Формально замороженные тарифы на деле отмороженно растут
Владислав Жуковский: Необходимо добиться радикального повышения прозрачности монополийВ глаза бросается политика двойных стандартов властей. На словах Правительство и правящая бюрократия неусыпно борются за народные интересы и рост уровня жизни рядовых граждан. На деле, к сожалению, всё происходит с точностью до наоборот. В современной России мы видим парадоксальную ситуацию – формально замороженные тарифы естественных монополий (точнее ограниченные темпами инфляции) умудряются отмороженно расти по всем направлениям, размывая и без того невысокий уровень доходов подавляющей части населения страны. На словах Правительство Медведева ограничило темпы роста цен на услуги в регулируемых отраслях темпами роста потребительских цен в целом по стране за предыдущий год. В 2013г. "причёсанная" инфляция составила 6,5%. Однако это абсолютно не помешало российским монополистам совершенно беспрепятственно и безнаказанно поднять тарифы без малого на 9-12%, нанеся тем самым удар по и без того полупустым кошелькам россиян.
Согласно официальным данным Росстата в январе 2014г. в годовом выражении цены на жилищно-коммунальные услуги подскочили аж на 9,8%! Притом что ни о каком статистическом эффекте низкой базы не может быть и речи – в первом месяце 2013г. ЖКХ также подорожало на 9,6%. Итого услуги ЖКХ стали дороже для россиян ни много ни мало на 20,3% с учётом сложенных процентов за последние два года только по данным первых месяцев календарного года.
Хуже того, в январе 2014г. коммунальные услуги подорожали на 11,1% (против 10,5% годом ранее), водоотведение – на 9% (против 11,3%), холодное водоснабжение – на 8,3% (против 10,4%), горячее водоснабжение – на 11,3% (против 12,9%), отопление – на 11,2% (против 10,3%), электроснабжение – на 12,9% (против 5,9%), газоснабжение подскочило в цене аж на 14,9% (годом ранее рост на 14,3%)!
Другими словами, пока высокопоставленные чиновники в красивых кабинетах и дорогих костюмах рассуждают на тему светлого "постиндустриального будущего" России, нанотехнологического рывка и возможной необходимости ограничения темпов роста тарифов в регулируемых отраслях, происходит безудержное удорожание всего и вся! Только в России бюрократы могут спорить о том, что лучше: заморозить тарифы монополий для населения? Или ограничить их темпами инфляции? А, быть может, ввести понижающий поправочный коэффициент в размере 0,7 от величины инфляции? Или наоборот ввести повышающий коэффициент в 1,3? А тем временем на деле в реальной жизни всё гораздо проще и предсказуемей – тарифы в прямо или косвенно регулируемых государством отраслях как росли на 10-15% в год все предыдущие годы, так и продолжают расти в 2014г. Судя по всему, в Правительстве наступить на карман крупному олигархическому капиталу так и не решились – уж больно плотно, тесно и с редкой взаимовыгодой срослись интересы оффшоризованного олигархата и прикормленного им класса чиновников, для которых государственная служба уже давно превратилась в инструмент личного обогащения и сверхрентабельный инвестиционный проект, которому вполне по силу конкурировать с "золотыми" трубопроводами "Газпрома" и железными дорогами РЖД?
Масла в огонь подливает активно приватизируемая бюджетная сфера и коммерциализируемые социальные услуги, которые всё больнее бьют по карману 73% россиян, чьи трудовые доходы не дотягивают до средней величины по России (29,6 тыс. рублей). Так, в январе медицинские услуги взлетели в цене аж на 9,3% (годом ранее на 8,1%), пассажирский транспорт подорожал на 6,5% (против 9,6% годом ранее), культурный досуг – на 10,6% (против 9,2%), образование – на 7,7% (против 10,6%), бытовые услуги – на 7,1% (против 7,7%), тогда как услуги дошкольного воспитания благодаря антисоциальной политике кабинета министров умудрились взлететь в цене аж на 15,3%, что даже на фоне роста на 6,7% годом ранее выглядит откровенной катастрофой и произволом.
