Обставили. Правительство хочет "попилить" РЖД после закачки в Транссиб "пенсионных" денег ФНБ
От монополии готовятся отстегивать государственные куски после указания Путина их наращивать. Но этого делать нельзя, утверждают экспертыНа днях Дмитрий Медведев провел совещание по приватизации акций крупнейших госкомпаний, находящихся в федеральной собственности. По его словам, это делается для того, чтобы "компании были более эффективными и прозрачными" и привлекали долгосрочных инвесторов. В планах правительства – только в текущем году получить от приватизации порядка 200 млрд руб. В частности, готовится к продаже пакет акций ОАО "РЖД".
По завершении совещания глава Росимущества Ольга Дергунова сообщила, что приватизация 5% акций РЖД станет возможна только после выделения средств из Фонда национального благосостояния на развитие Транссиба. Напомним, в прошлом году Владимир Путин заявлял, что средства ФНБ пойдут на финансирование инфраструктурных проектов таких, как развитие Транссиба, БАМа, строительство магистрали Москва-Казань. Но с приватизацией РЖД выделение денег не увязывал.
Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) – самая длинная железная дорога в мире, соединяющая западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию. Однако на данный момент технические возможности магистрали исчерпаны. На днях ОАО "РЖД" и правительства Тюменской области, ХМАО и ЯНАО подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта. Приоритетным направлением работы на данный момент является строительство Северного широтного хода, который соединит транспортную систему России с инфраструктурой Северного морского пути в порту Сабетта и позволит грузоотправителям (в первую очередь нефтегазовым предприятиям Тюменского региона) увеличить объемы продукции, поставляемой по железной дороге, и вместе с тем разгрузить Транссиб.
Старший аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк объяснил, зачем выделять средства ФНБ, чтобы затем приватизировать пакет РЖД. "Здесь вполне логично, что сначала нужно завершить одну процедуру, а потом уже проводить вторую. В любом случае инвесторы, покупая часть акций РЖД, будут покупать и участие в проекте Транссиб. Но при этом уже будет завершена операция с допэмписсией, не будет риска, что будет проводиться докапитализация", - пояснил аналитик корреспонденту Накануне.RU.
Необходимость привлечения частных инвесторов, по мнению Шенка, не вызывает сомнений. Это полезно любой крупной компании, так как позволяет обеспечить долгосрочное финансирование и создает дополнительный стимул для усиления контроля за эффективностью работы.
Доктор наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, профессор кафедры управления цепями поставок Высшей школы экономики Анатолий Федоренко считает, что при приватизации зачастую покупатель стремится обеспечить рынок сбыта своей продукции, а не модернизацию и развития производства, к тому же, пока на горизонте не видно стратегических инвесторов.
"Зачастую доходы от приватизации используются для покрытия кредиторской задолженности и других текущих задач. Практика продажи акций ОАО "Мосэнерго" показала, что основной их покупатель стремится обеспечить стабильный рынок сбыта своей продукции, а не модернизацию и развитие производства в покупаемой компании. Все зависит от стоимости пакета акций, выставляемых на продажу. Пока на горизонте не видно стратегических инвесторов, заинтересованных в развитии ОАО "РЖД", - сообщил профессор Накануне.RU.
Экономист Владислав Жуковский также отмечает, что на данный момент в России нет инвесторов, способных поднять эту отрасль. Поскольку железнодорожное полотно в нашей стране является базовой инфраструктурной отраслью стратегического значения, целесообразнее было бы привлечь иностранных инвесторов из Китая и Японии. Однако идеальным вариантом для России было бы усиление госконтроля над ОАО "РЖД" с одновременным привлечением частного капитала.
"При этом контроль за этой отраслью продолжал бы оставаться в руках государства, и монополистическая рента оседала бы в кармане бюджета и распределялась в интересах всех граждан страны. Железнодорожная отрасль во всем мире является убыточной и нерентабельной. Здесь лучше было бы сохранить контроль государства с одновременным привлечением тех или иных западных компаний в качестве подрядчиков и технических операторов", - подчеркнул Жуковский в беседе с Накануне.RU.
