"Не Робеспьер", но человек дела. Собянину снова придется доказывать готовность к боям с "тепличной оппозицией"
Новая волна "володинской оттепели" опять сулит начаться не по сезону, осенью, и преподнести немало неприятных сюрпризов московскому "не Робеспьеру", но вовсе даже человеку дела - мэру Москвы Сергею Собянину. Почему именно ему? Если кто-то вдруг думал, что "операция преемник" с выборами мэра Москвы завершилась (по крайней мере, для верного и весомого члена президентской команды Собянина, который не побоялся досрочно сложить мандат "назначенца" и пойти на прямые выборы в условиях "новой политической реальности", когда-де все равны и административные барьеры сняты), то этот кто-то, судя по всему, глубоко ошибался. Следующая битва в длинной политической партии "а ля-рюс" придется на сентябрь-2014, когда в столице пройдут выборы в Мосгордуму. Ставки поднимает и то, что эта кампания будет ближе к будущим парламентским выборам, а контроль за Москвой и процессами, проходящими в ней, остается одним из важнейших факторов политической ситуации в стране. Подробности – в материале Накануне.RU.
С сентября 2013 прошло достаточно времени и уже можно попытаться проанализировать итоги кампании не по горячим следам, а, когда "большое видится на расстоянии". Оглядываясь назад, что же можно сказать о том, какие "цветочки" уже преподнесла "володинская оттепель"?
"Коридоры демократии" затрещали по швам, хоть пока и в отдельно взятых городах – Екатеринбурге, Красноярске, Петрозаводске. Но вот уже и Новосибирск, оплот научной мысли, с ужасом воспринявший новость о победе Ройзмана в сентябре 2013 года, лишился старожила Городецкого и ждет досрочных прямых выборов в апреле, на кои заявится ярый белоленточник, причастный к "доению" медведевского "Сколково", Илья Пономарев. Тут, как говорится, к гадалке не ходи – Пономарев спит и видит повторение екатеринбургского успеха так называемой оппозиции. На носу – и выборы в главный законодательный орган столицы, и здесь, как считается, для главы региона Собянина показателен будет результат "партии власти". Учитывая, что в Мосгордуме сейчас 32 из 35 депутатов – "единороссы", и лишь три коммуниста, повторить такой результат будет непросто. Если не невозможно. Ведь выборы предстоит проводить не в рафинированных условиях прежних лет, а в рамках продолжающейся "володинской весны", в которой команда Собянина уже получила значительную политическую трепку минувшей осенью.
Неудивительно, что прошедшее накануне назначение двух популярных политтехнологов в московскую мэрию было расценено экспертами как подготовка к будущим выборным баталиям и неформальный старт избирательной кампании. Вряд ли и политические оппоненты сидят в это время без дела – пример Алексея Навального, как считается в либеральном лагере, показал, что в Москве, мол, можно бороться с представителями власти и "партии власти", а прежние федеральные выборы продемонстрировали, что доминирование "Единой России" в столичном парламенте не соответствует реальной поддержке москвичей.
Вполне логично предположить, что битву за Мосгордуму так называемая либеральная оппозиция намерена вести серьезно. И потому ничего удивительного нет в том, что заранее подтягиваются возможные будущие "бойцы", а их позиции укрепляются и со всем возможным звоном раскручиваются уже сегодня.
* * *
Екатеринбург в этом смысле совсем не провинция, а чуть ли не экспериментальная площадка. Если Петрозаводск и даже Красноярск пока, скорей, лишь отдельные очаги оппозиционных успехов, то бывшая несостоявшаяся "уральская республика" для антагонистов действующей власти - это вполне себе территория с потенциальными кадрами и уже обкатанными методиками. И екатеринбургских "лицедеев" скоро почти год, как продолжают активно "раскручивать" на федеральный уровень.
Отметим, что если в уральской столице главная интрига сентября 2013 была основана на том, сумеют ли "путевые парни" и их боевые подруги сразиться на равных с на тот момент "правой рукой губернатора", то в Москве выборы стали ареной боев, во-первых, иного масштаба, во-вторых, противоборствующие лагеря были четко очерчены лишь на публичном уровне. Под ковром осталась реальная расстановка клановых сил.
Ряд экспертов, политологов, политаналитиков и обозревателей рассматривал выборы в Москве ни много ни мало - в качестве фрагмента операции "преемник".
"Думаю, что это (выборы мэра Москвы) - прицел на 2018 год, хотя Путин любит, чтобы решение принималось в последнюю секунду и чтобы был маневр до конца. Но у него уже появляется два человека – Собянин, который пройдет через двойное горнило выборов, и Шойгу, который сверхпопулярен у населения. Уже появляется выбор. Путин 1952 года (рождения), он здоров, спортом занимается, но надо, чтобы преемственность какая-то была. Думаю, что Собянин – это большая игра", – говорил, общаясь с журналистами накануне дня выборов в сентябре прошлого года, известный столичный журналист Сергей Доренко.
