Отставка челябинского губернатора не отразится на балансе сил в регионах УрФО, считают эксперты
Будут ли и дальше "перетряхивать" регионы УрФО? Эксперты сомневаются в этомОтставка челябинского губернатора Михаила Юревича породила массу слухов, гипотез, предположений и спекуляций по поводу неустойчивого положения остальных уральских губернаторов. Ведь, если успешный, харизматичный, хоть и окруженный постоянными конфликтами, способный обеспечить неплохие результаты партии власти и имеющий достаточную электоральную поддержку губернатор был так споро отставлен, то у каждого из его "соседей" по УрФО можно найти схожие "грехи" ? Однако уральские эксперты, в свою очередь, считают, что политические ситуации в Челябинской и других областях принципиально разные, и проводить прямые параллели неуместно. Подробности - в материале Накануне.RU.
Практически в каждом регионе УрФО губернаторов с разной степенью настойчивости "отправляют" в отставку эксперты, политические оппоненты, злопыхатели, представители конфликтующих сторон и др. Однако, и без этих прогнозизстов известно - выборы постепенно надвигаются на УрФО, в частности, речь идет об истекающих полномочиях зауральского губернатора Олега Богомолова, который давно заявил и не раз повторил, что выборы пройдут в 2014 году, хотя его полномочия истекают через несколько месяцев после сентября. Были подозрения в том, что к досрочным выборам готовится глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин, особенно после того, как в устав региона были приняты поправки о широких полномочиях врио главы округа. Естественно, вместе с ним "сватали" и глав всех частей "матрешки", потому что это "удобнее и целесообразнее" – провести выборы одновременно в трех субъектах. После выборов в Екатеринбурге губернатора Евгения Куйвашева "отправляют" в отставку чуть ли не еженедельно, подыскивая даже целый пул претендентов – от нижнетагильского мэра Сергея Носова до председателя правительства Дениса Паслера. В то же время, о реальной отставке Михаила Юревича в последнее время особо не писали, напряжение основных скандалов несколько спало, и казалось, что в политическом отношении ситуация стабилизировалась. Однако, президент Путин показал, что он любит принимать неожиданные решения, и одно из них было принято по руководству Челябинской области. Причем, в срок, когда никто и не ожидал. Накануне юбилея области.
Неудивительно, что после такого грома посреди не ясного, но все же и не грозового неба слухи и домыслы вновь активизировались, а в регионах стали находить схожести и различия, не минуло это и Свердловскую область. Об их "общей судьбе" напомнил и отмечаемый сегодня юбилей образования двух субъектов. Впрочем, на этом сходства, как отмечают эксперты, заканчиваются.
"Я думаю, что ситуации похожи только тем, что там губернатор и тут губернатор, один живет на Урале и другой живет на Урале, у нас есть промышленные предприятия и у них есть промышленные предприятия. Вот и все, что совпадает. Политическая ситуация совсем другая. Хоть есть определенные конфликтные ситуации с некоторыми персонами и группами, но ситуация отличается кардинально", – рассказал Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин.
Время правления Юревича у многих ассоциируется с практически непрерывной чередой конфликтов и скандалов. Это и затяжные конфликты с различными элитными группами, сопровождаемые информационными войнами, выхлестывающимися даже на федеральный уровень, это и коррупционные скандалы в отношении представителей "ближнего круга" губернатора, это и конфликт с силовыми структурами, и как одна из конфликтных капель - критика Общероссийского народного фронта в части чрезмерных трат на безопасность "всенародно поддерживаемого" губернатора.
"В ситуации с Юревичем вопрос был решен радикально. Эта замена интересна и показательна во всех смыслах. Это мощный сигнал всем губернаторам, и не только им. Надо понимать, что после назначения Дубровского будет сделано несколько мероприятий по обнулению ситуации в целом. Все источники конфликтов будут отстранены от рычагов управления, это понятно. Думаю, что Дубровскому будет несколько расчищена ситуация, поскольку ему необходимо очень быстро показать и доказать, что он умеет эффективно работать", – считает эксперт.
Конечно, в Свердловской области противостояние, например, с мэрией Екатеринбурга было очень напряженным, сопровождалось постоянной критикой, в том числе довольно жесткой и в публичном пространстве. Отчасти это противостояние было обусловлено историческими взаимоотношениями области и областного центра, отчасти перспективой проведения в Екатеринбурге всемирной выставки, что подразумевало огромные финансовые потоки. Однако, ситуация оставалась рабочей, на федеральный уровень не выходила, выборы закончились, выставка "уехала" в Дубай, а накал страстей в значительной мере снизился. Из последнего можно вспомнить разве что процесс формирования бюджета, во время которого "город" попытался наехать на "область", пристегнув еще и нижнетагильскую администрацию, однако, после утверждения бюджета даже городские депутаты назвали претензии города "мифами".
В любом случае, в последние полтора года вряд ли можно назвать какой-то действительно громкий политический скандал, который бы вышел на федеральный уровень и заставил федеральный центр усомниться в назначенном губернаторе.
Другой, в большей степени публичный, но при этом никак не раскалывающий силовые и промышленные элиты скандал - пресловутое "дело Пановой" и постоянные "кульбиты" Ройзмана, "запрыгнувшего" на мэрское кресло в ходе так называемой "володинской оттепели". Однако, как любит говорить президент, "приговоры не обсуждают", а суд постановил, что Панова виновна в уголовных преступлениях. Что касается Ройзмана, то выиграв выборы в Екатеринбурге, он отнюдь не стал центром влияния на политические процессы, скорее, встроился в систему городских властей и в смысле хоть какого-либо регионального влияния - не более того. Кроме того, все прекрасно помнят "торжественное рукопожатие" и формальное "обнуление" ситуации на Валдайском форуме, о чем было доложено президенту. Правда, это, увы, к огорчению Евгения Вадимовича, не сделало его рукопожатным в элите региона. Он по-прежнему выглядит и действительно является эдакой "вороной", залетевшей в стаю ястребов. Особенно ярко это видно на различных торжественных мероприятиях, где его вежливо, но явно сторонятся.
