дней, глава города принял 522 человека, которых интересовали жилищные вопросы, тема ЖКХ, вопросы по землепользованию, здравоохранению, по точечной застройке, транспорту, образованию, в том числе и дошкольному. На каждый запрос аппарат главы города старается отреагировать, но многие вопросы, связанные с обращением в различные органы власти, пока остались без ответов. Точных цифр о количестве положительных решений на запросы в пресс-службе представить не смогли. Примечательно, что и фонд "ГБН" под руководством Ройзмана страдает той же "болезнью" - "принудительное лечение" наркоманов ведется, а статистики по "излечившимся" нет.
Отметим, что мэр регулярно находит время для встречи с блогерами (как правило, близкими фонду "Город без наркотиков"), но он так и не ответил на более чем 1,5 тыс. вопросов читателей популярного городского форума Е1.
Третий пункт программы: "Чистая вода". "Есть города с успешным опытом по очистке водопроводной воды, этот опыт можем применить у себя мы", - говорил кандидат в мэры. "Предполагаю посвятить этой проблеме отдельное заседание гордумы, депутаты меня поддержат", обещал он. Насколько известно, к настоящему моменту вопрос о чистой воде так и не был поднят, не говоря об отдельном заседании по этой теме.
Следующий пункт программы так же близок огромному количеству горожан – решение проблемы детских садов. "В очереди на садики стоит более 20 тыс. детей. Если их поставить в живую очередь, она растянется на 20 км", - приводил цифры статистики потенциальный глава города. В качестве решения проблемы было предложено инициировать механизм формирования муниципального заказа в частных детских садах. Это позволило бы сэкономить бюджетные деньги на строительство новых садиков, время и избежать перегруженности после того, как начнется сокращение рождаемости из-за того, что в детородный возраст вступает поколение демографического провала начала 90-х. По информации, которая появлялась в прессе в конце октября, в Екатеринбурге сейчас есть 31 лицензированный детский сад, однако мэрия не спешит с муниципальным заказом. В утвержденном сити-менеджером в конце сентября прогнозе социально-экономического развития до 2016 года говорится о том, что проблема с очередью будет решена за счет введения 19 тыс. новых мест в построенных до 2016 года детсадах. Ни о каком муниципальном заказе речи не идет, впрочем, и о "цене вопроса" не говорится. Но исходя из расхожей информации о том, что строительство одного места в детсаду обходится в 600 тыс. руб., общая смета этого проекта превысит 11 млрд руб. Вероятно, полномочий и влияния мэра, который клялся, что "не станет декоративной фигурой", не хватило, чтобы сэкономить существенную часть этих денег для Екатеринбурга.
Очередной пункт программы Евгения Ройзмана был связан с экологической тематикой. Наш город просто задыхается в бытовых отходах и грязи, в Шарташе можно купаться только благодаря нашим (фонда) субботникам, подчеркивается в программе. Детей нужно научить , что город – это наш дом, в котором нельзя сорить, говорит Ройзман, подтверждая свою готовность донести это "личным примером". Однако, подводит кандидат совсем к другой идее – Екатеринбургу необходим хотя бы один мусороперерабатывающий завод. "Обязуюсь поднять этот вопрос на заседании городской думы и найти пути решения этой проблемы", – пообещал он тогда. Однако, вопрос этот на заседаниях гордумы не прозвучал. Возможно, потому, что первая очередь мусороперерабатывающего завода на Широкой речке была введена в строй еще в декабре 2011 года, а спустя год была запущена вторая линия – в рамках стратегической городской программы "Управление отходами". Не исключено, что об этом новоизбранному мэру популярно рассказали чиновники городской администрации.
Шестой пункт программы: "Здоровый образ жизни". В рамках этого пункта были озвучены обещания наладить "во всех учебных заведениях Екатеринбурга" пропаганду против наркотиков и "лично проконтролировать". Кроме того, Ройзман пообещал "лично объехать все школы в Екатеринбурге и в отдаленных районах, выслушать преподавательский состав и родителей, выяснить, какая помощь требуется, и найти возможность оказать ее". На данный момент сам Ройзман, известный описанием всех публичных мероприятий и встреч в своем блоге, рассказал об одном уроке в одной из школ, который он провел в начале декабря. Глава города не уточнил, удалось ли ему пообщаться с преподавателями, родителями и какими проблемами они поделились с высшим должностным лицом города. Учитывая, что в Екатеринбурге более 200 школ, на их посещение такими темпами может потребоваться гораздо больше одного мэрского срока. Возможно, это обещание было дано второпях и не было обдуманным предложением. Кроме этого, Ройзман обещал к лету 2014 года "решить вопрос" с велодорожками в столице Урала.