Впрочем, есть и иное мнение. По оценке профессора, доктора политических наук Сергея Черняховского, речь о преемнике не идет, поскольку опыт показывает, что Владимир Путин находит их в последний момент и о них сейчас даже никто не догадывается.
"Я не очень понимаю, с чего появилась идея о Собянине-преемнике. Она была очень произвольной изначально. Другой вопрос, что Собянин мог пробоваться на роль премьер-министра, но он не выступил успешно, и на сегодня не ощущается такой идеи, чтобы им заменили Медведева", – отметил в беседе с Накануне.RU эксперт.
При этом, он не исключает, что выборы в Мосгордуму действительно станут сложными, поскольку будут больше приближены к парламентским выборам, а контроль за Москвой и процессами, проходящими в ней, остается одним из важнейших факторов на данный момент. Как минимум осложняющими факторами можно считать то, что до сих пор непонятно, по какой именно схеме они будут проходить, плюс - достаточно высокие результаты оппозиционных партий на фоне снижения явки.
В сентябре 2013 года, вопреки прогнозам большинства политологов, квалифицированное большинство команде Собянина в первом туре собрать не удалось. А несколько скромный результат победителя позволил его оппонентам - "навальным" громко покрикивать о требовании второго тура. Тогда многие не только в оппозиционных "башнях", но и в лагере провластных аналитиков судачили о падении авторитета Сергея Собянина и резком снижении его шансов на дальнейший карьерный рост. И опять же не чужие Кремлю политтехнологи и эксперты констатировали, что, мол, - да, несколько снизилась влиятельность всего пресловутого "клана Собянина", к которому традиционно относят таких персон, как пермский губернатор Виктор Басаргин, свердловский губернатор Евгений Куйвашев и тюменский глава Владимир Якушев. Еще одним и тоже неприятным ударом по клану стало и поражение в тот же сентябрьский день кандидата от свердловских областных властей Якова Силина, проигравшего Евгению Ройзману.
* * *
Стоит напомнить, что уже перед решающим сентябрьским выборным днем 2013 года раздавалось немало здравых голосов о том, что никакая "нарванная" оппозиция - ни московская, ни екатеринбургская, ни какая-либо другая - не могла бы претендовать на реальные выборные победы, если бы не позиция главного куратора внутренней политики Кремля. Он, собственно, и сам это недвусмысленно обозначил на ставшей точкой отсчета процветающей пока "володинской оттепели" августовской встрече с политологами. А уж спектакль с посадкой и немедленным отпуском на выборную свободу (по предложению одноразово явившей обществу поразительную гуманность прокуратуры) г-на Навального довершил политическую предвыборную "картину маслом". Оппозиции, начиная с лета 2013, кремлевские кураторы не просто не чинят препятствий, а наоборот - чуть не выстилают дорожку к избирательным урнам. А как еще можно расценить помощь от Собянина Навальному в прохождении муниципального фильтра?
Ход кураторов внутренней политики летом 2013 казался выверенным и неопасным для подтвердившего свою безальтернативность в марте 2012 российского политика №1 - Путина. Мол, давайте поиграем, поразминаемся, до 2018 ведь еще далеко. И самое время опробовать различные схемы, раз витиеватые комбинации предыдущих кукловодов превратились в грубое: "Вы-сурковская пропаганда!"
И стране было разъяснено - до выборов допускается любая оппозиция (да хоть бы и братки из 90-х - как еще опробовать новую политическую реальность демократии?), при необходимости – активно раскручивается, а там, мол, пусть победит сильнейший. Если сильнейший окажется при входе во властные кабинеты оппозиционным, то само сидение в этих кабинетах волей-неволей сделает его провластным. Ну, или в глазах электората он превратится в провластного чинушу, а, значит, автоматически перестанет быть оппозиционно опасным.
Гладко, как обычно, было на бумаге. Если посмотреть на несколько истеричную "деятельность" екатеринбургского "мэра на доверии", то на ум приходит совсем иное. Простое, народное и неполиткорректное - "черного кобеля не отмоешь добела".
Но в отношении Москвы любопытней иное предположение. Дело в том, что объявленный "оттепельный" эксперимент в политически нервной и многоклановой столице едва не превратился в падающие на головы властей "сосули", кои, помнится, в недавнем прошлом подтолкнули процесс выдворения из губернаторского кресла второй столицы тоже очень заслуженной в путинской команде дамы.
