Литве предрекают свой майдан
Итог противостояния литовской элиты с Россией: сокращение рабочих мест, снижение ВВП, а "людям остается только паковать чемоданы"Вопрос, как говорится, на засыпку: что хуже - прослыть беспросветной невеждой или бессовестной лгуньей? Решать эту непростую загадку литовцам приходится после знакомства с сорокаминутным ежегодным докладом президента Литвы Дали Грибаускайте, выложенным в мировую паутину. У любого, даже не очень осведомленного наблюдателя, появляется чувство неловкости: за кого нас держит наша кормчая, пытаясь втюхать самую настоящую туфту? Подробности – в материале Накануне.RU.
Практически с первых строк, посвященных международной политике, президент, простите за выражение, "гонит" несусветную ахинею, призванную подчеркнуть демоническую сущность великого восточного соседа: "Европа, которая более полувека жила в мире и была удостоена за это Нобелевской премии, снова столкнулась с военной агрессией". Что это, как не верх цинизма?! А как прикажете понимать балканский кризис, когда НАТО утюжило бомбами с ядерными сердечниками города Югославии (пятнадцать лет со времени этого чудовищного деяния прогрессивное человечество отмечает в эти дни), разрушив десятки заводов и уничтожив более трех тысяч человек, после чего в колыбели сербской нации, а ныне "независимом" государстве Косово разместилась крупнейшая военная база США в Европе? Следуя президентской логике, бескровное воссоединение Крыма с матушкой – родиной - более варварский и бесчеловечный акт, чем уничтожение тысяч безвинных, которое даже упоминания не стоит?
Дальше – больше: "Не прошло и четверти века восстановления независимости - и мы гордимся достижениями экономики, историческими переменами, достижениями в культуре и спорте..." - гремели победные реляции. Единственное, что соответствует истине в этом постулате - временной отрезок, остальное, как говорят в Англии, высосано из пальца. О каких эпохальных свершениях можно говорить, если по сравнению с советскими временами по подавляющему большинству показателей экономика сдала свои позиции, не говоря о том, что многие отрасли вообще сгинули, видимо, навсегда: теперь здесь не производят металлообрабатывающие станки, вычислительные комплексы, текстиль и прочие необходимые товары. А если опросить тысячи литовцев - прежде всего молодежь, лучший генофонд нации - почему они массово бегут (эвакуируются – так тут называется этот процесс) за границу, они честно ответят: дома нет перспектив. В этом уверены более миллиона потомков Витаутаса Великого, победителя тевтонских рыцарей, это они теперь служат официантами в Англии и Ирландии, подстригают газоны в Норвегии, чистят коровники в Германии - ну о такой ли доле они мечтали в юношестве? Есть еще один показатель авторитета власти: участие в выборах. Если еще десять лет назад в них участвовало более двух третей взрослого населения, то теперь на избирательные участки является едва ли половина внесенных в списки. О каком авторитете можно говорить, если после референдума две трети высказались против новой атомной электростанции, а президент, признав мнение народа ничтожным, продолжает проталкивать (комментаторы даже квалифицируют это как лоббирование) эту разорительную идею? Вот и сейчас она резко отрицательно отозвалась о референдуме по продаже земли иностранцам, хотя уже собраны положенные 300 тыс. подписей.
Директор крупнейшей промышленной группы "Siaures vilkas" Вилис Кайкарис, плотно завязанной по бизнесу с Россией, выступая на днях по центральному телеканалу, открыл для власти "америку": экономика тесно увязана с политикой, поэтому "Литве надо спустить флаг, уважительно вести себя с великой державой, иначе у нас будет свой майдан". Неужели кандидат наук, выпускница московской Академии общественных наук не знает этой элементарной вещи? Призывая на голову восточной соседки все громы и молнии небесные, она рубит сук, на котором держится местная экономика, ориентированная на обслуживание транзита между Западом и Востоком: в Клайпедском порту останавливаются терминалы, "зависли" миллионы тонн грузов, потому что главный контрагент переориентирует грузы в другие порты... Правительство уже пересматривает бюджет, подвергая урезанию, что – то ждет впереди? Председатель парламентского комитета по финансам и бюджету Бронюс Брадаускас также крайне негативно оценивает действия Литвы на международной арене, прогнозирует потерю более десяти тысяч рабочих мест и трех процентов валового продукта. Экономист, профессор столичного университета Ромас Лазутка подводит итог дискуссии: "Людям остается только паковать чемоданы".
