Честно о Крыме, России и Украине
«С недавних пор я прошу не употреблять словосочетание «братские народы» по отношению к украинцам и россиянам. Это оскорбляет меня. Если россияне думают, что им позволено оккупировать часть соседнего государства, и это никак не отразится на наших отношениях, то они глубоко заблуждаются», — объявляет «Декларацию бандеровца» holy_mozart.
«Все мои знакомые деловито вооружаются, чтобы вести партизанскую войну против России. Понимают ли это те люди, которые дружно хлопали в Колонном зале Кремля семь минут? Понимают ли они, какие страшные последствия за этим последуют? Я думаю, что не понимают», — делится своими чувствами уважаемый мною украинский политолог Юрий Романенко.
«Мне стыдно за вас, Валентина Матвиенко, я же с вами встречался, когда вы приезжали в Черкассы... обидно за ваших родственников, которые еще живут в Черкассах. Здесь ваша школа, медучилище, воздух днепровский — вы же выросли на этом. Как же смогли так подло поступить по отношению к своему народу, призывая того бандита Путина (его нельзя иначе назвать) посылать сюда, на ваших земляков, войска?», — обращается к председателю Совета федерации РФ митрополит Черкасский и Каневский Софроний (УПЦ МП).
Эти и многие другие украинцы искренне считают Россию агрессором. Что обидно, несправедливо и в корне отличается от того, как к присоединению Крыма отношусь, например, я. Потому сформулирую свою позицию.
Паранойя Путина
Самое удобное объяснение отъема полуострова, которое бродит в украинских умах, — паранойя Путина, которого охватили имперские амбиции и который намерен оставить о себе след в истории как собиратель русских земель. Это системная ошибка, и она может привести к самым пагубным последствиям.
Если отбросить эмоции, квинтэссенция Крымской речи Путина, а заодно и всего случившегося, — вот в этой цитате: «Мы против того, чтобы военный альянс, а НАТО остается при всех внутренних процессах военной организацией, мы против того, чтобы военная организация хозяйничала возле нашего забора, рядом с нашим домом или на наших исторических территориях. Вы знаете, я просто не могу себе представить, что мы будем ездить в Севастополь в гости к натовским морякам. Они, кстати говоря, в большинстве своем отличные парни, но лучше пускай они к нам приезжают в гости в Севастополь, чем мы к ним».
Поскольку все это слышали, но не сделали правильных выводов, перевожу: «Нам известно, что нынешние киевские власти собирались отдать Крым и Севастополь Соединенным Штатам».
Никто не должен сомневаться, что президенту РФ это действительно известно — каждое утро на его стол в числе прочих оперативных документов ложится разведсводка. Насколько он осведомлен в украинских делах, сегодня понятно любому непредвзятому наблюдателю хотя бы по перехваченным телефонным переговорам, которые сегодня широко известны, — между заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд и американским послом на Украине Джеффри Пайеттом, между эстонским министром иностранных дел Урмасом Паэтом и высокопоставленным евродеятелем Кэтрин Эштон. Однако эти два обнародованных в виде утечек перехвата, за которыми последовали информационные взрывы, — лишь видимая часть айсберга.
А вот невидимая озвучена быть не может, но именно она стала причиной появления вежливых людей в Крыму. Вряд ли сильно ошибусь, если предположу, что наши заокеанские партнеры велели Яценюку подготовить документы о прекращении аренды Черноморским флотом базы в Севастополе и одновременно — об аренде базы американским ВМФ. Например, на сто лет за сто млрд долларов.
Рассуждения о том, что такое развитие событий невероятно, неуместны — умные политики, как и военные, при принятии решений оперируют не вероятностями, а возможностями. А такая возможность у Яценюка, бесспорно, была.
Появление базы США в Крыму для нас, россиян, — то же самое, что появление советских ракет на Кубе в 1962 году для американцев. Можно, конечно, считать параноиком и Джона Кеннеди — лишь за то, что он приложил максимум усилий, чтобы их оттуда убрать. И у него, кстати, получилось.
