Крым готовится к референдуму: "Родиной мы не торгуем!"
Ситуация в АРК глазами корреспондента Накануне.RU Анастасии КолесовойС началом новой рабочей недели митинги на центральной площади в Севастополе прекратились, что лишь доказывает, что город полностью функционирует, люди работают, учатся, занимаются хозяйством и лишь под вечер приходят к администрации, чтобы выяснить, как обстоят дела в городе и на полуострове.
Настоящая русская весна, которая стала символом сопротивления русскоязычного населения Украины неонацистам, чувствуется повсюду, - деревья вовсю цветут, из окон домов периодически доносятся песни о любви, а гуляющих парочек на улицах все больше и больше. Весна! Кому там мерещится война?
Вопреки многочисленным сообщениям западной и болотной российской прессы, Крым сейчас, наверное, является самым безопасным местом на всей территории Украины. Как говорят местные жители, "мы бы и не знали, что у нас тут что-то творится, если бы телевизор не смотрели да интернет не включали".
"Что там, Россия Крым забирать будет?" - спросил меня молодой человек, увидев фотокамеру в руках. Услышав отрицательный ответ, искренне расстроился: "А то нам так уже на Украине надоело, мы так надеялись... все без толку".
Иду на встречу с координатором отряда быстрого реагирования (ОБР) Юрием Панковым. Сам он бизнесмен, но, по его словам, не смог усидеть на месте, "когда тут такие события разворачиваются".
"У меня талант к администрации, и я не могу его оставлять только внутри своего предприятия. Я хочу отдать городу то, что могу, а потом мы снова займемся нашими хозяйственными делами", - поделился Юрий Панков.
"Я ежедневно передаю на севастопольскую базу 20 человек, и там они проходят необходимое обучение. В целом, я уже отправил на базу порядка 2 тыс. человек. Мы все друг друга здесь знаем. Для города в 450 тыс. человек — это прилично — мы одна большая семья. Мы вместе росли, вместе в школу ходили, вместе в армии служили", - говорит мужчина. Он рассказывает, кто сегодня записывается в оборонительные отряды.
"Люди приходят периодически, в будни многие работают. Некоторая часть населения после работы, перекусив, понимает, что пора проявлять гражданскую ответственность и идет на сборный пункт. Если бы люди не работали — они пришли бы раньше, неработающие идут на целый день", - говорит координатор ОБР. На мой вопрос, а девушек принимаете в свои отряды, не задумываясь отвечает: "Это же патриотизм, по возрасту и полу нет ограничений. Берем и девушек, и пенсионеров".
Молодежь днем в городе сразу и не найдешь, все на учебе. За исключением двух девушек – гуляют с флагом России в руках.
"У нас тишина и покой. Россия должна быть с Крымом!" - как на зачете выпалила студентка Татьяна, после чего побежала фотографироваться с французским журналистом, которого долго высматривала ее подруга.
Многие жители Севастополя, особенно молодежь, жалуются, что в последнее время они все хуже и хуже понимают своих друзей, проживающих на западной Украине.
"Нет, я еще не съезжаю из квартиры... Я тебе еще раз повторяю свою позицию относительно всего этого — я скорее с Россией, чем с Украиной. И давай этот вопрос закроем, иначе мне все же придется искать новую квартиру...", - пытался втолковать своему соседу по квартире молодой человек, сидя в одном из центральных кафе Севастополя. Чем закончился их геополитический спор, уже не слышу – бегу к маршрутке.
"У меня очень много друзей - и татар, и с запада было. Однажды я просто понял, что начал их терять. С кулаками друг на друга не лезем, конечно, но как-то уже и не звоним и здороваемся нехотя", - рассказывает мне водитель маршрутного такси.
Он отметил, что "западенских" всегда видно, каждый крымчанин их узнает, но никаких разборок с приезжими не происходит.
"Если человек нормальный, ведет себя прилично, тогда какая уже разница, откуда он?" - философски подметил он.
Мы остановились на площади Нахимова, куда, кажется, стекается весь город. Водитель уехал, передав пламенный привет России, о которой я сама вспомню уже в ближайшие 10 минут.
Под крики толпы у администрации местная охрана выводит неизвестную женщину.
"Провокаторша! Ее вот эти сюда привезли!" - указали из толпы на меня, едва я подошла с камерой к месту действия.
"Вы зачем западенскую сюда привезли?! Откуда приехали, аккредитация на работу здесь есть?" - вышел вперед представитель охраны правопорядка.
Узнав, что я российский журналист, тут же отпускает. Позже вечером, снова встретившись со мной на площади, он рассказал, что практика прихода со своим "интервьюером" в ходу у зарубежных журналистов.
"Привозят своего человека, отводят подальше от толпы, чтобы те не убили, да начинают снимать, будто бы он, житель Севастополя, не доволен и все такое. А сам, главное, на украинском говорит! Естественно, мы таких "интервьюеров" милиции на проверку документов сдаем. А вы просто под горячую руку попали", - рассказал представитель охраны правопорядка.
Сами жители города сменили гнев на милость только после того, как я показала им российский паспорт.
"Приезжают сюда эти провокаторы иностранные. Они уже заранее передают ложь! И нас фотографируют, будто мы эту ложь сказали. Опорочить нас хотят! Еще вон, привезли провокаторшу западенскую. И вот мои слова они не пустят в эфир, а ее, ложную, пустят!" – возмущается жительница города.