Совершенно очевидно, что даже в самом лучшем случае по итогам 2014г. инфляция в России в отчётах Росстата составит не 4,5-5%, как это заложено в бюджет и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Даже самый что ни на есть политкорректный и осторожный в оценках Росстат будет вынужден отчитаться об инфляции не менее 7%. На деле же так называемая "социальная инфляция", отражающая рост стоимости жизни для подавляющей части граждан России (как минимум, трёх четвертей), составит 10-13%. Именно такими темпами будут расти цены на товары и услуги первой необходимости, на долю которых приходится от 50 до 80% суммарных затрат семейного бюджета 75% домашних хозяйств. Хуже того, уже в марте-апреле 2014г. в связи с девальвацией рубля на 9% в 2013г. и на 6% в январе 2014г. произойдёт веерное удорожание практически всех без исключения товаров и услуг – импортные товары подорожают на 10-15%. Вслед за ними начнётся рост цен на формально российские товары, произведённые в рамках "отвёрточных производств" - уровень локализации не превышает 20-30%, а подавляющая часть компонентов, комплектующих, агрегатов и узлов привозятся из-за рубежа. К тому же сами оптово-розничные сети в силу низкого уровня конкуренции и отсутствия действенного механизма антимонопольного контроля постараются нагреть руку на девальвационной панике и постараются поднять цены не только на импортные, но и на отечественные товары.
Видимо, обещанная властями инфляция в 4,5-5% предназначалась не для всех граждан страны, а только лишь для избранной и крайне узкой социальной категории россиян – тем, кто умудрился встроиться в российскую низкопередельную деиндустриализированную экономику трубы, пристроился к распилу бюджетных нефтедолларовых потоков и занимается валютно-финансовыми спекуляциями. Для этой категории 10-15% граждан России действительно инфляции составляет не более 5-6% - именно такими темпами растут цены на товары и услуги иностранного производства. Однако даже это социально-трудовое меньшинство столкнётся с всплеском цен уже ближайшей весной и летом 2014г. – девальвация рубля будет только ускоряться, а импортные товары начнут расти в цене на 10-15%. Так что даже основные бенефициары превращения России в сырьевую компрадорско-олигархическую колонию Запада не смогут похвастаться обещанными Правительством темпами роста цен.
Отметим, ранее "Газпром" уже успел заявить, что заморозка тарифов в 2014г. и их индексация на уровне инфляции в 2015-2016гг. спровоцирует сокращение выручки компании более чем на 500 млрд руб., урезание инвестиционных программ на 400-415 млрд руб., недополучение бюджетами всех уровней свыше 100-120 млрд руб. и увольнение практически 65 тыс. работников. Также в "Газпроме" заявляли, что в ответ на заморозку тарифов, если Правительство не компенсирует ему недополученный доход из бюджета, газовая монополия будет вынуждена заморозить проекты газификации регионов (не газифицировано свыше 27% населенных пунктов), а также отложить до лучших времен освоение крупнейших запасов нефти и газа на арктическом шельфе.
С аналогичными заявлениями выступало руководство ОАО "РЖД".
Необходимо ставить вопрос не просто о заморозке тарифов или ограничении темпов их роста общими темпами инфляции. Необходимо добиться радикального повышения степени финансово-экономической прозрачности и транспарентности монополий, их абсолютной подотчетности Правительству, контролирующим и регулирующим органам, а также институтам общественного контроля. Правительству следует поставить вопрос о раскрытии информации монополиями относительно структуры себестоимости производимых товаров и оказываемых услуг. Необходимо потребовать от "Газпрома", "РЖД", "Россетей" и прочих псевдонациональных достояний раскрытия информации о структуре пресловутого "инвестиционного тарифа".
Именно острой необходимостью финансирования крайне капиталоемких, непрозрачных с финансовой точки зрения и коррупциогенных инвестиционных проектов в большинстве случаев и объясняется скачкообразный рост тарифов на газ, воду, электроэнергию, отопление, ЖКХ, грузопассажирские перевозки и прочие услуги. Пользуясь безальтернативностью и неспособностью населения и промышленных предприятий отказаться от их услуг (в научной среде этот феномен именуется низкой эластичностью спроса по цене), монополисты при молчаливом попустительстве чиновников ежегодно повышают тарифы на 10-15%, а в ряде случаев и на 17-20%.
К слову сказать, в 1999г. Правительство "народного доверия" Примакова-Маслюкова поступило именно таким образом - потребовав финансово-экономической прозрачности и раскрытия структуры себестоимости оказываемых услуг, оно смогло поставить на место монополистов, которые, как огня, боятся транспарентности и открытости. Именно в 1999г. "Газпром", МПС (предшественник "РЖД") и РАО ЕЭС, не желавшие проводить комплексный аудит своей хозяйственно-экономической деятельности, отказались повышать тарифы и чудесным образом смогли найти внутренние источники повышения эффективности.