Путин тоже приложил максимум усилий. И у него тоже получилось.
Внутреннее дело Украины
Украина стала государством, требующим к себе повышенного внимания российского руководства, с момента прихода к власти Ющенко, при котором была подана заявка в НАТО. То есть, именно Украина, а вовсе не Россия, вслух заявила о своей враждебности.
Активность Североатлантического альянса, как известно, давно вызывает у нас беспокойство. Но на всякий случай об этом было прямо сказано в Концепции национальной безопасности, действовавшей в те времена: среди основных угроз в международной сфере были названы укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. То есть, украинская власть образца 2005 — 2010 гг. полностью отдавала отчет, что мы считаем угрозой ее намерения вступить в НАТО. Однако это никого не остановило.
Тогда же начались острые дискуссии между россиянами и агрессивно настроенными украинцами, является ли такое решение внутренним делом Украины. Сегодня, после крымских событий, можно говорить уверенно: является настолько же, насколько размещение советских ракет у берегов США являлось внутренним делом кубинцев.
То есть, нужно понимать однозначно, что Россия ни в коем случае не пустит сопредельную страну во враждебный военный блок. Какие для этого будут использованы средства и поводы, не так важно.
В 2010 году была принята Военная доктрина, которую украинцы, конечно, просто обязаны изучить, раз уж они считают себя ответственными патриотами независимого государства. В ней к упоминавшимся в Концепции национальной безопасности угрозам добавлены основные внешние военные опасности, имеющие непосредственное отношение к современной Украине. Например, такие:
– развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
– распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
– применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
– наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;
– распространение международного терроризма;
– возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
Другими словами, украинцы честно предупреждены о том, что передвижение войск (как и объявленную мобилизацию), активность «Правого сектора», обещающих нам теракты и военное вторжение, унижение русских и даже обсуждение возможности вернуть себе ядерное оружие Россия воспринимает как угрозу. Разумеется, вы можете продолжать в том же духе, не обращая внимания на наши опасения, ведь Военная доктрина — это лишь декларация. Но при этом должны полностью отдавать отчет, что очень и очень серьезно рискуете.
То, что происходит на сопредельной территории, нас весьма и весьма касается. Это просто нужно принять как данность.
Дружелюбие как гарантия суверенитета
Должен огорчить украинцев: Крым вами потерян навсегда. Но, как я пытался объяснить выше, нашей вины здесь нет — спрашивать вы должны со своих правителей от Ющенко до Яценюка с Турчиновым. Это они планомерно готовили его уход, не обращая внимания на предостережения.
Скажу вам честно: после того как все случилось, мы тут, в России, выдохнули. Больше никто в Киеве ради самоутверждения не будет чиркать спичками, отдавая команду ГАИ останавливать для досмотра наши военные машины с ракетами. Никто в Верховной раде не поставит под сомнение вопрос о пребывании Черноморского флота и не пригласит американские корабли погостить то в Феодосию, то в Севастополь. Вместо того чтобы каждый раз гасить очередной костер, у вас просто отобрали весь коробок. Ибо, уж извините, спички детям не игрушка — мы от своих американских партнеров оборону выстраиваем, вкладываем миллиарды в оружие, в разведку, в дипломатию… И тут вы со своими гаишниками.
Севастополь и Крым стратегически всегда были принципиально важны для нашей безопасности, не понимать этого могли только те, кто смотрит на мир исключительно со сцены Майдана. Нас оттуда не выдавить, как невозможно без войны убрать американцев из Гуантанамо или с Окинавы. Странно, что нужно объяснять очевидные вещи.
Однако сегодня у вас появилась другая опасность — уход под крыло России других территорий. Причем, опять же, по вашим внутренним причинам. Если вы намерены этого избежать, придется как следует постараться.
