"Если война навязана, мы должны ее выиграть"
Накануне в Москве прошло совместное заседание патриотических платформ "Изборского клуба" и "Тагильского клуба". Главную тему заседания, на котором собрались известные политологи, экономисты, ученые, а также представители оборонного комплекса, сформулировали так - ОПК как локомотив развития России, передает корреспондент Накануне.RU.
Проблему обозначил в начале своего выступления полпред УрФО Игорь Холманских, предложив политологам поработать в формате производственного совещания.
"Оборонка — как магнит. Концентрировала в себе все лучшие знания в различных областях, в ней сосредоточивались все новые передовые технологии, в нее приходили лучшие люди. Она была локомотивом для развития всей экономики в целом. Развитие оборонных предприятий влекло за собой и развитие предприятий в разных отраслях нашей экономики. Очевидно, что она должна оставаться локомотивом в развитии нашего общества. Сегодня можно сказать без сильного ОПК невозможно существование и самой России", - напомнил всем Холманских.
"В конце прошлого века нас попытались убедить, что нам больше не с кем воевать, что нам больше не нужен ОПК, и результаты этого эксперимента мы знаем. В тот момент, когда у нас просела оборонка, просело и все наше общество", - подчеркнул полпред.
Он отметил, что сейчас ошибки 90-х годов XX века исправлены, государство уделяет большое внимание развитию промышленности и в первую очередь развитию ОПК. А это дает толчок к развитию социальной инфраструктуры, когда вокруг завода строятся школы, детсады.
С этим согласен директор Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов. Он привел в пример Уралвагонзавод, где работал Холманских до назначения на должность полпреда. УВЗ и Нижний Тагил в 2002 году, когда он был там впервые, и сейчас – это "небо и земля", отметил Потапов."Там и соцограммы, и гражданская тематика, это стадионы, детсады. Люди идут в город, профессия рабочего становится там востребована", – сказал Потапов.
"На период до 2025 года на приобретение различных видов российского вооружения запланировано потратить 20 трлн рублей, а, значит, оборонка вновь становится локомотивом развития всей нашей экономики", - добавил полпред.
Он подчеркнул, что российское общество не осознало произошедших перемен, и родители по-прежнему посылают своих детей учиться на менеджеров, а профессию инженера популярной пока не назовешь. Но это, по его словам, еще не самое страшное.
"Существует целый социальный слой, который зарабатывает на жизнь тем, что рассказывает о недопустимости милитаризации нашего общества, о том ,что высокие технологии невозможно развивать в России. О том, что на заводах и предприятиях работают отсталые и несовременные люди, потому что все "современные" находятся в столичных кофейнях и проводят время за очень важными, по их мнению, разговорами, забывая о том, что все те блага, которыми они пользуются, создавались именно в интересах армии - сотовая связь и интернет", - наконец, подобрался Холманских к теме разговора.
"Что сделать, чтобы российское общество поняло ценность оборонно-промышленного комплекса? И что делать с этим "креативным" классом, который, к сожалению, стал тормозом в развитии нашего общества?" - прямо спросил полпред уральских и московских политологов.
Никакой это не креативный класс, а хипстеры, поправят полпреда гиганты политологической науки. С креативным, то есть по-настоящему творческим, классом сегодня проблема – таких очень мало.
"На переформатирование программы образования до 2020 года предусмотрены затраты в размере 4,3 трлн рублей. В рамках этой программы необходимо уделить особое внимание мотивации школьников и молодежи на работе в ОПК. Отличники не мотивированы, а мотивированы троечники и двоечники. Однако после второго курса их уже не остается. Надо мотивировать их на оборону страны. Сейчас так много нового в оборонке, что там требуется креативная составляющая", - высказался бывший заместитель министра образования (1998-2002) Борис Виноградов, предложив увеличить стипендию в оборонных вузах, а переподготовку кадров не привязывать к вузам - бюджетные субсидии отдавать не учебным заведениям, а предприятиям.
Про кадры высказались, пожалуй, все выступающие, что неудивительно. Видимо, еще долго придется разгребать последствия реформы образования и армии, прозванной в народе "сердюковщиной".
"У нас сложилось ошибочное мнение, что за всю оборону отвечает министр обороны. Но это не так. За нее отвечает верховный главнокомандующий, и ему подчиняется генеральный штаб Российской Федерации. Сейчас же министр обороны управляет обороной страны. Это не правильно. Шойгу, конечно, хороший министр и классный менеджер, но система построения не правильная. Я не знаю, как достучаться до верховного главнокомандующего, но надо сказать, что именно он отвечает за всю оборону в целом, а министр обороны занимается созданием системы, применения оружия, боеприпасов, размещения, обустройства армии", - поделился своими соображениями начальник центрального управления Минобороны Александр Кравчук.
Еще одно замечание, которое озвучили сразу несколько спикеров, - Россия тратит огромные средства на вооружение, которое не сможет использовать в надвигающейся войне.
