Опять предательство: эстонским властям все еще мешает памятник Воину-освободителю от гитлеровских фашистов
Задержанных при обороне "Бронзового солдата" жестоко избивали и пытали, при этом, теперь Эстония учит Украину "цивилизованности"В Таллине опять неспокойно. Члены общества пострадавших от "советской оккупации" Memento передали министру культуры Урве Тийдус проект мемориала, который, по их мнению, должен быть установлен в сквере на холме Тынисмяги в центре Таллина. Автор памятника, созданного в рамках объявленного министерством культуры в 2011 г. конкурса, архитектор Койт Оялий сообщил, что теперь официальное название проекта – "памятник жертвам террора оккупаций".
Голос разума прозвучал из стен городской ратуши. Вице-мэр Таллина по культуре и образованию Михаил Кылварт уже выступил против установки "мемориала жертвам коммунизма" на месте, где до 2007 г. стоял памятник Воину-освободителю Таллина от гитлеровских фашистов ("Бронзовый солдат"), считая, что это вызовет напряженность в обществе, сообщила газета Postimees.
"Думаю, любому разумному человеку понятно: вне зависимости от того, какую идеологическую нагрузку будет нести какое-либо сооружение на площадке Тынисмяги, оно, безусловно, вызовет напряженность в обществе. Мне кажется, еще не затянулись раны, связанные с событиями 2007 г. Нет смысла вновь будоражить сознание людей", — сказал Кылварт.
Установленный в советское время на холме Тынисмяги в центре Таллина памятник Воину-освободителю города от фашистов оказался в центре внимания мировой общественности в 2007 г., когда эстонские власти 26 апреля начали раскопки находящегося под ним захоронения советских воинов, а 27 апреля демонтировали сам памятник и перенесли его на Военное кладбище. Там же были перезахоронены останки советских воинов.
Эти события спровоцировали массовые беспорядки в Таллине и на северо-востоке Эстонии, в ходе которых более 160 человек получили ранения различной степени тяжести и погиб гражданин России Дмитрий Ганин. Всего в ходе массовых беспорядков 26-29 апреля 2007 г. были задержаны почти 1,2 тыс. человек.
По мнению депутата Государственной думы России, зампредседателя комитета по международным делам Леонида Калашникова, в отношениях с Эстонией России пора переходить от громких заявлений к языку экономических санкций. "Эстония – совершенно обнаглевшее государство", – заявил он.
Планы создания нового памятника вызвали гнев у представителей русской общины Эстонии. "Решения нашего руководства порой невозможно комментировать. Они не поддаются логике и ставят в тупик: вся политическая элита Эстонии – бывшие коммунисты. Получается, что они хотят поставить памятник жертвам самих себя?!" – удивился в беседе с газетой "Взгляд" председатель правления эстонской антифашистской организации "Ночной дозор" Сергей Чаулин.
На фоне украинских погромщиков, поддерживаемых официальными – что тоже ни в какие ворота не лезет! - лицами из-за океана и Евросоюза, убедительно звучит жесткое заявление лидеров России и Китая о недопустимости вмешательства в переживающую трудные времена братскую страну.
И что же? Президент Эстонии Хендрик Ильвес не нашел ничего лучшего, как учить украинцев жить: на мирные демонстрации нельзя отвечать насилием! Моралисту тут и хотелось бы напомнить события семилетней давности, связанные как раз с "Бронзовым солдатом", когда полиция и особые отряды, подготовленные при участии американских инструкторов, обрушили на протестующих против сноса мемориала газ и дубинки, резиновые пули и прочие спецсредства, в результате один человек погиб, сотни получили ранения.
Недавно увидел свет отчет о тех трагических событиях, подготовленный независимой инстанцией – Европейским комитетом по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, в нем утверждается: "задержанных часами держали на цементном полу в одинаковой позе, не пускали в туалет, били резиновыми дубинками, не разрешали пользоваться телефоном, отказывали в медпомощи". Едва ли не полный комплект демократических методов работы с народом! И после всего этого глава государства, в котором около 100 тыс. человек (так называемые "негры") лишены основных гражданских прав, учит других морали и соблюдению прав человека! Как это называется? Терминов можно подобрать много, но важно одно: так ведет себя только человек, у которого серьезные проблемы с совестью. Впрочем, не все ладно с этой ипостасью и у его подчиненного Паэта, который козырнул щедростью: 50 тыс. евро направляются на лечение пострадавших в украинских волнениях. Держим пари с кем угодно, что ни единого цента не достанется ни одному из сотен милиционеров, пострадавших от озверевших "борцов с бандитским режимом" с железными прутьями и коктейлями Молотова в руках. Симпатии эстонской власти однозначно на стороне подстрекаемых зачастую неонацистами бунтовщиков, захватывающих мэрии и другие административные здания, терроризирующих "беркутовцев", чиновников и членов их семей.
Тем временем, несчастных, намыкавшихся эстонцев опять "предают"! На сей раз свои - правящая коалиция, в которой рулят национально ориентированные партии. А в набат бьют также правые, но из радикальной консервативной народной партии, у которых свои, особо деликатные соображения по поводу национальной гордости. В чем дело? Через неделю министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт и его российский коллега Сергей Лавров намерены были подписать в белокаменной знаковые (иные выражаются круче – эпохальные), полностью согласованные договоры о сухопутной и морской границах, а также о статусе посольств. Событие ожидалось действительно знаменательное, тут вряд ли стоит доказывать, как важно решить все территориальные споры, которым уже почти 100 лет. Обвиняющие власти республики в предательстве считают, что те сдают позиции эстонской стороны.
Впрочем, на фоне новой антироссийской истерии урегулирование ситуации может вновь оказаться под вопросом. Да и у российской стороны на памяти события девятилетней давности, когда так же полностью обговоренное соглашение подписали высокие стороны, но уже после того, как подписи были поставлены, эстонцы самолично в свою часть документа вписали - нонсенс! - пункт, который ставил под сомнение принадлежность некоторых приграничных участков. Россия отозвала свою подпись под договором, и вскоре работу надо было начинать практически с чистого листа. Гарантий, что и на сей раз не случится нечто подобное, что власти устоят под напором местных ультрапатриотов, дать, разумеется, никто не может.
Эстония маленькая, населения тут немногим более миллиона, она никогда не имела своей государственности и этот дар ей свалился от щедрот русского народа. Иное дело, допустим, Литва, у ней богатое, но неоднозначное прошлое. У этих балтийских сестер (сюда следует добавить и Латвию) разный менталитет и условия, подходы к действительности, но они едины в главном - в шельмовании великого восточного соседа. И что любопытно - действуют синхронно, как по команде . Вот языковая, основополагающая проблема для национальных диаспор – все "сестры" ее решают в принципе одинаково и через пять лет намерены ее убрать окончательно, закрепив в школах исключительно языки титульных народов. О чем сокрушаются ультрапатриоты - нельзя проконтролировать мысли своих сограждан и "негров", запретить думать на русском, польском или ином "варварском" языке (опять же исключая цивилизованные европейские). Есть серьезные подозрения, что властями дирижируют (более уместно тут употребить "манирулируют") маэстро из-за океана, неслучайно в этих в целом незначительных странах в крупных американских посольствах множество самых разных специалистов. А как же иначе - не зря они носят статус прифронтовых.