Нельзя финансировать неонацистов и бандеровцев, и никакой поддержки Яценюку
Владислав Жуковский: При умеренной финансовой поддержке и вменяемой политике Кремля юго-восток Украины может выйти из депрессивного состояния в течение нескольких месяцевУкраина уже сегодня стоит на грани финансовой катастрофы и коллапса бюджетной системы - низкопередельная сырьевая экономика Украины находится в состоянии глубокой рецессии и все стремительней скатывается в кризисное состояние. У Правительства уже сегодня нет денег на обслуживание внешних долговых обязательств, исполнение бюджета, выплату зарплат, пенсий, пособий и т.д. Финансовая система рассыпается буквально на глазах, банковская система парализована, а государственная казна находится в полупустом состоянии.
Согласно официальным данным статистического комитета Украины, экономика республики откровенно коллапсирует. Так, ВВП Украины сокращается аж на 1,5%, промышленное производство падает на 4,5-5%, платежный баланс разваливается на глазах - счет текущих операций многие годы сводится с дефицитом в 5-6% ВВП. И при всем при этом Украина живет с перманентными бюджетными дефицитами - дыра в федеральном бюджете превысила планку в 4,5-5% ВВП. Если в отчетах Правительства уровень жизни украинцев растет, то на самом деле с учетом реальной инфляции неуклонно падает - зарплата в 350-400 долларов является недоступной роскошью для критически значимой части населения страны.
Неудивительно, что размер внешнего государственного долга вырос с 21 до 36 млрд долларов только за последние два года. С учетом внутреннего долга задолженность Правительства составляет более 75 млрд.
По сути дела, Киев уже сегодня не способен обслуживать свои долги - причем не только Правительство, но и крупнейшие украинские корпорации и банки. В условиях экономического спада, инвестиционного кризиса, бегства капитала и паралич банковской системы у Украины не остается источников доходов. Тогда как обязательства и размеры платежей перманентно растут.
Весьма показательно, что уровень риска дефолта Украины оценивается спекулянтами и инвесторами как никогда высоко - так называемые страховки от дефолта (CDS) находятся вблизи многолетних максимумов (уступает лишь Аргентине и Венесуэле), отрадная 60% вероятность дефолта. А в доходности государственных облигаций сформировалась дефолтная инверсия - доходность краткосрочных облигаций кратно превышает доходность долгосрочных бумаг (20-22% против 12-13% соответственно). Это свидетельствует о резком падении цены облигаций с ближайшим сроком погашения и неуверенности инвесторов в том, что Киев будет способен погасить или рефинансировать долги.
Масла в огонь подливает евромайдан - вооруженный мятеж и анархия в западных провинциях обернутся еще большим обвалом производственной и инвестиционной активности, а также падением бюджетных доходов.
В настоящий момент сложно точно сказать, сколько средств требуется найти властям Украины в самое ближайшее время для оплаты задолженности за поставленный российский газ и обслуживания внешних долгов. По разным оценкам, речь идет приблизительно о 8-12 млрд долларов. Из этой суммы средств, по оценкам Минэнерго Украины, задолженность Украины перед Россией за газ составляет без малого 1,62 млрд. Тогда как в 27 февраля Газпром оценивал кредиторскую задолженность Нафтогаза в 1,45 млрд за поставки в 2013г. и 0,19 млрд за поставки в 2014г. Показательно, что в начале февраля 2014г. Киев перечислил Москве 1,3 млрд за поставки голубого топлива в 2013г. и 0,47 млрд за январские поставки 2014г.
Вполне очевидно, что Украина расплачивается с Россией за поставки российского газа российскими же деньгами, получаемыми от Москвы по облигационному каналу - Правительство России еще в декабре 2013г. подписали соглашение с Киевом о выделении 15 млрд из состава средств ФНБ на приобретение новых размещений украинских государственных облигаций. 3 млрд уже были потрачены РФ на приобретение евродолларовых облигаций Украины на Ирландской фондовой бирже.
Очередной транш в 2 млрд, который должен был быть осуществлен еще в середине февраля, оказался в подвешенном состоянии - в условиях гражданской войны, государственного переворота и политического хаоса, переросшего в анархию и вооруженный мятеж, выделять средства российских налогоплательщиков Украины просто бессмысленно и опасно.
Это равносильно выделению средств будущих российских пенсионеров (именно с целью гарантирования выплат пенсионерам, согласно Бюджетному кодексу, и формируется ФНБ) в черную дыру, в пустоту, на поддержание политического режима, критически значимая часть которого страдает параноидальной русофобией, маниакальной ненавистью к России и шизофренической манией преследования.
Категорически нельзя давать деньги режиму, который мало того, что является нелегетимным и самопровозглашенным (по крайней мере, до президентских и парламентских выборов), но и при этом проводит крайне агрессивную политику по отношению к России - запрещает вещание российских СМИ, вводит ограничения на использование российского языка, разрушает памятники исторического (не только Ленина и пятиконечную звезду с Рады, но и памятники бойцам-освободителям Красной Армии), ущемляет интересы русскоязычного населения (а это треть населения Украины и 80% юго-восточных областей Украины) и даже откровенно призывает к реваншу, захвату российских территорий и проведению Евромайдана в России. Нельзя за счет кармана россиян и пенсионеров кормить бандеровцев, петлюровцев, шухевичей, неонацистов и пособников гитлеризма - это преступление не только перед своими гражданами и соотечественниками, грозящее обернуться гуманитарной катастрофой и военным конфликтом, но и плевок в лицо предшествующих поколений.