"Мы закупаем оружие, мы строим подводные лодки, истребители — это оружие, которое было создано 50 лет назад. Но в следующей войне это оружие не сыграет. В Ираке была очень сильная армия, но удар был нанесен в киберпространстве. Прежде всего, надо понять, к какой войне мы готовимся. А мы не используем огромный потенциал. Мы готовимся не к той войне", - подчеркнул профессор института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий.
"В СМИ наконец-то появилась тема предательства. И это очень важно. Путин сказал — в России произошла ценностная катастрофа. Ценности - это национальная и духовная идентичность, справедливость и нравственность. В интернете эти слова жили ровно две недели. Но слов мало - нужны дела. Нужно объяснять молодежи, что есть что-то выше земной жизни", - призвал Малинецкий.
"Если мы собираемся защищать Россию, надо начинать работать с молодежью со средней и старшей школы", - верно подметил он, вновь вернувшись к теме кадров.
"Если война навязана, мы должны ее выиграть", - развил мысль ученого уральский политолог Юрий Гиренко.
Кстати, о войне на совместном заседании клубов говорили очень много. В том, что она будет, пожалуй, не сомневался никто, были даже озвучены конкретные даты. Так, по словам историка Шамиля Султанова, первый этап придется на первую вторую -половину 2017 года, а второй - на 2022-2023 год. "Сейчас у нас шесть группировок, которые борются за власть, и это при живом президенте!" - отметил Султанов.
"Война, которая была в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии и сейчас идет в Сирии — это совершенно разные войны", - заверил всех генерал-полковник, доктор военных наук Владимир Молтенской.
"Для какой армии мы модернизируем ОПК? Может, пора перевести армию на новую систему прохождения службы? Мы истратили 15 млрд рублей на технику, которой некому управлять", - заявил Молтенской.
Можно потратить и 20 трлн рублей на ОПК, о которых сегодня все говорили, но толку от этого тоже будет мало, согласился с ним писатель Михаил Калашников. По его словам, "невозможно проводить соцпрограммы, тащить имиджевые проекты, тратиться на индустриализацию, содержать коррупционную элиту и состоять в ВТО одновременно. Все это ведет к краху России, как когда-то СССР".
"Давайте отбрасывать баланс. А хипстеров надо давить штурмовиками", - ответил он на вопрос полпреда Холманских Калашников. Вообще, можно и не давить, уточнил он, "хипстеры так или иначе вымрут, как вымерли в свое время битники и хиппи".
"Не каждый хипстер хочет быть задротом", - философски заметил уральский политолог Евгений Минченко, повеселив собравшихся своей осведомленностью. Вообще, по словам политолога, с хипстерами не надо бороться – их надо вовлекать в проекты, и может быть, в светлом будущем удастся сформировать в обществе не столько оборонное сознание, о чем образно говорил писатель Александр Проханов, сколько наступательное.
Конкретней об этом же уже в заключении высказался военный публицист Владислав Шурыгин. Он подчеркнул, что сегодня как никогда нужно информационное лобби.
"20 трлн вкладываются в ОПК. А как они защищены от вмешательства того же Кудрина? Кто сейчас занимается пиаром в ОПК? Я поддерживаю идею Дмитрия Рогозина о создании "агентства хороших новостей" или военно-промышленного лобби по информационной безопасности", - заявил Шурыгин.
По его словам, инвестиции в ОПК сегодня защищены лишь авторитетом президента, но "если кто-то из либералов немного поднимется по службе, может начаться погром всего и вся, который был при Горбачеве".
"На 10 рублей, которые вкладываются в "железо", хотя бы рубль должен вкладываться в информацию. Чтобы профессиональные СМИ рассказывали об ОПК, формировали общественное сознание. Если этим не заняться, то эти 20 трлн быстро перекочуют в другие карманы", - заключил Шурыгин.
На политологической площадке присутствовал и хорошо известный на Урале Андрей Колядин, ранее работавший заместителем Холманских (теперь трудится в ОСК). Колядин даже выступил и отметил, что очень прав был Рогозин, когда говорил, что нужно создавать фабрику хороших новостей, ее-то как раз очень не хватает сегодняшнему ОПК. В свою очередь Минченко похвалил блог Колядина в том смысле, что надо, чтобы такие специалисты, как Колядин, пиарили наши технологии. Что делать это надо именно так креативно, как Колядин, а не как это делает телеканал "Звезда".
Эти и другие предложения члены клубов решили отправить вице-премьеру по ОПК Дмитрию Рогозину, который сам на заседание приехать не смог. Прозвучала идея встретиться тем же составом и обсудить уже более конкретную тему – например, смоделировать те сценарии войны, которые сегодня угрожают России. "Где-нибудь в тихом Подмосковье", - предложил Калашников. "А можно выехать в регионы, например, там, где вечная мерзлота, или собраться на палубе крейсера", - предложил, закрывая подзатянувшееся заседание клубов, Проханов. Рогозин, пожалуй, туда точно бы подъехал.
Анастасия Колесова, Евгения Смольянинова