Настоящий капитан не должен испугаться украинской бури
Писатель, публицист Исраэль Шамир: А американцам нужна спокойная передача властиГрустные картинки идут из Киева – убитые, раненые, штурм, огонь. Полиция и спецназ не справились, да и не могли справиться – повстанцев слишком много. С такими людскими массами может справиться только армия, но она не стремится взять на себя эту работу. Запад требует у Януковича выполнить требования повстанцев, уйти в отставку, провести новые выборы. Грандиозный спектакль по Дебору, которым изначально был Евромайдан, подходит к четвертому акту – падению власти.
Но не надо слишком расстраиваться – падение Януковича не такой уж плохой промежуточный результат. Непонятно, почему за него держались. Бог с ним, пусть уходит. Можно дать ему политическое убежище в Москве, пусть живет рядом с Акаевым, свергнутым президентом Киргизии, играет с ним по вечерам в карты и клеймит неблагодарный народ.
А вот пятый акт драматурга – появление новой власти – можно и нужно сорвать. Без Януковича на Украине законной власти не будет – даже если его вынудят власть передать. Если бойцы Правого Сектора завтра помажут на царство выпускника МГУ и бывшего ведущего журналиста газеты «Коммерсантъ-УА» Артема Скоропадского и усадят его в опустевшее кресло, еще согретое массивным телом Виктора Федорыча, - законным правителем этот пострел не станет. Даже если его коронуют министры иностранных дел Франции, Германии, Польши и присоединившаяся к ним Виктория Нуланд – он не станет законным, если его не признает Москва. А Москва его не признает.
Еще хуже стабилизация, которая может произойти на условиях Запада. Тогда – все жертвы пострадали зря. Зря гибли бойцы «Беркута», зря сожгли пол-Киева. Хотя не Россия стояла за этими бесчинствами, нужно ими воспользоваться, а не плакать о минувшем.
Вакуум власти – именно то, что доктор прописал. Пора кончать с этим странным образованием, независимой бывшей УССР. Никакой Украины в таких границах никогда не было – ни в старину, ни в новое время. УССР придумал Владимир Ильич Ленин в Горках, соединив воедино области Малороссии, Новороссии, Донбасса, привесив к ним исконно русский Чернигов для полноты картины. Такое было время – после Версаля создавались новые страны. Тогда возникли Югославия и Чехословакия, обе покойницы. Тогда возникла и Австрия, которую только сила держит от воссоединения с Германией.
Ленин не знал реальности южнорусских земель, хотел нейтрализовать зарождающийся украинский национализм, «мазеповщину», и счел лучшим этот путь – добавить к украинским областям русские Донбасс, Харьков, Кривой Рог, Одессу, Чернигов. Он не ожидал того, что УССР отделится. Не ожидал этого и Хрущев, подаривший ей Крым, и Сталин, присоединивший Галицию. Потешились молодцы – и хватит. Пора переходить к прозе.
Единственный довод за сохранение единой Украины звучал так: пусть будет дружественное государство, которое удержит пусковые установки НАТО на некотором расстоянии от России. Но сейчас уже понятно, что государство под властью Правого Сектора или оппозиции во главе с Юлией Тимошенко дружественным не будет. А значит, его нужно демонтировать, и падение последнего законного президента - Януковича дает все основания это сделать.
Янукович и Партия регионов оказались негодными правителями. Янукович дал своему сыну возможность захватывать чужие предприятия и озлобил всех капиталистов Украины. Партия регионов не смогла и не пыталась отстоять интересы своего электората. Значит, надо с ними распрощаться. А развалившиеся обломки бывшей УССР подобрать и включить в Российскую Федерацию. Лев Давыдович Троцкий точно определил: Украина – неотъемлемая часть Российской Федерации.
Техника распада Украины заслуживает разбора полетов. Разработанная Джином Шарпом тактика цветных революций проста: (1) собирается большая мирная демонстрация, (2) нагнетается страх ее разгона, (3) власти щелкают зубами, но ничего не делают, (4) путем провокации проливается кровь, (5) подымается вселенский вой по пролитой крови и об угрозе большего пролития. (6) Кровавый режим в ужасе остолбеневает, (7) его сносят, (8) новые силы берут власть.