Не приходится говорить и о конфликтах с силовыми структурами. Скорее, проблемы в этом плане наблюдаются у мэра Ройзмана. Если же говорить о формальном контроле политической ситуации, то хоть результаты "Единой России" не столь высоки на выборах в Екатеринбурге, как в менее крупных городах, что, в принципе закономерно, но партия власти сохранила большинство и в заксобрании и подавляющем большинстве муниципалитетов.
"Мы видим, что Юревич в какой-то момент начал сдавать членов своей команды, идти на уступки, на компромиссы, но маховик уже был запущен. Примерно такая же история была с Мишариным, когда он отправил в отставку главу администрацию, но это не сломало ситуацию. Другой вопрос, есть ли кто-то, кто в Свердловской области его (Куйвашева) заменит и готов ли Кремль затеять тут кадровую чехарду. Думаю, срок Куйвашева еще не вышел", – отмечает в беседе с Накануне.RU политолог Алексей Швайгерт.
После екатеринбургских выборов Куйвашев долго и, наверное, мучительно искал решение о перестановках в своей команде, которые бы однвременно и перезагрузили политический блок, но и не "выкинули" за борт активной работы нужные ему кадры. О сдаче "своих" в случае Свердловской области даже особо злые по отношению лично к губернатору языки судачат только меж собой. Оснований нет.
В случае с кардинальными кадровыми перестановками уместно вспомнить и о Тюменской области. Только за несколько месяцев прошлого года в отставку были отправлены руководители департамента здравоохранения Андрей Кудряков (из-за претензий к работе поликлиник) и департамента культуры Евгений Негинский (которого обвиняли в причастности к разбойному нападению на директора ДК "Строитель"Андрея Зырянова), еще не забыта история с уголовным делом в отношении вице-губернатора Владимира Чейметова, по которому он, впрочем, был оправдан.
Говоря же о сроках, можно отметить и еще один характерный момент, который вполне укладывается в ситуацию с Михаилом Юревичем.
"Юревич подходил к финалу своего срока руководства регионом, и как мы видим по примерам других регионов, президент и Администрация президента решают вопрос о досрочных выборах именно в такой период. В этом смысле, ситуация в Челябинской области подтверждена аналогичными решениями в других регионах. Но это абсолютно не относится к Свердловской области, где губернатор проработал меньше двух лет из пятилетнего срока", – обращает внимание политолог Вадим Дубичев.
Что касается тюменского губернатора, то действия по очищению и обновлению команды он, как весьма опытный политик начал и проводит сам, ситуация в области конфликтами не грешит и социальных проблем, которые бы имели опасную для стабильности тенденцию, пока не видно.
Кроме того, есть и еще один фактор, на который оглядываются эксперты. Это уже не борьба с группами влияния в регионах и на федеральном уровне, а непосредственная принадлежность к этим группам.
"Если говорить о Свердловской области, следует учитывать группы влияния, которые стоят за губернатором, у которого есть некое прикрытие клановое на кремлевском уровне. Мы все понимаем, чей он губернатор, и захочет ли президент ослабить команду столичного мэра, которая сформировалась на Урале и в которую мы включаем и губернаторов Тюменской области и Пермского края – это вопрос. Что касается Юревича, мне показалось любопытным мнение о том, что он был "ничей", в том плане, что не имел серьезной поддержки на высшем уровне, и пытался компенсировать это пиаром и другими инструментами", – отмечает Швайгерт.
Вряд ли то же можно сказать о преемнике Юревича. Большинство наблюдателей и экспертов отмечают, что, несмотря на то, что Борис Дубровский практически всю трудовую биографию посвятил Магнитогорскому комбинату, важнейшим периодом его карьеры были два года в качестве замгендиректора "Уралвагонзавода". При этом корпорация за последние годы стала действительно влиятельным политическим актором – это связано не только со стремительно растущим числом активов, среди которых есть и предприятия Челябинской области, но и политическим влиянием. УВЗ становится настоящей кузницей кадров, которые занимают высокие посты. Если не говорить о самой президентской администрации, то только из последних назначений можно отметить нового президента "Объединенной судостроительной корпорации" Владимира Шмакова и полпреда президента в УрФО Игоря Холманских. Сейчас к их числу многие склонны относить и Бориса Дубровского. Есть некоторые слухи и о том, что УВЗ может предложить "своего человека" на пост главы Курганской области.
"Здесь произошло совпадение представлений о том, что являет собой Челябинская область, какой там должен быть руководитель, каков его генезис. Это надо рассматривать и как некое укрепление позиции УВЗ и ММК, промышленных гигантов, находящихся на Урале. Тут понятна логика назначений Холманских, Дубровского. Необходимы те люди, которые как "красные директора" в прошлом в режиме рывка, скачка приводили бы в порядок не только свой завод, но и регион. Это такие комиссары от промышленности, которые призваны быстро решить проблемы, пусть в режиме ручного управления, но сейчас нет времени для конфликтов и выяснения отношений, которые погубили челябинскую властную группировку", – уверен Анатолий Гагарин.
Суммируя, можно прогнозировать (хотя прогнозы в отношении Путина дело абсолютно неблагодарное), что федеральный центр едва ли решит устраивать кадровую чехарду сразу в нескольких регионах УрФО, ведь, если вспомнить, что выборы в сентябре должны состояться в Челябинской и Курганской областях, то в случае новых пертурбаций региональная встряска уже коснется как минимум половины территорий федерального округа.