В рамках следующего пункта глава города обещал объехать еще и все больницы в городе, которых насчитывается несколько десятков. Вдобавок, он сообщал, что имеются "все договоренности" о привлечении частных инвестиций в строительство первого хосписа в Екатеринбурге. Безусловно, это одна из важнейших проблем, но, насколько известно, этот вопрос "авторитетному, недекоративному" чиновнику сдвинуть тоже не удалось. В качестве одной из причин замедления этого процесса общественники, близкие к проекту, отмечали, что деньги для строительства хосписа "зависли" в лишенном лицензии "Мастер-банке".
В рамках тематики борьбы с незаконной миграцией особых полномочий у городских властей нет. Однако, даже до решения Владимира Путина передать вопросы по решению межнациональных вопросов на уровень субъектов (и сейчас этим занимается экс-оппонент Ройзмана по выборам Яков Силин) кандидат в мэры включил вопрос в предвыборную программу. В частности, он пообещал стоять на защите местных жителей "как в Сагре", а также озвучил мысль о переносе за черту города рынка "Таганский ряд" и овощебазы №4. Впрочем, вряд ли эти инициативы будут реализованы, учитывая влияние руководителей "Таганского ряда" в гордуме и заксобрании, и значение овощебазы, за контроль над которой некоторое время назад шла настоящая война внутри мэрской команды.
Следующему пункту предвыбороной программы время еще не пришло, поэтому сложно сказать, как будет выполнено обещание кандидата в мэры. Речь идет о формировании "настоящей общественной палаты" Екатеринбурга. Ройзман пообещал поддерживать "настоящие общественные организации" и "сделать все возможное", чтобы их представители вошли в новый состав органа. К примеру, сейчас представители общественных и благотворительных организаций занимают 7 из 33 мест в общественной палате. Нынешний состав был сформирован ровно два года назад – 14 декабря 2011 года, а значит, по уставу, будет функционировать еще год. Тем любопытнее будет посмотреть, как мэр исполнит свое обещание – третью часть состава формирует непосредственно глава города, еще треть – гордума – в этой части уже нельзя будет сказать, что мэру "не хватило полномочий".
Последний, десятый пункт программы был связан с охраной лесопарковых зон и противодействием точечной застройке. Этот вопрос не теряет свою актуальность уже несколько лет, горожане не перестают обращать внимание городских и областных депутатов на вырубку лесопарковых зон в городской черте, взамен которых появляются торговые центры и кафе. В этом направлении депутаты гордумы действительно работают, например, на одном из заседаний большинством голосов было принято решение о внесении двух дендропарков в перечень особо охраняемых природных зон.
Впрочем, как показывает практика, горожан интересует не столько предвыборные обещания – все уже забыли, как кандидат в мэры говорил, что пойдет на выборы, чтобы занять более серьезное положение для "торга с областью" по поводу Пановой и ряда сотрудников "Города без наркотиков". Многие воспринимали Ройзмана, как борца с коррупцией внутри действующей управленческой команды, который будет "обличать" нерадивых чиновников, и были несколько удивлены реакцией своего избранника, который прокомментировал закупку мэрией машин на несколько миллионов рублей репликой вроде "они закупают их в рамках какого-то контракта, а ко мне отношения он не имеет".
Другие ожидали от "человека дела", что он быстро возьмет под контроль хозяйственную сторону городской жизни, просили "прибрать город", но Ройзман и Панова в это время рассказывали экс-министру финансов Алексею Кудрину о том, что в городе "20 лет никто не может победить пыль и грязь", но при этом здесь "очень профессиональная и толковая команда". А когда город завалило снегом, вчерашние избиратели с трудом удерживаясь от нецензурных выражений и просили почистить вставший в пробках город. В ответ мэр разместил в блоге страничку с отчетом от вице-мэра Липовича, в которой бодро говорилось о тысячах уборочной техники на улицах и десятках тысяч тонн вывезенного снега. В то же время, Ройзман оказался "самым медиаактивным мэром в стране".
Директор департамента политологии и социологии УрФУ Анатолий Меренков отмечает в беседе с Накануне.RU: 100 дней мэрства Ройзмана показали, что обещать - еще не значит делать.
"Внешне он за три месяца научился вести себя как принято в этой системе управления, ходить в костюме с галстуком, в белой рубашечке, вести заседания. С другой стороны, он стал меньше отличаться от обычного руководителя и тот контраст, между тем, каким он был, претендуя на этот пост, и тем, что стало в реальности, будет только усиливаться. Система на его примере показывает, что она может очень и очень многих людей выдрессировать так, как это надо системе. Он будет становиться обычным чиновником – один человек не может сломать систему", – уверен эксперт.