Собянин и его окружение сумели в сложных и, думается, неожиданно для них изменившихся политических условиях собраться, победу в первом туре вырвали. Но победа оказалась нуждающейся в подкреплении. Подкрепление не заставило себя ждать. Путин прямо на инаугурации мэра Москвы сообщил особо заинтересованной публике, что Сергей Семенович "очень конкретный, деловой, спокойный человек", а, что касается выборов, то "он не любит выступать и не умеет даже, наверное, выступать публично и на трибунах". И более того, для совсем уж посвященной части публики добавил, что Собянин, по его мнению, "действительно очень добросовестный, очень порядочный, честный и талантливый человек".
В сухом остатке сентября 2013, несмотря на все передряги, потрепавшие нервы самому Собянину, его близкой команде и более широкому кругу соратников, сигнал о том, что, мол, московский мэр в новых политических реалиях не слишком умел - души первого человека не тронул.
Отчего же не попробовать в сентябре 2014 уже на поле с более широкими возможностями политической "светомаскировки" доказать-таки теорему: Собянин политическое пространство столицы не в состоянии контролировать и регулировать. Как же можно думать, что сумеет, буде что, в масштабах страны? Нельзя сбрасывать со счетов и еще один вполне очевидный мотив - создавая проблемы (или не помогая их решать), можно ведь хотя бы доказать самому Собянину, что и сейчас, и в будущем помощь опытных и эффективных координаторов внутренней политики ему необходима со всеми вытекающими для помощников плюсами. Заодно, на примере главного губернатора страны доказать сию истину и всем его коллегам. Пусть возьмут во внимание этот многозначительный фактор и сделают поправки в рассчетах . Какая красивая и беспроигрышная перспектива прорисовывается, а?
* * *
Если коса Собянина нашла на камень Навального (а Собянин утверждал, что обговаривал его участие в выборах с ВВП лично, что впоследствии было дезавуировано), то сейчас могут появиться и другие лица, не только уже распиаренный блогер-юрист-"националист".
Сегодня о Навальном слышно, кстати, гораздо меньше. Чаще лишь то, что он постоянно "ездит в Подмосковье к своим родителям, нарушая подписку о невыезде из Москвы". Но не будем забывать - ему предстоит еще один суд по делу "Ив Роше", и почему-то снова – перед выборной кампанией.
Зато хороший звон на федеральном уровне периодически прокатывается о екатеринбургской "политмученице" и "жертве режима" – госпоже Пановой, которая, как известно, является не только одной из гражданских жен Ройзмана, но и (по выражению того же Доренко) – его "выносным мозгом". Год назад за пределами Екатеринбурга местный уголовный процесс мало кого интересовал, зато буквально в первый рабочий день начавшегося 2014 года все либеральные СМИ активно трубили о журналистке, проходящей по делу о вымогательстве и мошенничестве, как о несправедливо пострадавшей за свободу слова, приговор по делу которой "привел в шок" представителей ОБСЕ. Естественно, обо всем этом "зверстве" в одной из провинций России не замедлили сообщить и "мировые СМИ". Но что удивительней всего - в самых ярких красках и живописных подробностях, исключительно в духе так называемой "объективности", пропиарил дело Пановой федеральный телеканал "Россия-24". Напомним, он входит в огромный государственный холдинг ВГТРК. Если присовокупить к этому предновогодние походы того же Ройзмана на программу Соловьева (снова ВГТРК- телеканал "Россия-1"), периодическое мелькание по тому или иному поводу на "Россия-1", "Россия-24" екатеринбургского мэра, то какая-то странная тенденция вырисовывается.
Нет, конечно, фанаты и идейные соратники екатеринбургских оппозиционных деятелей немедленно возопят - мол, вы завидуете успеху коллег по цеху или еще проще -власть испугалась и пытается не зажимать хотя бы самых видных деятелей оппозиции, ну или еще какой-нибудь детский лепет. Но это именно лепет для любого мало-мальски серьезно наблюдающего за приводными ремнями механизма: власть-государственные СМИ. Даже глуповатому обывателю те же оппозиционные СМИ и белоленточные активисты давным -давно объяснили: все, что показывают по центральным телеканалам - это в той или иной степени: "Вы-сурковская пропаганда!". И тот факт, что команды дает нынче не Сурков и его команда, а Володин и его группа товарищей, принципиально ничего не меняет.
И при всем при том, не увидеть, что первые рабочие дни года прошли на "России-24" под эгидой двух тем: Олимпиада и дело Пановой с комментатором Ройзманом, можно было, только притворившись на пару дней слепым и тупым.
