Владимир Михайлов: Взрывы в Волгограде призваны отвадить людей от Олимпиады в Сочи
Бывший руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимир Михайлов, который занимался вопросами безопасности в период проведения Олимпиады-80 в Москве, рассказал Накануне.RU свою версию того, что стоит за волгоградскими взрывами:
Разумеется, два взрыва в Волгограде, которые произошли фактически одновременно, – это спланированная акция.
В первую очередь, хотелось бы обратить внимание, что взрывы организованы таким образом, чтобы не пришлось преодолевать систему безопасности. Вопросы по этой системе в очередной раз были серьезно подняты после взрыва в Домодедово. Теперь металлоискатели стоят и свою роль в определенной мере выполняют. Но есть существенные недоработки, например, террорист может подойти непосредственно к дверям. Возникает вопрос, почему их не ставить снаружи? Надо понимать, что взрыв гораздо более опасен в закрытом помещении, нежели на открытом воздухе. Многие такие вещи пока не додумывают и не решают. Например, вопрос положений о безопасности был поручен МЧС. Да, МЧС должно участвовать в этом, но это ведомство не должно быть главным. МЧС свои интересы при составлении паспортов безопасности учло, но решать задачу защиты от терроризма нужно по-другому – нужно осуществлять превентивные мероприятия по защите от терроризма, защите от взрыва, а не думать, как устранять последствия.
Что касается цели волгоградских взрывов, то, судя по всему, она заключается в том, чтобы напугать иностранных гостей, которые планируют посетить Олимпиаду в Сочи. Я уверен в том, что с олимпийскими объектами все обстоит более-менее благополучно, здесь наверняка учитывается опыт 80-х годов, и наши специалисты ушли далеко вперед и могут многое, что мы не могли и не умели, и там будет спокойно. Но сама эта грязная попытка таким путем отвадить от Олимпиады людей, особенно из-за рубежа, просто отвратительна. Сейчас кто-то целенаправленно доказывает, что они способны совершить теракты где угодно и когда угодно.
Проблема терроризма и в 80-е годы стояла серьезно, и к этому готовились. И хотя обстановка и была спокойнее, нежели сейчас, информация о попытках совершения различных действий, в том числе террористических, шла с разных сторон. Например, в 1980 году западные спецслужбы распространили слух, что в Москве плохо со светом, и порекомендовали тем, кто не послушает их совета вообще не ездить и все-таки поедет на Олимпиаду, взять с собой побольше свечей. А потом вбросили информацию, что взрывчатка в Москву для совершения терактов будет везтись под видом свечей. Я с тех пор свечи ненавижу и бывшие мои коллеги – тоже.
Но если вспомнить Олимпиаду-80, то еще в 1979 г. мы провели Игры дружбы народов – в тот же период и на тех же объектах, где годом позже произошла Олимпиада. Это была тренировка, тренировались все, и органы МВД, и органы госбезопасности, и все другие правоохранители. Такой опыт можно было учесть.
Спланировать, подготовить, обеспечить материальными и людскими ресурсами и совершить теракты, подобные волгоградским, просто так вряд ли возможно – здесь видна рука "вдохновителей" и организаторов. Кто они конкретно – об этом пока судить сложно. Но вопрос борьбы с террором жесток в своей сути, и чтобы не гибли ни в чем не повинные люди, нужно применять самые серьезные и безжалостные меры борьбы. Недавно обсуждалось, что компенсация за теракты должна, в том числе, возлагаться на родственников террористов. Поднялся вой, что это "нарушение демократии". Может, сейчас эти вопли прекратятся? Жестче нужно быть. А усилия гражданского общества должны быть направлены на повышение бдительности каждого гражданина – надо не просто говорить об этом, а учить людей обращать внимание на подозрительные моменты.