Во-первых, вам нужно унять бандеровцев. Не нужно больше доказывать нам, что их ничтожно мало, а мы насмотрелись российского телевидения и роликов в YouTube, а на самом деле влияние националистов невелико. Раз они такие маргиналы и клоуны, уберите из правительства всех членов партии «Свобода». Сможете? Для Украины это жизненно необходимо. Ибо каждое слово и дело Дмитрия Яроша, Сашко Билого, Андрея Парубия и прочих тягнибоков, фарион и мирошниченко увеличивает вероятность того, что Россия будет решать проблему ваших «маргиналов и клоунов» сама — см. Военную доктрину РФ. Причем, возможно, в кооперации с Европой.
Во-вторых, Украина должна превратиться в исключительно миролюбивое и доброжелательно настроенное по отношению к нам и собственным гражданам государство. Перестаньте тешить себя иллюзиями, будто коварный Путин лелеет мечту безо всякой причины вероломно напасть в самый неподходящий момент, и поэтому нужно вооружаться. Вы все поняли с точностью до наоборот. Если Украина вдруг порежет на металлолом свои танки, самолеты и системы ПВО, то интерес к вам мгновенно пропадет. Звучит немножко парадоксально, но так обстоят дела: чтобы остаться в современных границах, Украина должна перестать источать опасность.
В-третьих, все разговоры о вступлении в НАТО, особенно на высшем уровне, следует приравнять к государственной измене. Потому что, будьте уверены, очередная потеря территорий произойдет раньше, чем страна успеет написать заявку на присоединение к ПДЧ. Не стоит в очередной раз наступать на грабли. Ответ на вечный вопрос «А нас за шо?» содержится в Военной доктрине РФ.
В-четвертых, сделайте, наконец, русский язык государственным. Это мгновенно разрядит обстановку и автоматически превратит жителей Юго-Востока в ваших союзников и патриотов Украины. Сегодня они враги, но враги вынужденные — их заставляет бороться с центральной властью сама центральная власть. Обратите внимание: в Крыму сегодня три государственных языка — это чуть ли не первое, что сделал Путин, чтобы успокоить местное население. Скоро в Симферополе достроят соборную мечеть и, конечно, откроют достаточное количество и крымскотатарских, и украинских школ. Берите пример — это совсем не сложно.
В-пятых, начинайте переформатировать сознание соотечественников, которые привыкли к тому, что Россия — главный враг украинцев. Объясните горячим головам, что между лозунгом «Хто не скаче — тот москаль» и потерей Крыма существует прямая причинно-следственная связь. Лозунг завтрашнего дня: «Москаль — лучший друг украинца». И это чистая правда.
Но самое главное — в-шестых: Украина и украинцы должны основательно переосмыслить свое место в мире. Как бы обидно это ни звучало, но вы теперь не империя, а средних размеров независимое государство — со всеми вытекающими из этого статуса плюсами и минусами. У вас должна смениться политика, риторика и поведение. Из Киева не должно звучать ни угроз, ни ультиматумов — это уже не для вас. Вы должны научиться добиваться цели только путем переговоров.
И, пожалуйста, не становитесь больше между геополитическими противниками — это самая большая ошибка, которую вы совершаете. При любых раскладах проиграете вы, а не мы.
Чтобы сохранить свою страну, вам нужны вовсе не танки и самолеты, а трактора и комбайны. Вы должны приструнить своих ястребов, которые сегодня мотаются по всему миру, подзуживая серьезные державы и пытаясь втянуть их в военный конфликт. Именно яценюки, турчиновы и парубии, а вовсе не Россия, угрожают территориальной целостности нэньки.
Выбросьте из головы дурацкую мысль о том, что нам нужна ваша земля — нам нужна спокойная, надежная граница. И добрососедские отношения, раз уж вы не хотите союзнических.
Хотя бы в этом мы можем найти общий язык?
Источник: блог Павла Шипилина