Мы это проходили в августе 1991 года. Помните массовку около Белого дома, страх штурма, попусту гремящие танки в Москве, несчастные три молодых человека, погибшие в ДТП, страшный вопль о пролитой крови, падение ГКЧП и коронация Ельцина. Мне больше всего запомнилась массовая истерия по поводу этих трех смертей. Люди требовали смертной казни для ГКЧПистов – потому что «их руки обагрены кровью», хотя более вегетарианского правления, чем ГКЧП, не было – вплоть до прихода Януковича.
Что-то подобное произошло сейчас на Украине. Сперва возник первый Евромайдан – собрались обычные люди, не интересовавшиеся оппозицией, искренне веровавшие, что Янукович перекрыл путь к вступлению в Евросоюз. Но и они не пришли спонтанно – их привели организованные западными посольствами люди. Андрей Ваджра, киевский журналист, рассказал, откуда они взялись:
«Получатели грантов Агентства США по международному развитию (USAID) в сети НПО, люди, проплаченные олигархом Валерием Хорошковским. Пацанва неонацистских группировок «Правого сектора», прогремевшего на всю страну в связи с массовыми беспорядками в Киеве. «Общее дело» и «Правый сектор» не первый год состоят на финансовом прикорме у США и Великобритании и во время бурных событий в центре Киева чуть ли не напрямую управлялись из посольств этих стран».
Первый Майдан не интересовался оппозицией. Созванные люди полегоньку рассосались и разошлись. Осталось небольшое количество активистов. И тут началась следующая глава: в дело вступил глава Администрации президента Украины Сергей Лёвочкин. Он написал заявление об отставке и дал приказ милиции жестко разогнать Майдан. Эта провокация сработала – милиция побила оставшихся активистов, и поутру поднялся дикий крик о кровавом Януковиче, который «избил наших детей». Никто особенно не пострадал, не считая разбитых носов, о которых и говорить смешно в день сотни погибших. Но вопль поднялся до небес, в соответствии с пятым пунктом методички Шарпа. Заметную роль сыграл украинский журналист афганского происхождения Мустафа Найем. Он зазывал людей на Майдан, он поджидал их там с камерами, он был первым, кто дал материал под названием «Янукович и Клюев утопили Евромайдан в крови».
После этого собрался второй Майдан, связанный с оппозицией, и в нем лидировал «Правый сектор», профашистская организация, взлелеянная самим Януковичем (вместе с партией «Свобода») и проплаченная олигархом Коломойским. Янукович выращивал фашистов для второго тура голосования. Ему понравился пример французского президента Жака Ширака, который победил во втором туре против лидера крайних националистов Ле Пена. Янукович решил: «Чем я хуже Ширака?» и вскормил фашистов. Платило им деньги и посольство США в Киеве. По словам Виктории Нуланд, 5 миллиардов долларов за десять лет вложил Госдеп в украинскую оппозицию – и из этих денег значительная часть досталась Правому Сектору и другим организациям, связанным с нацистскими коллаборантами. Их американцы получили в наследство от немецких спецслужб и держали под паром – до часа Ч.
История покажет, в какой степени сам Янукович знал и понимал текст разыгрываемой пьесы. Со стороны кажется – в такой же степени, в которой это понимал Горбачев в 1991-м. Иначе зачем он посылал и отзывал спецназ на площадь без оружия, с негодными средствами, делая все для того, чтобы пламя не погасло? Но каковы бы ни были его планы и планы устроителей спектакля, их можно сорвать.
А срывать их нужно сейчас. Американцы уже поняли опасность вакуума власти и сейчас стараются избежать отставки Януковича – хотя еще несколько дней назад требовали его ухода. Видимо, договорился с ними Янукович. Им нужна спокойная передача власти по типу Горбачев-Ельцин, но России нужно воспользоваться бурей. Буря – это, конечно, страшно, но для капитана с крепкими нервами это уникальная возможность, которую грех пропустить.
Капитан корабля «Россия» увлекся Олимпиадой. Путин видит в Олимпиаде средство для ребрендинга России, способ показать миру новую Россию, не отсталую и застойную, но современную и шикарную, Россию в мире с собой, часть Первого Мира. Это достойная цель. Но дела на Украине не позволяют ему почить на лаврах, если он не хочет оказаться новым Нероном, играющим на скрипке, когда Киев горит. Пока в его безмолвии можно увидеть бесстрастную маску игрока в покер. Но время поджимает. Опасна стабилизация – на западных условиях, опасно и ждать падения режима Януковича. Нельзя допустить праздничного финала спектакля – восторженный народ обнимает победителей. Вместо этого пусть восторженный народ встречает своих освободителей с Востока.