Уполномоченный по правам человека, народа и государства
Валерий Коровин о том, чьи права должен защищать сменщик ЛукинаОт редакции. Президент РФ Владимир Путин 23 января встретится с представителями "правозащитных организаций". Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Как отмечается, встреча была назначена после обращения к президенту ряда правозащитников в связи с процессом выдвижения кандидата на пост уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Либеральные СМИ изо всех сил "проталкивают" на пост омбудсмена Эллу Памфилову, хотя среди претендентов есть действительно достойные кандидаты, например, эксперты упоминают Светлану Савицкую - советского космонавта, депутата Госдумы.
Судя по всему, Владимир Лукин, занимая должность уполномоченного по правам человека, являлся, своего рода, интерфейсом перехода нынешней российской политической среды от модели безраздельного правления либеральной парадигмы к модели патриотической, основанной на принципах евразийской геополитики и консерватизма, которые сегодня открыто провозглашаются как президентом России Владимиром Путиным, так и представителями политического истеблишмента. Понятно, что такой переход не мог, учитывая подходы Путина, осуществляться революционно, так как Путин вообще не сторонник революционных изменений, а всей своей историей правления демонстрирует приверженность к эволюционным подходам. Таким же образом он трансформировал российскую политическую действительность, постепенно вытесняя самых оголтелых, отмороженных и непримиримых либералов от сферы политического управления страной, адаптируя наиболее сговорчивых либералов к своей системе и, таким образом, интегрируя лояльных либералов, готовых сотрудничать с государством и работать на его интересы, в саму систему.
Владимир Лукин был таким "сговорчивым и адаптированным" либералом, готовым работать на государство, но не готовым полностью отказаться от своих взглядов и представлений, хотя мы знаем и такие случаи, когда либералы принимали патриотическую модель взглядов, полностью отказываясь от своих предыдущих либеральных пристрастий. Многие из таких либералов сейчас являются осмысленными патриотами и идеологически обосновывают нынешний патриотический курс президента.
Так вот Лукин – это некая эталонная модель адаптации либералов под путинскую систему. Он был нужен для того, чтобы создавать пример такой политической интеграции и выступил в этой роли довольно успешно. Здесь вполне понятна логика, по которой Путин предлагал знаковым фигурам предыдущей ельцинской эпохи включиться в содействие и функционирование его политической модели. Через такой проект Лукина были интегрированы многие знаковые фигуры либеральной среды, стали полезны государству, но этот переходный период подходит к своему концу.
Как народ России, так и внешние потенциальные союзники нашей страны требуют большей ясности, большей определенности, требуют четкого геополитического выбора, с кем Россия – с глобальным Западом или с клубом сторонников многополярности, с теми государствами, которые тяготятся американской однополярной глобализацией и призывают Россию возглавить движение формирования справедливого многополярного мира, где решения о судьбах человечества принимались бы консенсусом нескольких цивилизационных полюсов. В этой связи, нахождение либералов на таких постах, пусть даже лояльных, пусть даже готовых работать на государство, на власть, уже выглядит несколько неуместным.
Поэтому, насколько можно судить, Путин перешел к следующей стадии – вычищению либералов отовсюду, попутно он объявляет им благодарности, раздает почетные грамоты, ордена и медали за служение Отечеству. При этом, он отправляет их туда, где им самое место, то есть на пенсию, на простор общественной жизни, в область решения личных, хозяйственных, бытовых проблем, к обустройству семей, домов, квартир, ремонту, рыбалке, собиранию грибов и коллекционированию марок. А их место должны занять те люди, которые соответствуют нынешним представлениям Путина о развитии государства, и эти представления обозначены двумя доминирующими идеологическими трендами: евразийство и консерватизм. Евразийство является методологией, с помощью которой Путин реинтегрирует постсоветское пространство, а консерватизм – это тот мировоззренческий подход, который будет определять внутреннее идеологическое устройство России в ближайшие десятилетия, а может быть, и столетия. И все, что не соответствует этой евразийской и консервативной тематике, должно быть исключено.
То же самое мы можем сказать о должности уполномоченного по правам человека. Дело в том, что человек в либеральной парадигме представляется как мера всех вещей и лежит в центре не только социального устройства, но и бытия, человеческого мироздания. И когда либерал ставится перед выбором: человек или государство, он выбирает человека. Когда ему предлагают выбрать между частными и общими интересами, он выбирает частные. Зачастую он движим идеями так называемого "минимального гуманизма", когда ради спасения человеческой жизни либеральные политики, технологи, стратеги готовы пожертвовать общими интересами. И этот подход к человеку, доминировавший в России в 90-х, чуть не поставил под вопрос само существование российской государственности.
