Почему Польша сдаёт Украину
Кто бы там сейчас ни "победил"во внутреннем противостоянии, сама по себе Украина уже признана проигравшейЯ вот отчего-то заранее знал: первыми Украину предадут, разумеется, поляки.
Но давайте начнём по порядку. Главной готовящейся сделкой в энергетической сфере, безусловно, обещает быть российско-иранский меморандум о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве. Он уже "вызывает серьёзную обеспокоенность" у Совета по национальной безопасности при президенте США — по крайней мере, об этом прямо говорила председатель оного Совета Кейтлин Хейден ещё в январе месяце. Однако, судя по всему, "обеспокоенность" Белого дома было решено игнорировать: нас, видите ли, тоже многое "беспокоит".
Такова жизнь.
По крайней мере, посол ИРИ в РФ господин Мехмед Санаи в опубликованном "Коммерсантом" интервью вполне себе даже исполнен оптимизма, а сделка просматривается всё более и более явно: Иран интересуют в данном случае не только российские инвестиции, но и закупка российского электричества, и мини-НПЗ отечественного производства, и поставка тяжёлых грузовиков, а также строительство и модернизация иранских железных дорог. Что взамен — тоже вполне понятно: российско-иранский энергетический альянс автоматически делает не входящую в ОПЕК Москву едва ли не основным оператором на этом рынке. Шутки шутками, но мировые цены на нефть и нефтепродукты после этого фактически (не без участия, разумеется, Тегерана) будут устанавливаться отнюдь не арабскими шейхами, и это действительно может стать ночным кошмаром для Вашингтона. Тем не менее, несмотря на определённое недовольство не только в Вашингтоне, но и в Пекине (хотя китайских товарищей, судя по всему, удалось несколько успокоить), "всеобъемлющий меморандум" уже вышел на обсуждение чисто технических вопросов: "Мы сейчас договариваемся насчёт объёма поставок, конкретные показатели будут зависеть от того, куда и как будет поставляться нефть. Россия предложила несколько вариантов мест назначения и маршрутов поставок. Переговорщикам понадобится время, чтобы сделать выбор в пользу того или иного решения. Там много технических моментов и других вопросов (в частности, о расходах на логистику с российской стороны)".
И — более того: "Готовящиеся договорённости обоюдно выгодны, — подчеркнул посол исламской республики. — Россия будет покупать иранскую нефть, а на полученные средства Иран приобретёт у России то, что ему необходимо. Часть средств Иран мог бы пустить на строительство российскими компаниями второго блока АЭС в Бушере".
На самом деле не надо себя обманывать: иранская нефть в саму Россию, разумеется, не пойдёт, у нас и своей достаточно. Она пойдёт на свои исторические юго-восточные рынки, а уполномоченные российские компании будут всего лишь выступать её продавцами: опыт такой, благо, у нас есть. А сама Российская Федерация будет не столько продавать свои товары "народного потребления" в Иран (это скорее такая приятная "вишенка на торте"), сколько производить на вырученные средства модернизацию иранской экономики, что прямо выгодно и Ирану, и России, но крайне невыгодно нашим друзьям-"цивилизаторам" из-за океана.
Тут ведь всё просто: мы в сильном и независимом Иране вполне заинтересованы. "Западный мир" же куда больше интересовало бы что-то типа "нефть в обмен на продовольствие", причём с установкой цен и на нефть, и на продовольствие при помощи "цивилизованных инструментов". Но тут поезд, похоже, ушёл: Иран — не Ливия, его так просто не разбомбишь. И в результате сотрудничества с российским энергетическим комплексом и тяжёлым и средним машиностроением, вне всякого сомнения, станет ещё сильнее: чудес в последнее время в мире не бывает, для того всё это и затевалось. Подписано соглашение, скорее всего, будет в августе, во время запланированной двухсторонней встречи. Посредники, какими бы они "цивилизованными" ни были, тут не нужны, и им только и остаётся, что "наблюдать" и "высказывать озабоченность".
Такова ситуация на юге. На западе же от российских рубежей всё, к сожалению, обстоит намного сложнее: судя по всему, на Украинской ГТС будет поставлен крест, по крайней мере поляки, ранее жёстко критиковавшие и "Северный поток", и "Ямал-2", резко сменили позицию: теперь в "Ямале-2" они уже "заинтересованы". И открыто заявляют, что серьёзно готовятся не только к закупкам российского газа, но и к исполнению функций государства-транзитёра. Причём не только в Венгрию и Словакию, но и в Германию (но тут — вряд ли, немцы больше заинтересованы в выводе из-под действия "Третьего энергопакета" газа, поступающего к ним по "Северному потоку", умные польские посредники им тут совершенно не нужны).
И что радует: чем бы ни закончились эти польско-германские разборки — Россию, в общем-то, устраивают оба варианта. Тут хуже другое: стремительное изменение позиций и готовность договариваться с Российской Федерацией означает только одно: ситуацию на Украине принято считать стабильно-непредсказуемой и "хаотической": кто бы там сейчас ни "победил"во внутреннем противостоянии, сама по себе Украина уже признана проигравшей. Из общеевропейского "энергетического уравнения" её вычёркивают уже не столько русские "потоки", сколько европейские "партнёры" и "потребители": революция, она, знаете ли, — революцией, а зима — зимой. И это, с одной стороны, вроде как бы и хорошо: лучше иметь дело пусть даже и с не сильно дружеской предсказуемостью, чем с этой украинской бедой и чёрной дырой. Но с другой — Украину в какую-нибудь Латинскую Америку не перенесёшь. И нам с этой красотой у самых границ — жить.
Вот.
Такие, простите, дела.
Автор: Дмитрий Лекух, "Однако"