Остается задать себе и читателю детский вопрос - кто ж тогда дал добро на "объективный", объемный и живописный раскрут Ройзмана, дела Пановой и т.д. на государствнном ТВ? Или несменяемое руководство ВГТРК само такое решительное и всеми силами борется за свободу слова? Или тому же Медникову, отвечающему за "Россию-24" собственным креслом, урок имевшей гораздо бОльшее пространство для либерального маневра госпожи Миронюк не впрок?
Не может быть такого в российской природе ЦТ. Значит, так называемый пресловутый "стоп-лист" на екатеринбургских борцов за оппозиционную правду, как и на г-на Навального, начальникам госТВ никто не ставит. Как не ставит и задач по погружению в тему - что там хорошего и по-деловому полезного сделал екатеринбургский мэр для родного города после избрания, как он умудряется полгода в рабочее время ходить в суды и одновременно работать вроде бы мэром, что конкретно и почему вменяется в уголовном деле г-же Пановой, какие конкретно оппозиционные действия стали поводом так называемого преследования, был или не был шантаж и как так получается, что в самой уральской столице поддержка и того, и другого ньюсмэйкера отчего-то не набирает обороты, а снижается?
ГосТВ действует в случае с подачей информации по громкоговорящей екатеринбургской паре просто и как бы непрофессионально - постоянно дает свой эфир под информацию и все. И это на телеканале, где умеют бить в цель фактами, цифрами, экспертами, народным мнением и т.д., когда задача поставлена? И это такая случайность? Станиславский при гораздо более тонкой игре своих актеров утверждал: "Не верю!"
"Судили ее не за информационную политику и написание статей, а за уголовные деяния. Они вместе с мэром извлекли максимум из этого положения. На региональном уровне этот процесс неинтересен, здесь знают все нюансы. Почему его раздувают на федеральном уровне? Видимо, есть заинтересованные лица, чтобы либо перебить повестку, либо раздуть новых лидеров оппозиции", – рассказал Накануне.RU уральский политолог Анатолий Гайда, подчеркнувший, что "скорее всего, это прямо связано с выборами в Москве".
Интересное совпадение (совпадение ли?), что на работу в мэрию Москвы на этой неделе придут два известных политтехнолога – Дмитрий Гусев и Олег Смолкин, которые начинали свою деятельность на Урале и, очевидно, знакомы со многими персонами, которыми могут дать предполагаемый оппозиционный залп" по Москве. Кажется, опыт сентября - 2013 собянинской команде помог сделать правильные прогнозы на сентябрь - 2014?...
* * *
Как бы там ни было, очевидно, что Администрация президента будет внимательно следить за избирательным процессом, а для клана Собянина это время – хороший шанс для того, чтобы взять реванш. Разумеется, возможно это лишь в том случае, если он продемонстрирует способность "рулить процессами" в условиях "честной, но бескомпромиссной борьбы" со всем спектром политических оппонентов.
И оппонентов не только с уральской, московской пропиской и оппозиционной фрондой в головах. А прежде всего с оппонентами из властных кабинетов, стремящихся наращивать влияние на политические процессы. В том числе и таким замысловатым способом, как создание (и возможное решение или не решение) проблем простой отстраненностью от каких-то там местных реалий. А то и как в былые времена (и это не "сурковская пропаганда", а слухопанорама из уст самих "жертв режима" и так называемых анонимных источников, запросто бывавших в кремлевских кабинетах) - негласной поддержкой отдельных оппозиционных деятелей при все той же публичной отстраненности. По крайней мере, в Екатеринбурге ни для кого из любопытствующих не секрет, что первую атаку на "свободу независимых СМИ" (еще во времена покойного Латышева) в лице Пановой помог отбить ни кто иной, как автор "сурковской пропаганды". А г-н Ройзман успел за время недолгого мэрства несколько раз публично сообщить, что у него очень хорошие, "рабочие" сложились отношения с Володиным еще со времен бытности оппозиционера депутатом Госдумы.
В каком русле будут развиваться московские схватки бульдогов под ковром, насколько потребны на столичном поле окажутся уральские "жертвы" режима, как пригодятся интернет-технологии отбывшего по итогам "навальной" кампании на заработки за рубежи нашей Родины еще одного оппозиционера родом из Екатеринбурга (Леонид Волков), можно будет наблюдать уже весной. Как московская битва за гордуму отразится на общих политических раскладах, пока предсказать не беремся.
Вместо предсказаний, сейчас разумно пожелать нам всем (городам и весям Родины) спокойного проведения Олимпиады. Потому как в той же столице бродят "слухи тут и там", что послеолимпийское время может очень круто поменять политическую погоду. Некоторые даже утверждают - столь круто, что сметут ковры, под которыми бульдоги так любят проводить схватки.
Недаром же в политической тусовке даже появилась присказка: "А после марта..."
Сергей Табаринцев-Романов, Сергей Хурбатов, Юрий Александров