Ну, а что происходит с "миром и гармонией", доминирующими в обществе, как утверждается в докладе Её Превосходительства? Она сама себе противоречит, выражая недовольство работой департамента госбезопасности: "Враги ведут против нас информационную войну, им надо давать отпор. Но даже открытая агрессия вблизи Литвы не может заставить его (т.е. ДГБ – прим. Накануне. RU ) приступить к действительному предупреждению угроз путем устранения ( ! ) факторов риска, опасности и угроз..." Жаль, докладчик не разъяснила, как она представляет себе это "устранение": как отстрел оппонентов, организацию концлагерей, каторжные работы? Впрочем, о том, что охота на ведьм приобретает все более массовый характер, поведали на днях лидеры польской и русской общины, опубликовав в русскоязычных изданиях свои заявления, солидарные в главном: в стране набирает силу шпиономания и истерия, усиливаются преследование инакомыслящих по национальному признаку, надуманные обвинения в исполнении заказов Москвы. Но ни одного конкретного факта власти привести не смогли. Уж не эту ли "беззубость" ставит в вину госбезу госпожа президент, сетуя на то, что нет "действительного устранения угроз", надо думать, реальных посадок и иных репрессий?
Впрочем, и тут ложь, поскольку еще не закончены два уголовных дела основателя Партии труда Виктора Успасских, подозреваемого в том, что им руководят из Кремля, еще "висит" условный срок над лидером Социалистического народного фронта Альгирдасом Палецкисом, доказывающим, что во время кровавых событий возле вильнюсской телебашни "свои стреляли в своих" (к слову, этот сценарий почти один в один повторен на киевском майдане, когда погибло более ста человек). А разве не следствием раскручивания репрессий является арест российского туриста пенсионера Юрия Мела, выполнявшего 23 года назад приказ командования по охране важнейшего объекта? Кстати, выписан ордер на арест еще более 80-ти бывших советских военнослужащих, принимавших участие, но не стрелявших в людей, без суда и следствия признанных виновными. Это и есть "мир и согласие" в истинно европейской, глубоко толерантной стране?
Кроме таких глобальных "откровений", есть перлы и рангом пониже. Это и светлые перспективы в энергетической независимости (хотя любой студент даже захудалого вуза скажет, что в глобальном мире, повязанном тысячами экономических уз, о подлинной независимости лучше забыть), и Караляучюсская (Калининградская) область - колыбель литовской литературы (еще один прозрачный намек на то, что у балтийской республики "больше прав" на этот кусочек Восточной Пруссии), и выгоды, которые сулит разработка сланцев... Президент намерена и дальше твердой рукой "окормлять" родной народ, поражая недругов и добиваясь новых высот благосостояния.
Резюмируя этот славный документ, следует заметить: еще никогда итоговый отчет не был так заряжен антироссийской риторикой, причем оратор явно не в ладах с историей и логикой. Чем же объясняется этот ядовитый настрой, который заметно выделяет Литву из стран Балтии? Было бы не совсем правильно списывать все на предвыборную кампанию, которая через полтора месяца назовет очередного президента (по мнению аналитиков, Грибаускайте останется у руля уже в первом туре, поскольку отставание соперников настолько велико, что превращает борьбу в чистую формальность). У первой леди государства сомнительное прошлое, ее обвиняют в коллаборационизме, сотрудничестве с "оккупационными" властями, потому она и стремится бежать впереди паровоза, старается казаться католичкой пуще папы римского. И еще: "страна Марии" крепко, как никто из соседей, подсела на евросоюзовскую финансовую иглу, брюссельские деньги составляют четверть госбюджета, и это не считая многомиллиардной помощи по закрытию Игналинской атомной электорцентрали. Коли не будешь в первых рядах борцов с путинским авторитаризмом, можешь остаться и без денег. При этом можно плюнуть и на зависимость экономики от политики, на растущий протест бизнес-сообщества. И как тут не согласиться с комментаторами, считающими, что деловые люди должны быть благодарны литовской "железной леди" за то, что их акции падают. За все в этом мире следует платить, в том числе и за "россияфобию".