Олимпиада вернула нам уверенность в мобилизационных проектах
Но после олимпийского угара может наступить олимпийское похмелье на фоне падающей экономикиОлимпиада в Сочи завершилась, закончился самый крупный российский мегапроект за всю новейшую историю. Стоимость его для россиян до сих пор точно не посчитал никто, но по официальным данным праздник обошелся российском бюджету более чем в 100 млрд руб. Однако уже сейчас ясно, что как спортивный праздник Олимпиада действительно удалась на славу, сумев превзойти даже самые смелые ожидания оптимистов. Спорить с этим бессмысленно, достаточно почитать отзывы даже западных журналистов и большинства российских либералов, но зададимся вопросом – что, кроме праздника, приобрела страна за эти деньги? Накануне.RU спросило экспертов о том, какой политический и экономический импульс дали стране сочинские игры.
Политолог, профессор Сергей Черняховский: Олимпиада полезна после периода Перестройки, который заразил нас неуверенностью в себе, она повысит доверие к мегапроектам.
У Олимпиады несколько целей, это и спортивное событие, и презентация страны миру, и презентация своих возможностей самим себе. А еще это напоминание о возможностях. Напоминание о некоторых вещах, которые сознание не может вычеркнуть, об Олимпиаде-80, например. Напоминание о том, что американские президенты, едва избравшись, спешили в Москву с визитом, сказать о том, что имеют только дружеские намерения, напоминание о том, что генеральный секретарь мог одним звонком остановить войну практически в любой точке мира. Мы вспоминаем это все сейчас. Олимпиада полезна после периода Перестройки, который заразил нас неуверенностью в себе. Теперь мы вспомнили о возможностях и попытках мобилизации возможностей. Другое дело, насколько это будет реализовано, потому что практически нужно менять экономическую политику, менять состав кабинета министров, нужно, чтобы меньшинство встало на сторону большинства и много чего еще. Поэтому надеяться можно только на то, что Олимпиада даст импульс к дальнейшему развитию новых мегапроектов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также повысит доверие к ним, но вряд ли на что-то большее.
Объединительный посыл, который сделала Олимпиада, может тоже пропасть. Несмотря на прилив патриотических чувств, которые испытали даже коллеги либералы, концепция, предложенная Эрнстом и его соавторами, вряд ли даст разномастным патриотам недостающую объединяющую площадку. Проблема российского патриотизма в том, что патриотов Руси много: патриоты красной Руси, патриоты белой Руси, патриоты голубой Руси. Красные – это Ленин и Сталин, белые – это те, кто скучает по малиновому звону колоколов, а голубые – это вестернизированные группы, которые считают, что для России будет хорошо, если она потеряет свой суверенитет, будет находиться под управлением ЕС или США. И одновременно объединяться в союз могут только две группы из трех, и это проблема, которую решить пока не удалось.
Журналист Максим Шевченко: Мы можем и шикарную Олимпиаду проводить, и одновременно развивать социальную сферу, если не будет воровства.
Открытие Олимпиады показало творческие и эстетические возможности России. Я могу не соглашаться с сюжетом этого открытия, но я так же могу не соглашаться с сюжетом балета "Лебединое озеро", или сюжетом оперы "Тоска", но надо признать, что это было фантастическое произведение искусства – то, что показали Эрнст и его команда.
Это мероприятие и событие, которое в разы повысило капитализацию России, как страны, способной создавать мероприятия огромного масштаба. Во внешней политике сочинская Олимпиада, конечно, укрепила позиции России, что естественно. Во внутренней политике много критики. Я даже соглашусь, что лучше бы деньги пустили на сельское хозяйство, школы, больницы. Но вот я знаю регионы, в которых воруют в меньших масштабах, и там и денег хватает. Мы можем и шикарную Олимпиаду проводить, и одновременно развивать социальную сферу, если не будем воровать.
Открытие Олимпиады смотрело 30 млн телезрителей в России. Это, конечно, повысило рейтинг Путина и его команды у большинства. У какой-то части оппозиции рейтинг только упал. По их мнению, что бы ни делала власть – все плохо. На мой взгляд, Олимпиада умиротворила страсти в России. Чего не скажешь про киевские события, где разгорается война. Это, конечно, влияет на Россию тоже.