"Да не разговаривайте с ней! Откуда она, вы спросили?" - бросила в толпу проходившая мимо женщина.
"Да наша она, наша! Из Москвы! Мы документы проверили!", - ответили ей хором. Женщина решила присоединиться к завязавшемуся разговору.
"Я обычный житель Севастополя, я вне политики. Но я недовольна. Почему мы 20 лет провели под гнетом олигархов Украины? Никто не слышал нас, мало того, никто не хотел слышать нас. Севастополь — единственный город на Украине, которому мэра всегда посылали из Киева. Мы никогда не могли выбрать того, кому доверяем. И то, что случилось сегодня — это прямая угроза не только суверенитету, не только государству, но и жизни!" - разговорилась жительница Севастополя Наталья Суржина, "с украинским паспортом, но русской душой", как она сама представилась.
"Государство не должно быть концлагерем, а мы что видим — вооруженный переворот. И сегодня они говорят "власти Крыма незаконны", а вы законны, пришедшие к власти в Киеве по крови?! Мы с тревогой смотрели за тем, что происходит в Киеве, мы молчали, мы работали", - добавила она.
"Мы видим все, что показывается и говорится на западной Украине. Мы слышим, какая истерия творится в Украине: сначала истерия вооруженного захвата, потом истерия карательных мер, сегодня истерия обороны. Мне звонят из Ивано-Франковска и говорят, что запасаются продуктами, потому что боятся, что будут бомбить западную Украину. А почему боятся? Потому что вся проблема национализма, неофашизма идет с западной Украины", - добавила женщина.
"О каких свободах можно говорить, когда это правительство отпустило всех убийц судей, милиционеров на свободу и объявило им амнистию?! О какой безопасности сегодня можно говорить в этом государстве?! И сегодня, вместо того, чтобы сесть и подумать о том, что нужно народу, как соединить народ и т.д., нас бросили на растерзание этим молодчикам. И вместо того, чтобы слышать народ, Украина сегодня в полной истерике обороны — они уже танки покупают, самолеты, к олигархам обращаются. Это что, государство?!" - перешла на крик Наталья Суржина под одобрительные возгласы собравшихся.
"Мою первую Родину 23 года назад отобрали, сегодня у меня отобрали вторую Родину!" - расплакалась она.
"Сегодня Севостополь смотрит в сторону России и говорит — Россия, помогите нам, защитите нас, мы боимся этой власти. Мы всегда были российским городом, и в Великой Отечественной войне мы стояли до последнего. Помогите нам не довести нас до такого состояния, чтобы мы опять встали на войну", - перебил ее севастополец Сергей.
"Мы звоним знакомым в Киеве, которые говорят, что им страшно выйти на улицу — бандитизм процветает, а у нас в Крыму все тихо и спокойно, потому что здесь есть российские войска. И единственное, что мы сегодня хотим сказать —мы просим Путина не бросить нас, не предать, потому что мы всей душой целиком с Россией", - обратился мужчина через наше агентство к Путину, который как раз в эти минуты в Москве давал свою первую после украинских событий пресс-конференцию.
На этом обращения не закончились. Путин про Украину и так все знает. Нужно другим рассказывать, говорит часовой мастер Леонид Клименко и зачитывает свое обращение американским чиновникам.
"Уважаемые чиновники Соединенных Штатов Америки. Будьте добры — приезжайте к нам! В русский Севастополь, русский Симферополь, русскую Ялту или русский Джанкой или Евпаторию, или в другие города Крыма. Посмотрите, что собой представляет народ Крыма — это сплошная Россия!" - начал мужчина.
"Родиной мы не торгуем. Наша родина — Россия, и Путин наш президент", - попытался он донести "заокеанским друзьям", толпа тут же поддержала, громко проскандировав: "Россия!".
За происходящим поодаль наблюдали казаки, которые тоже решили высказаться. Мой вопрос относительно усиления военного присутствия России в Крыму сразу назвали "провокационным".
"Не хочется, чтобы была стрельба. Я не считаю, что жители западной Украины должны быть нашими врагами. Мы не хотим быть врагами. Мы все один народ. 80 лет назад их начали называть украинцами благодаря дедушке Ленину, раньше слова-то такого не знали. Сто лет назад, еще перед первой мировой войной, прадеды жителей западной Украины отдавали жизни за то, чтобы называться русскими, а не украинцами, как им это навязывали австро-венгры. А потом это поддержал Ленин. Раньше они были русскими, а потом целый этнос куда-то делся, целые земли пропали. Это нужно было нашим врагам", - начал с исторической справки атаман Черноморской казачьей сотни Анатолий Марета.
"Я надеюсь, что меня услышат жители Украины: никто не хочет здесь крови, никто не хочет даже раскола страны. Но хочется, чтобы мы были одной великой страной. Неужели в ваших сердцах не было бы гордости, что вы граждане одной великой страны? Чтобы вы понимали, что Сибирь — это ваша страна, Дальний Восток — это ваша страна, Москва — ваша, Крым — ваш? И чтобы мы считали, что Львов — наш город. Разве это плохо?" - сказал атаман.
У Крыма уже есть свои ВМС, своя авиация, сделана заявка вступить в Таможенный союз… Через несколько дней в Крыму пройдет референдум, на котором сами жители определят будущее полуострова. И это может стать примером для остальной Новороссии.