В нынешних условиях приоритеты являются совершенно иными, и государство является для Путина ценностью. Он представляет тип политика-реалиста, для которого государство – ценность, а идеология является меньшей ценностью. Поэтому, человек не может быть выше государства, а частное – выше общего. Права такого человека, естественно, не могут ставиться над интересами государства, а именно так представлял себе права человека Лукин, как и всякие либералы, понимая это явление исключительно как права меньшинств и доминацию их интересов над интересами большинства. Лукин защищал самую маргинальную часть общества, как и положено либералу – он защищал представителей секс-меньшинств, крайних леваков и антифашистов, представителей креативного класса, либералов, таких же, как и он сам в силу корпоративной этики, "узников совести", разное маргинальное отребье, хулиганствующее в общественных местах, и это представлял своей миссией, так как это укладывалось в либеральную парадигму, и он, в своем роде, создавал переходную модель, все чаще уделяя внимание не только маргиналам, но и приличным людям, чего от него требовала логика путинской политической системы. Однако, все равно, симпатии его лежали в области возвышения человека, биологической особи, его телесной тушки над государством, и это, конечно, очень мешало Путину, раздражало, не могло не раздражать, как и всякого здорового человека, поэтому, поблагодарив Лукина, он отправляет его к своим удочкам, коллекции марок и ремонту на даче.
Его место должен занять человек, который представляет права человека совершенно иначе, а именно, в нынешней парадигме должен быть реализован подход к человеку, представляющий его как часть цельного, как часть общего и увязанного с комплексом интересов как государства, так и своего народа. Здесь надо понимать, что не либеральное, а консервативное традиционалистское представление о человеке рассматривает его как часть своего народа (как элемент, уходящий корнями в прошлое, в историю, связанный со своими великими предками и устремленный в будущее, понимаемое, как всеобщее благоденствие и счастье всего народа, к которому он принадлежит). Благосостояние, величие народа является приоритетной ценностью всякого здорового человека, нелиберала, а его государство является для него ковчегом спасения народа и инструментом достижения еще большего его величия и процветания. Ради сохранения государства, защищающего не каждого в отдельности, а всех вместе, такой человек готов пожертвовать своей жизнью, дабы дать возможность жить другим в суверенных условиях согласно своим традициям и обычаям.
Должность уполномоченного по правам человека должен занимать именно такой представитель политического истеблишмента, с такими представлениями о человеке, государстве, и правильно коррелирующий эти два неразрывных в русском сознании явления. Но здесь нужно учитывать, что помимо человека, русская действительность содержит в себе такое явление как "народ". Права народа, будь то малый народ или большой народ, не менее важны для русского сознания, для русской действительности, нежели права человека. Тем более, человек воспринимается комплексно, как часть своего народа – как часть большого народа, каким является русский народ, или как часть малого народа, из которых состоит нынешняя российская государственность. Если защищать человека исключительно как часть целого народа, то мы понимаем, что его права важны, но права народа, к которому он принадлежит, находятся на более высоком уровне приоритетов. Они также должны быть представлены и защищены перед бездушной, порой, машиной нынешней российской государственности, а также перед лицом либеральных попыток унифицировать народы, растворить их в гражданском обществе, превратить их в гражданскую биомассу. И от таких попыток этноцида, которые постоянно предпринимают либералы, и должен защищать народы, особенно малые народы, уполномоченный по правам человека, который придет вместо Лукина.
Соответственно, он должен представлять, что это такое, сознавать ценность как человека в отдельности, являющегося представителем своего народа, так и народа, к которому он принадлежит, и эти две категории должны быть неразрывны в его правозащитном сознании, и должны мотивировать в его деятельности на этом важном посту. Вот по этим критериям и должен быть отобран уполномоченный по правам человека и народов и нужно искать его в соответствующих средах. Очень интересную мысль высказал молодой политик и общественный деятель Максим Мищенко в интервью порталу Накануне.RU, который сказал, что новый уполномоченный должен быть подобран из среды "Изборского клуба". Это патриотическое объединение экспертов, политологов, политиков, общественных деятелей, которое отстаивает патриотические взгляды, разрабатывает и реализует патриотические модели развития нашего государства. Это та структура, которая должна стать не только источником кадров, но и кузницей кадров, она должна взять на себя образовательные функции формирования правильного идеологически ориентированного кадрового резерва нашего государства на ближайшие годы. Учитывая то, что именно "Изборский клуб" разрабатывает основные методологии реализации евразийских консервативных методик для нашего государства, логично было бы, чтобы это объединение сформировало у себя кадровый резерв.
По крайней мере, новый представитель по правам человека должен быть согласован с "Изборским клубом", или выдвинут им или подготовлен, или даже, если он будет выдвинут из других сред, например, из "Единой России", он должен пройти курсы повышения квалификации в "Изборском клубе", прослушав курс лекций, посетив семинары, поучаствовав в практической деятельности этой организации для того, чтобы усвоить основные мировоззренческие коды, которые важны для нашего государства и будут оставаться определяющими на протяжении грядущих лет.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин специально для Накануне.RU