А то, что делает сейчас государство, направляя бюджетные деньги на финансирование продаваемых объектов – "преступление против пенсионеров", считает Жуковский. В выделении денег смысл есть, но тогда продавать объекты не нужно - государство лишится прибылей от них и будет утрачивать контроль.
"Да, действительно, можно вкладывать деньги пенсионеров в долгосрочные инвестиционные проекты, но только в том случае, если действительно эти бумаги будут более-менее стабильны в своей курсовой цене. Тогда надо вкладывать не в акции и не в привилегированные акции РЖД, а в 30-летние инфраструктурные облигации. По той простой причине, что те же самые акции ценных бумаг являются более конъюктурными, и замораживать деньги российских пенсионеров на такого рода неликвидном инструменте, я считаю, большая глупость. То есть идея на самом деле святая – пустить деньги российских пенсионеров, а по Бюджетному кодексу средства ФНБ должны гарантировать будущие доходы российских граждан в виде пенсионных выплат, на Транссибирскую магистраль и модернизацию БАМа, чтобы потом, раздув инвестиционную смету затрат РЖД, получить больше дохода в бюджет. Это просто попытка национализировать убытки, приватизировать прибыли", - заключил экономист.
По мнению доктора экономических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Олега Сухарева, задача по увеличению доходов бюджета, которую государство собирается решать таким образом, не будет выполнена.
"Я не сторонник подчинять приватизацию задаче ликвидации бюджетного дефицита и решению бюджетных задач. Дело в том, что бюджет нужно пополнять за счет иной налоговой системы, чем та, которая имеется сейчас в России, требуется изменение распределения налоговой нагрузки, налоговой системы, шире – методов стимулирования экономики, которые бы способствовали развитию обрабатывающих секторов, наращиванию дохода и, соответственно, налоговых доходов. Сейчас в правительстве превалирует психология сокращения расходов либо увеличения доходов, в том числе, и в основном за счет продажи государственного имущества. На мой взгляд, такая логика – примитивна", - сообщил Олег Сухарев Накануне.RU.
По мнению экономиста, стране нужна иная налоговая система вместо действующей пропорциональной. Однако правительство стоит на своем и действует по сугубо инвестиционной логике, вновь возлагая надежды на приватизацию госимущества.
"Нужно учитывать, что в этом случае государство лишается своего влияния и контроля над этим активом. Дальнейшее поступление дохода с этого актива не принимается во внимание. Здесь зерно и зарыто. Если можно было бы оценить дальнейшее поступление дохода от этого актива, то, может быть, выгоднее было бы государству сохранить этот актив под собственным контролем и управлять им эффективнее и эффективнее. Но государство само отказывается от этого и начинает приватизацию, которая в таком случае, подчинена краткосрочному алгоритму развития, а не долгосрочной стратегии развития и этих активов, и самого государства", - заключил экономист.
Стоит отметить, что, будучи естественным монополистом, РЖД имеет массу проблем. Это проблемы и с управлением, и с техникой. Отечественный железнодорожный транспорт побил антирекорд по скорости: сейчас она составляет порядка 9,1 км в час, тогда как в европейских странах этот показатель достигает 60 км в час. В России не строятся скоростные поезда и магистрали, реконструкция путей не проводится в срок. Но станет ли компания эффективнее и прозрачнее от продажи пакетов акций частникам? В "Газпроме" частная доля составляет почти 50%, тарифы постоянно растут, газификация регионов ведется слабо, а крылатую фразу "мечты сбываются" в народе относят исключительно на счет топ-менеджеров "национального достояния". "РЖД" на данный момент полностью находится в руках государства. За два года правительство планирует приватизировать 25% акций компании: 5% - в текущем году, 20% - к 2016 г. под соусом "повышения эффективности"(при этом, руководство ОАО "РЖД" выступало резко против продажи больших пакетов). Так, может, дело в некомпетентности правительства и его неспособности обеспечить контроль над "РЖД" и прозрачность деятельности?