Константин Бабкин: Если Россия будет сильна, то к нам потянется не только Украина
Ситуация на Украине оставляет желать лучшего. Политический кризис усугубляется, и выход из него мирным путем многим кажется нереальным. Оппозиция не реагирует на уступки, на которые идет власть. Эти и другие вопросы будут широко освещаться на предварительной секции Московского экономического форума. Какую альтернативу готово предложить экспертное сообщество Украине? Почему братской стране жизненно необходимо быть в Евразийском союзе? Что для этого необходимо сделать России? На эти и другие вопросы ответил Константин Бабкин, сопредседатель Московского экономического форума, президент Промышленного Союза "Новое Содружество", лидер Партии Дела.
Вопрос: Константин Анатольевич, почему Вы решили провести очередную предварительную секцию Московского экономического форума по теме Евразийской интеграции? Когда и где она пройдет?
Константин Бабкин: Тема Евразийской интеграции актуальна и подогрета событиями на Украине. Эта страна мечется между Россией и Евросоюзом и сама не понимает, с кем интегрироваться, с кем дружить. Это все многих волнует и в России. Задача нашей секции помочь российскому правительству выработать политику по отношению к международной интеграции. На этой секции прозвучит программа, которая подскажет российскому правительству, что нужно делать, чтобы и Россия развивалась, и чтобы наша страна потянула за собой страны-партнеры. Россия должна своим развитием приносить пользу миру, и в первую очередь нашим странам-соседям. Секция Евразийской кооперации пройдет 13 февраля в Торгово-промышленной палате РФ. Приглашаю всех присоединиться к данной дискуссии. Уже сформирован очень сильный список экспертов. Например, с докладом выступит помощник президента Сергей Глазьев, руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, вице-премьер-министр Кыргызской Республики Тайырбек Сарпашев, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, политолог Сергей Кара-Мурза и многие другие.
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали ситуацию на Украине?
Константин Бабкин: Сейчас Украина стагнирует, не растет экономика, большие долги, высокая безработица, эти проблемы подстегивают беспорядки в центре Киева. Но важно понимать, что интеграция с Евросоюзом не даст возможности выйти Украине из кризиса, потому что украинские товары не нужны в Евросоюзе. Это прямо и открыто заявляют еврочиновники. Например, Лех Валенса сказал, что Украина должна интегрироваться с ЕС, но при этом ликвидировать свою промышленность, будем закупать сельскохозяйственный товары с Украины. Но дело в том, что украинские продукты Европе тоже не нужны, потому что у них избыток своего производства, там свои германские, польские, французские фермеры, которым не нужны лишние конкуренты, и они не позволят Европе массово закупать украинское продовольствие.
Таким образом, интеграция с ЕС не даст Украине выход из кризиса, а с Россией даст. Еще не так давно Россия закупала там на миллиарды долларов промышленные товары, продовольствие. Еще недавно была самая широкая кооперация в высокотехнологических отраслях в авиакосмической отрасли, в автомобильном строении, в сельхозмашиностроении, в транспортном машиностроении, во многих других отраслях. Мы можем загрузить украинские предприятия посредством закупки их продукции, можем сотрудничать в области продовольствия.
Вопрос: Какой потенциал, базу должен накопить Евразийский экономический союз для активного развития в будущем?
Константин Бабкин: Для развития интеграционного процесса нужна разумная экономическая политика в России. Можно понять украинцев, которые видят, что Россия не развивается, что у страны депрессивное сельское хозяйство, что половину продовольствия она завозит из-за рубежа, что промышленность не развивается, что во многих отраслях и в самой России кризис, что Россия гнобит науку, что очень сложная демографическая ситуация, ситуация в образовании и медицине. Поэтому очень важно самой Росси изменить экономическую политику и пересмотреть взгляды на то, как нужно развивать международную кооперацию.
Для нашего правительства уже 20 лет более важной вещью было вступление в ВТО, которое нам по факту ничего не дало, борьба с инфляцией, сбор денег с российских предприятий для отправки за рубеж в стабфонды, вывоз непереработанной нефти, чем восстановление интеграции с нашими ближайшими соседями. Преследуя ложные цели, Россия упустила огромные возможности. У нас разорваны кооперационные связи. Мы на Ростсельмаше это четко ощущаем. Раньше мы примерно ¼ комплектующих для комбайнов ввозили из Украины, это двигатели, коробки передач, жатки… Целые узлы комбайнов ввозились из Украины. Сегодня это все разорвано, из-за этого страдает производительность комбайна и его цена. Во-вторых, мы потеряли большую часть украинского рынка из-за интеграционной политики. В итоге это все сказывается на падении конкурентоспособности наших стран, на сокращении рабочих мест. Все эти проблемы можно решить, все восстановить, выработать и применить понятную, грамотную, взвешенную политику в наших странах. Об этом и будем говорить на предварительной секции МЭФ.
Вопрос: Каковы перспективы Таможенного союза, на Ваш взгляд?
Константин Бабкин: Это стратегическая ценность, которая должна основываться на экономическом сотрудничестве. Если нет экономической кооперации, то опыт показывает, что связи легко рвутся. Что мы и видим. Россия дала Украине 15 млрд долларов, Беларуси несколько миллиардов, обсуждается выдача Киргизии 1 млрд долларов, т.е. все выражается в деньгах, а не в долгосрочном интересе, кооперации. Просто - на тебе доллары или рубли - и все. Но долгосрочное сотрудничество на такой примитивной основе нельзя строить. Нужно давать людям не рыбу, а удочку. А вместе с ней, возможность совместно ловить рыбу.
Вопрос: Какие страны могут войти в Евразийский экономический союз в дальнейшем?
Константин Бабкин: Если Россия сильна и развивается, имеет привлекательную внутреннюю социальную модель, то к нам потянутся многие страны. В том, что у нас возможны плотные экономические отношения и кооперация со странами, входившими в состав Советского Союза, а также с Индией, Монголией, Китаем и другими странами, я не сомневаюсь.