"России нужно вернуться к той ситуации, когда была советская экономика и полная независимость от других стран"
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в закон "О национальной платежной системе", на создание которой президент Владимир Путин дал ровно один месяц. В свете последних событий с "Визой" и "Мастеркардом", которые внезапно прекратили обслуживать кредитные карты нескольких российских банков, спешка весьма уместна. Впрочем, новая платежная система может столкнуться с множеством проблем. О том, что это за проблемы, в интервью Накануне.RU рассказал доцент кафедры государственного регулирования экономики МИГСУ РАНХиГС Вениамин Вутянов. Как Россия может обезопасить себя от "страшилок" Запада и почему надо вернуться к экономике советского образца, - об этом и не только в интервью с экспертом.
Вопрос: Вениамин Валерьевич, как Вы считаете, есть ли перспективы у национальной платежной системы, которую у нас сегодня хотят создать?
Вениамин Вутянов: Идея хорошая, несмотря на то, что ее многие критикуют. Создание единой национальной платежной системы хорошо вписывается в стратегию усиления нашей экономики и уменьшения ее зависимости от Запада. Но здесь нужно, конечно, отдавать себе отчет в том, что эта система будет использоваться в основном внутри страны, а наши туристы, дипломаты и т.д. скорее всего не смогут ею пользоваться за рубежом. Хотя здесь, конечно, все зависит от того, насколько она будет поддержана иностранными системами, потому что сама значимость этих систем, тех же "Виза" и "Мастеркард", в том, что они работают практически во всех странах. Будут ли другие страны поддерживать российскую систему, у меня достаточно серьезные сомнения. Поэтому эта система, скорее всего, будет только внутри страны, а до уровня "Визы" и "Мастеркард" и даже до китайской системы "ЮнионПэй", которая тоже сейчас пытается выйти на международный уровень, нам еще далеко. Но идея хорошая, она уже давно назрела.
Для нашей системы необходимо мощное компьютерное оборудование, серверы, необходима система электронного банкинга и электронного биллинга, то есть система по перечислению денег из банка в банк через карточку. Это современно, используют все, и наша страна претендует на роль великой державы, поэтому она должна иметь свою систему. Однако перспективы у нее пока туманны и даже, возможно, минимальны.
Вопрос: То есть популярной она у нас не станет?
Вениамин Вутянов: В России она будет популярна, потому что со времен командной экономики Советского Союза у нас все решается так: Владимир Владимирович сказал, что заведет зарплатную карточку в банке "Россия", и все тоже побежали заводить там карточки. Так что, госструктурам дадут команду пользоваться этой системой, и ею будут пользоваться все банки.
Вопрос: Есть ли риск, что после создания национальной платежной системы через некоторое время про нее все забудут?
Вениамин Вутянов: Такой риск очень велик, внутри страны система будет использоваться, а на внешнем рынке нет, поэтому перспективы у нее будут не самые радужные, и говорить о том, что мы выйдем на стратегический уровень, будем конкурировать с "Мастеркард", не приходится. Естественно, все, что не инновационно, со временем забудется, но какой-то период это можно поддерживать искусственно. То есть, если она будет под контролем правительства, то будет поддержана, а если это пустят на самотек, то вполне возможно, что про эту систему вскоре забудут. А у нас достаточно много было таких идей, которое были забыты. Достаточно вспомнить саммит АТЭС на острове Русский, те здания, где он проходил, уже находятся в достаточно удручающем состоянии, сейчас Олимпиада прошла в Сочи, а что дальше? То же самое касается платежной системы, достаточно серьезные инвестиции, серьезный шаг вперед, но есть шанс, что после определенного этапа, когда эйфория спадет, внимание к этой системе сойдет на нет.
Вопрос: А во сколько эта система может обойтись России?
Вениамин Вутянов: Все будет зависеть от того, какие будут поставлены задачи. В том, чтобы создать ее, ничего сложного нет, все зависит от того, какой будет передаваться объем информации. К этому надо добавить расходы на программное обеспечение, та же система биллинга. Будем ли мы заказывать компьютеры компании "Эплл" или "Майкрасофт", или же найдем своих талантов, поедем в Дубну, например, где у нас сейчас есть инновационная зона. То есть все зависит от масштаба. Здесь надо не забывать и об очень серьезном тормозе – коррупции. Есть ли у нас хотят что-то сделать, то умножают это все на два, а то и на три, то есть стоимость сразу кратно увеличивается, а в наших условиях это может быть достаточно дорогостоящий проект, особенно если смотреть с точки зрения перспективности.
Вопрос: На Ваш взгляд, что еще нужно сделать, чтобы защитить российскую экономику?
Вениамин Вутянов: Все экономические последствия сегодня – результат той политической конъюнктуры, которая складывается из отношений России, Украины, Запада и США вокруг украинского переворота. И если санкции, эти пугалки, будет приведены в действие, что, кстати, скорее всего, будет сделано в том случае, если к России присоединится восточная часть Украины, которая издревле была частью России, если уж обратиться к истории, то за границу мы будем ездить как в 90-ые.
Если говорить о всей экономике, то эта ситуация играет нам на руку, потому что, несмотря на то, что неолиберальные идеи все еще будоражат умы, прежде всего политической элиты, уже очевидно, что необходимо вмешательство государства. Необходим возврат к некой автаркии, чтобы не зависеть от Запада до такой степени, чтобы он мог надавить на нас по каким-то вопросам. А в связи с последними событиями нас наконец-то вынудят производить те товары, которые востребованы у нас внутри нашей страны, а не покупать их за рубежом. Для этого нужна политическая воля, финансовые средства и стратегия развития. Поэтому любое давление хорошо, потому что оно очищает, в данном случае у нас отпадет это псевдолиберальная идея о том, что Россия должна быть вовлечена в международные экономические отношения. Это полный бред, потому что глобализация уже себя исчерпала и страны с развитой экономикой, страны Запада, очень не хотели бы видеть в России конкурента, тем более способствовать тому, чтобы Россия развивалась. И сегодня это проявилось, когда Россия показала свое "я", защищая наших соотечественников от русофобии в Крыму. И если раньше Запад просто хотел отреформировать нашу экономику так, чтобы обеспечить себе свободный доступ к нашим ресурсам, по большому счету ограбить нашу экономику, то сейчас ситуация набирает определенный оборот, и речь идет уже о том, чтобы уничтожить нас, а это две разные вещи.
Поэтому в условиях этой парадигмы мы должны понимать, что нужно вернуться к той ситуации, когда был железный занавес, советская экономика, натуральное хозяйство, самообеспечение и абсолютная независимость от других стран. Кому-то это может показаться шагом назад, но на данном этапе это единственный возможный способ защититься. Нам нужно возродить нашу промышленность, это то, что делали в начале 20 века великие люди. Нам необходима индустриализация, сейчас, если хотите, необходим процесс индустриализации-2, промышленный потенциал, слава богу, пока еще остался.