Самая адекватная политика поведения в сегодняшней ситуации - не предпринимать никаких действий в поддержку самопровозглашенного кабинета министров Яценюка. Россия в принципе необязана выделять оставшиеся 12 млрд. долл. на покупку украинских гособлигаций. Во-первых, на Украине не было выборов и нет легитимной власти - воспринимать всерьез Правительство Яценюка не получается при всем желании. Как и все законы, принимаемые Верховной Радой, в которой голосования проходят под дулом автоматов, несогласные с оранжистами депутаты избиваются, в карточки доя голосования отнимаются силой.
Во-вторых, Россия и не обязана полностью исполнять подписанные ей самой соглашения - согласно им Россия имеет право, но не обязана предоставить заем Украине. И только в том случае, если у Москвы будет такое желание и уверенность, что деньги российских налогоплательщиков не будут разворованы новыми властями. А желание это, очевидно, тает на глазах. Это же касается и предоставления 30% скидки на поставку российского газа в Украину - Россия имеет право раз в квартал пересматривать цену на газ и ничто не мешает поднять цену с сегодняшних 268 до 410-415 долларов за тыс. кубометров голубого топлива.
ЕС готов предоставить Украине не более 1-2 млрд - это капля в море, которой не хватит не то что для стабилизации финансовой ситуации и реанимации экономики, но даже для оплаты похоронной процессии и места на кладбище. Причем даже эти деньги Еврокомиссия и ЕЦБ будут готовы предоставить в случае проведения крайне болезненных, антисоциальных и убийственных реформ в лучших традициях Гайдаровской терапии, которые спровоцируют всплеск нищеты и бедности, усугубление экономического кризиса и производственного спада.
Наряду с этим США в своих лучших традициях победившего прагматизма и вовсе на спешат раскошеливаться и вливать реальные финансовые ресурсы в категорически недееспособное, непрофессиональное и некомпетентное Правителиство авантюристов Яценюка. США внимательно выслушали жалобы и просьбы Тимошенко, Яценюка, Кличко и Тягнибока и отправили их прямой дорогой в МВФ.
Уже сегодня украинская экономика является мифом и не более чем фразеологическим оборотом - она перестала существовать. Четверть века псевдорыночных реформ и воровства не прошли даром - металлургический сектор находится в преддефолтном состоянии в связи с продолжающимся более полутора лет падением цен на металлургическую продукцию и перепроизводством промышленных металлов (запасы на складах достигли исторических максимумов).
Сельское хозяйство было обескровлено втягиванием в ВТО на несовместимых с жизнь условиях (Ющенко и Тимошенко хотели доказать Западу, что они в доску свои) - сокращением тарифной и нетарифной поддержки, урезанием государственного финансирования отрасли. Наукоемкая обрабатывающая промышленность практически не конкурентоспособна Га европейском рынке в силу морального и физического износа основных фондов - 75-90% экспорта высокотехнологичной продукции приходится на Россию. А сфера услуг, завязанная главным образом на работу с импортными товарами, услугами и иностранным капиталом, схлопнется по мере разрастания кризиса в реальном секторе экономики и падения уровня жизни подавляющей части населения страны.
Экономика Украины коллапсирует - ей грозит судьба Греции или Португалии.
Самая правильная тактика поведения для российских властей - заморозить финансовую поддержку новым властям Украины до тех пор, пока не состоятся выборы президента и в Верховную Раду. За эти два месяца майданное правительство Яценюка и администрация незаконного и нелегитимного, кстати, президента Турчинова успеют целиком и полностью себя дискредитировать. Это техническое правительство киндер-сюрпризов - украинский аналог кабинета министров Кириенко, которое должно будет провести ломку украинского общества по рецептам МВФ, взять на себя ответственность за грядущую социально-экономическую катастрофу и уйти в отставку в статусе политических трупов. Без масштабной поддержки Запада или Москвы правительство Яценюка будет вынуждено объявить дефолт уже в мае-июне - денег нет уже сегодня.
При этом имеет смысл оказывать финансовую поддержку юго-востоку Украины, воздерживаясь от силовой агрессии, которая развяжет руки неонацистам из "Правого сектора" и партии "Свобода", а также их покровителям в США и блоку НАТО. Предоставление кредитов и скидок на газ вкупе с гуманитарной помощью избранным местными жителями главам администрации поможет усилить позиции пророссийски настроенных сил и повысит шансы на их автономность от Киева.
Наряду с этим имеет смысл делать ставку на раскачивание Евромайдана, разбалансировку крайне рыхлых оранжистов и игру на противоречиях внутри революционеров. Совершенно очевидно, что внутри Евромайдана зреет раскол - вся реальная власть взята Батькивщиной Яценюка и Тимошенко, которая не только вышла из заключения, но и является серым кардиналом Евромайдана и главным претендентом на пост президента Украины.
При умеренной финансовой поддержке и вменяемой политике Кремля юго-восток Украины может выйти из депрессивного состояния в течение нескольких месяцев и стать вполне конкурентоспособным промышленным кластером в том числе и благодаря интеграции в Таможенный союз.