"Чтобы встать на Новый Шелковый путь, России надо построить порт в Крыму и мост через Керченский пролив"
Экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин о роли Китая в крымском вопросеПрисутствие Китая в Крыму, которое теперь, якобы, оказалось под вопросом, после наступления на полуострове "русской весны", даже не стало дополнительным сюжетом истории о присоединении Крыма, заинтересовав лишь журналистов экономических СМИ. Между тем кажется вполне логичным вопрос о том, зачем Янукович срочно улетал из Киева, покрытого смогом от горящих покрышек, именно в Китай, и чем так важен был новый глубоководный порт в Крыму, договоренность о строительстве которого была достигнута им в Пекине. Тем более, что после визита Януковича Китай осудил Запад за попытки решить украинский вопрос и твердо встал на сторону России. Тем временем, полпредом в Крыму становится Олег Белавенцев, ставленник Сергея Шойгу, обладателя мальтийского ордена, опекаемого Ротшильдами так же, как и отдельные элитные группы в Китае. О том, чем так важен новый глубоководный крымский порт, что такое Новый Шелковый путь и какую роль в этом может сыграть Россия, Накануне.RU рассказал экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Вопрос: Перед началом активной боевой фазы Майдана Янукович ездил в Китай и заключил там важный договор по строительству в Крыму глубоководного порта, через который, якобы, должен был проходить Новый китайский Шелковый путь. Теперь, когда Крым – наш, чьим будет этот порт? И что это за Новый Шелковый путь?
Михаил Делягин: Янукович достиг в этом вопросе рамочного соглашения, скорее даже договора о взаимопонимании, который никого ни к чему не обязывал, но был достаточно серьезным. Договор включал в себя строительство глубоководного порта на западе Крыма. Понятно, что это узел, который должен обеспечивать доставку грузов на юг и восток Европы. На самом деле, не очень понятно, зачем он нужен китайцам с точки зрения логистики. Китайский проект Нового Шелкового пути, который конкурирует с американским проектом Шелкового пути, реализуемый с середины 90-х годов, как альтернатива еще и Транссибу, идет не очень хорошо. Причины торможения проекта в том, что он терпит недостаток мощности и репутационные издержки из-за неустойчивых государств Средней Азии на его пути. Но работа по его созданию идет упрямо. Возможно, что идея создания порта в Крыму включена в эту идею и важна для китайцев. При этом, я думаю, что Россия будет продолжать работу, начатую Януковичем. Нам нужно создавать альтернативу западным проектам и затягивать Китай в эти проекты. С другой стороны, нам нужно нагружать собственные мощности по перевозке.
Вопрос: А почему заинтересованные стороны сразу не повезли грузы по Транссибу? Причина в его малой пропускной способности?
Михаил Делягин: Движение поездов по Транссибу – полбеды. Есть трудности с таможней, которые доводят до того, что даже многие поставки на Урал осуществляются китайцами через Финляндию и Германию. Понятно, что модернизация Транссиба должна улучшить ситуацию, но китайцы могут просто устать ждать. В стратегическом плане же нам выгодно, чтобы китайские грузы шли по Транссибу, и переваливались в новом порту в Крыму или Новороссийске.
Вопрос: Получается, вина РЖД в том, что крупнейший грузопоток в мире может пойти в обход России?
Михаил Делягин: Речь идет о коренной модернизации Транссиба. К РЖД много вопросов, даже каменный уголь некоторые бизнесмены из Кузбасса предпочитают возить автомобильными дорогами, а не по железной дороге.
Вопрос: Как так вообще получилось? Разве есть аналог Транссибу в Средней Азии?
Михаил Делягин: В Средней Азии много железных дорог, а в последнее время еще новые строятся. И они обеспечивают постоянную проводку грузов, просто это объем небольшой. И в силу большого количества границ, в том числе между враждебными друг другу странами, грузы идут медленно и с большими задержками.
Вопрос: Может ли порт в Крыму помочь нам включиться в эти процессы?
Михаил Делягин: Может, тем более, что альтернативы Транссибу пока нет. Но я, правда, не понимаю логистического замысла китайских авторов проекта. Если доставлять через Суэцкий канал через Босфор и Дарданеллы, а дальше в Крым и оттуда по материку – это интересно и привлекательно, но турецкие проливы уже давно предельно перегружены. Сейчас там стоят очереди из танкеров и зерновозов, а если этот поток усилится еще и китайскими грузами, то он встанет. Тащить по железной дороге, сушей, а потом в Крыму распределять в пределах черноморского бассейна – это еще интереснее, понятнее и логичнее. Думаю, Янукович имел в виду первое, а на деле может получиться второе. Но для этого нужно иметь мощное железнодорожное сообщение порта в Крыму через Керчь, и я совсем не уверен, что эти мощности закладываются сейчас в проект моста через Керченский пролив. Одно дело построить мост под грузы для Крыма, и совсем другое - мост для всего востока Европы: Болгарии, Румынии, Турции.
Вопрос: С чем Вы связываете недавние протесты против строительства порта? Говорят, этот проект пагубно влияет на экологию? Это так?
Михаил Делягин: Насчет этого нужно понимать, что любой человек, который не преследует западные интересы, по определению пьет кровь младенцев. Так всегда у нас.
Я вообще не очень понимаю, где какой глубоководный порт там будут делать. Но строительство такого объекта подразумевает серьезное изъятие грунта со дна и насыпание этого грунта вокруг. Выглядит это, как правило, неприглядно, но ничто не мешает приложить усилия, и тогда вся эта история может превратиться в новую достопримечательность Крыма.
Что касается экологии, то, вы знаете, тут всегда действует один закон: если не соблюдать нормы – катастрофа, если соблюдать – все хорошо. Я напомню, как громко кричали по поводу экологии балтийский трубопроводов, а в итоге оказалось, что там чуть ли не самые экологичные порты на Балтике.
Вопрос: По Вашим прогнозам, как в итоге разрешится эта ситуация?
Михаил Делягин: Если мы все-таки построим соответствующий мост через Керченский пролив, то посмотрим. В любом случае китайцы будут участвовать в проекте моста своей рабочей силой и капиталами. Свободные капиталы в сейчас можно найти только у китайцев и арабов.
Справка: В декабре прошлого года, в самый разгар "Евромайдана", президент Украины Виктор Янукович уехал на переговоры в Китай. По словам Януковича, поездка была плановой, и по ее результатам планировалось заключить важные договоры о стратегическом сотрудничестве с председателем КНР Си Цзиньпином. Сообщалось, что в итоге Януковичу удалось заручиться поддержкой на $8 млрд. Как сообщал "Интерфакс" со ссылкой на разработчика проекта, гендиректора "Киевгидроинвеста" Алексея Мазюка, Китай и Украина подписали меморандум о строительстве в Крыму – в Сакском районе вблизи Евпатории – глубоководного порта. Как разъяснил официальный печатный орган КНР "Жэньминь жибао", строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину сократить примерно на 6 тыс. км торговый маршрут КНР в Европу. Китай сможет отправлять свои грузы в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море, минуя Гибралтарский пролив. Вокруг этого нового порта будет также построена индустриальная зона на 300 тыс. кв. м. Кроме того, по этим договоренностям, Украина и Китай планируют совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии.