Израиль Литве должен!..
Прогрессивная – подчеркиваю: именно и только таковая - общественность "земли Марии" была оторвана от рождественско-новогодних хлопот чрезвычайным заявлением председателя парламентского комитета по бюджету и финансам Бронюса Брадаускаса. Суть праздничного месседжа ветерана политического Олимпа: не Литва, а Израиль должен платить государственные пенсии нашим соотечественникам, принимавшим участие в спасении евреев в годы Второй мировой войны. Поднялся изрядный шум, одни поддержали депутата, другие высказались решительно против. Гневную отповедь слуге народа дал историк Альгимантас Каспаравичюс, который назвал это примером моральной деградации, поразившей часть столичной элиты. Дальше мы убедимся, что ученый поставил диагноз верно.
Конфронтация по поводу пенсий так называемым "праведникам мира" (так называют их в Израиле) - в принципе не вопрос даже для такого малого прибалтийского государства, ведь осталось их немногим более ста человек. По большому счету это вопрос вечный, корни его в прошлых веках, когда началась инвазия иудеев еще в Речь Посполитую. Потом, во времена Российской империи, ее запад был отдан под зону оседлости, где и устраивались изобретательные и пробивные еврейские семьи. К началу последней войны на территории Литвы проживало более 200 тыс. литваков, а Вильнюс по праву называли северным Иерусалимом - настолько богато и плодотворно тут развивалась еврейская культура, Вильнюсский Гаон, например, является классиком хасидизма. Разумеется, исследованием священных текстов их деятельность не ограничивалась, они активно проникали в торговлю, банковое дело, занимались бытовым обслуживанием, содержали кабаки, трактиры и шинки, настолько успешно, а местами и нагло, что в некоторых уездных городках можно было говорить о монополии, сговоре и круговой поруке. Все это, понятно, не могло нравиться аборигенам, зрели грозди гнева. И он прорвался в первые дни войны, когда местечки и города оказались как бы в безвластии: советская администрация ушла вместе с Красной армией, а фашисты еще не подошли: грабили магазины и трактиры, пошивочные мастерские и винные погреба, залоговые и ростовщические конторы, хозяев, пытающихся защищать нажитое непосильным трудом богатство, убивали или сгоняли в синагоги и другие просторные здания. В интернете можно прочитать ставший хрестоматийным рассказ очевидца расправы головорезов над десятками каунасских евреев во дворе гаража: тут несчастных не только зверски убивали топорами, ломами и лопатами, но и надругались над телами. Находились честные люди и в других городах, которые кулуарно – как бы не услышали власти второй республики - доносили правду о подобных зверствах практически по всей стране. Все это носило настолько массовый характер, что первый президент Альгирдас Бразаускас, будучи в Иерусалиме, под давлением фактов, хорошо известных в Израиле, вынужден был принести официальное извинение, чем вызвал недовольство значительной части отечественного истеблишмента.
Начатое литовскими националистами продолжили гитлеровцы, но опять же в этом самое деятельное, а зачастую и инициативное участие принимали местные фашисты, объединенные в 22-х полицейских батальонах. Их зона карательных действий захватывала даже Белоруссию и Украину, на них тысячи невинных жертв. Руководитель Центра исследования геноцида и движения сопротивления Альфредас Рукшенас насчитал более двух тысяч литовцев, принимавших участие в уничтожении литовских евреев, и он даже пытается выгородить их, преуменьшить их вину: они выполняли приказы, а если и брали ответственность на себя, то только во имя высокой цели - свободной и независимой родины. Итог страшный: из 210 тыс. литваков выжили менее 10 тыс. ( Не будем вступать в полемику с "исследователем", взглянуть истине в глаза ему не дают, сдается, националистические шоры). А вот американский юрист, глава Центра по изучения Холокоста Эфраим Зурофф убежден, что Рукшенас сознательно занижает цифру, причастных к кровавым репрессиям против сынов Израиля, в том числе и детей, более чем в десять раз больше. Бьет в колокол правозащитник еще по одной причине: ни один преступник, участник убийств и погромов, в Литве не понес заслуженного наказания, многие из них до сих пор пользуются уважением в обществе, а других, у которых руки по локоть в крови, ввели в пантеон, чествуют как героев борьбы за независимость. К суду, точнее – судилищу привлекаются партизаны Западной Литвы, те, кто с оружием в руках воевал с полицаями и зондеркомандами.
Действительно, списать большую часть зверств над евреями и прочими нацменьшинствами (в числе самых пострадавших и русские) на фашистов и коммунистов проще всего, ведь многое уже не докажешь за давностью лет и отсутствием свидетелей. Еще одна стратегическая уловка - стремление перевести стрелки на проблему оккупации и возмещение многосотмиллиардного ущерба. Якобы грабежами и убийствами занимались отступающие советские войска, а литовцы были насильно втянуты, только заканчивали начатое. Самое поразительное, что вольно или невольно с подобной трактовкой событий солидаризируется видная фигура консервативной партии, один из основателей еврейской общины Эмануэлис Зингерис. Он несколько лет возглавлял комитет по международным делам Сейма, именно ему принадлежат ряд инициатив, направленных против России: требование признания оккупации и компенсации за нее, присвоение аэродрому в Зокняй, превращенного в авиабазу НАТО, имени американского президента Рейгана как инициатора развала СССР, обвинения России в преследовании политзаключенных и пр. Сейчас депутат Сейма является вице-председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы и там в числе активных борцов против авторитарных и тоталитарных режимов на востоке континента. На это неодобрительно смотрят кровные братья, изгнавшие его из руководства своей общины. Что тут сказать? За то, чтобы два десятка лет оставаться в политическом мейнстриме и получать изрядное материальное довольствие, можно и не только единоверцев продать.
Утверждать, что антисемитизм в стране возведен в ранг государственной политики, было бы неправильно, он ушел в подполье, в бытовую плоскость и лишь временами оборачивается острыми рецидивами, как в случае с Брадаускасом. Конечно же, официально Литва глубоко, истинно по-европейски толерантное государство, здесь одинаково любят и поляков, и русских, белорусов и прочие народы, однако те неблагодарны и трезвонят на всех политических перекрестках о насильственной ассимиляции, языковом геноциде, выходят на митинги протеста и всячески портят жизнь коренному этносу. Вот и к сынам израилевым такое же ложное благодушие: в столице собрались строить стадион на месте старого еврейского кладбища, не решается вопрос возврата наследникам имущества и земельных участков, в городах ежегодно устраиваются грандиозные парады националистов с антисемитскими лозунгами и речевками под штандартами свастики – символа древних балтских племен, как определил суд, самый справедливый в мире. Отказ праведникам мира в государственной пенсии и перекладывание заботы об этих мужественных подвижниках - соотечественниках на плечи чужого государства - из этого же дурно пахнущего разряда. Позволительно спросить: где же эта хваленая европейская толерантность, куда делась истинная европейскость, на которых так настаивают власти янтарной республики?