Я не верю, что после Олимпиады будут "репрессии". Я даже не понимаю, против кого их проводить? Кто будет жертвами репрессий? Шендорович, господин Зыгарь, Венедиктов?
Писатель, публицист Максим Калашников: Олимпиада ничего не сделала для развития страны.
Я выступал против Олимпиады с 2006 года. Моя совесть в этом смысле чиста. Сейчас, если отвлечься от истерии по поводу нашей заслуженной победы, то сразу придется думать, куда же девать эти отстроенные объекты и что с ними делать и где найти деньги на их содержание. Никакого толчка к развитию страны Олимпиада в Сочи не дала. Эти объекты не производят будущее. Деньги, приток которых в Сочи вместе с туристами еще даже не состоялся, не являются предметом будущего. Предметом будущего являются знания и технологии. Власть денег вообще уходит, и править будут те, кто создает знание. Если бы вместо Олимпиады мы на основе частно-государственного партнерства создали производства, например, новые энергетические установки или как в Новосибирске, где создали фактически вакцину против трех видов рака, то это одно дело. А кому нужны стадионы? Потешить толпу и правителей? Но стадионы не помогут создать нам свои "самсунги" и "сони". Даже если бы вложили средства в железные дороги, автобаны по всей стране, толку было бы больше. Но Российская Федерация строит в год в 7 раз меньше дорог, чем РСФСР. Обеспечивает ли она тотальную трехдетную русскую семью? Тоже нет. Хотя уж тут вообще средств не надо, просто списать программу подъема демографии с Белгорода, по которой с семьи списывается кредит на жилье после третьего ребенка, она очень успешно работает. Что сделала Олимпиада для последних из могикан, кто вкладывает деньги в модернизацию предприятий? Никаких налоговых льгот для них нет. Что сделано для развития Сибири и Дальнего Востока, ведь на деньги, потраченные на Олимпиаду, можно было ввести налоговые льготы для несырьевого сектора в этих регионах, превращающихся в сырьевой придаток? Что Олимпиада сделала для продовольственной безопасности? Список можно продолжать вечно. Ничего не случилось – все ушло в Сочи.
Соответственно, Олимпиада не обеспечивает развития. Сейчас еще идет олимпийский угар, но наступит олимпийское похмелье на фоне падающей экономики. Когда дорогие россияне начнут кочевать по стране, как завещал им недавно Медведев, вряд ли их утешит огромная стопка медалей.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин: Олимпиада запустит репрессии для правящего класса.
Олимпиада стала посланием от Путина современным российским элитам. Суть этого послания заключается в объявлении новой кадровой революции, которую президент вынужден будет совершить после Олимпиады. Подготовка к Олимпиаде выявила до конца еще сохранившееся в душах элиты наследие ельцинизма. Полное отсутствие в ней патриотизма и мотивации для реализации мегапроектов, в частности, на исполнение проекта Таможенного союза. Мотивация там есть только на наживу. Нынешняя элита – абсолютно либеральное сообщество, стремящееся к личному обогащению и имеющее абсолютно прозападные взгляды. Олимпиада доказала ее несостоятельность, надеюсь, окончательно. Сама же Олимпиада открыла нам возможность построения Русской империи, основанной на справедливости. В этом ее политический смысл.
Удары по "Дождю" и "Эхо Москвы" - являются звеньями одной цепи, которые будут венчаться крупнейшей кадровой революцией, сопоставимой с чистками сталинского периода, только без расстрелов. Для того, чтобы осуществить кадровую революцию, было необходимо обозначить правила игры, составить из них условие для элит и вынести предупреждение. Путин, как носитель прагматического сознания, тут действует последовательно. По его логике, ему досталась не его элита, а элита предыдущей эпохи, эпохи Ельцина, исповедующая хардкор-либерализм.
За этот срок, особенно за период подготовки Олимпиады, была выявлена когорта последних либеральных кадров, которые неспособны к мобилизации, а способны лишь к разворовыванию средств. После Олимпиады Путин смело может предъявить претензии к тем, кто не разделяет его взгляды на развитие. Это будет обоснованный повод для отставок.