Владислав Жуковский: Украина без газа и в долгах, надежды на Европу и США тщетны
Украина не просто наотрез отказывается платить России за поставленный газ, но и в принципе не способна этого сделатьСогласно официальным данным Статистического комитета Украины и Нафтогаза, по итогам 2013г. Украина скостила объем потребления газа без малого на 8,1% до 50,4 млрд кубометров голубого топлива. Это вполне ожидаемо - экономика Украины находится в коматозном состоянии: ВВП падает на 1,5-2%, промышленное производство сжимается на 5,5%, армия безработных выросла до 7,7% экономически активного населения, а численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. нищего населения) подскочила до 26,5% украинского населения.
При всем при этом федеральный бюджет Украины сводится с дефицитом в 4,5%, а иностранная валюта в беспрецедентных масштабах вымывается из экономики и финансовой системы - дефицит счета текущих операций платежного баланса превысил отметку в 5,5% ВВП. Только в 2014г. Киев должен найти свыше 8 млрд. долл. на обслуживание своих внешних займов, не говоря уже о погашении тела кредита. И еще не менее 2,2-2,3 млрд. долл. на оплату задолженности Нафтогаза перед Газпромом за поставленный газ. При том что практически целиком и полностью задолженность Нафтогаза перед Газпромом обусловлена тем, что любая цена на голубое топливо выше планки в 150 долл. является неподъёмной ношей для экономики, промышленности и населения. Задолженность регионов и областей перед Нафтогазом за поставленный газ приблизилась к отметке в 3 млрд. долл., что вынудило Нафтогаз сократить поставки газа в 11 областей до технически необходимого минимума, при котором температура в жилом помещении не опускается ниже 18С, температура холодной воды не ниже 40С, а ГТС Украины находится под давлением.
Любая попытка ужесточить расчёты с областями и залезть в карман и без того полунищему населению рискует обернуться социальным протестом и бунтом – удушающие предписания МВФ, навязанные Киеву (практически двукратное повышение цен на газ, отопление и ЖКХ, снижение пенсий и зарплат, отказ от ряда направлений соцподдержки населения, тотальный секвестр бюджета и т.д.), и без того загонят граждан в беспробудную нищету и люмпенизацию. Попытка достать из кармана рядовых украинцев последние крохи может привести к тому, что даже Западная часть Украины выйдет на Майдан, поднимет бунт и потребует проведения очередного государственного переворота и избавления от "агентов Госдепа".
Показательно, что даже в Киеве признают, что объем задолженности за голубое топливо уже к концу текущего года может вырасти до рекордных 5,5-6 млрд. долл. Киев наотрез отказывается платить за российский газ по пересмотренным ценам - Газпром по указке Кремля не только отказался от предоставленной Януковичу в декабре 2013г. скидки в размере 30% (тогда на первый квартал 2014г. цену снизили с 400 до 268,5 долл.), но и в связи с неисполнением пресловутых "харьковских" соглашений поднял цену на газ для Киева на 44% аж до 485 долл. за тыс. кубометров.
Власти Украины категорически отказались платить за российский газ по новой цене – Киев согласен покупать газ по цене в 268 долл. за тыс. кубометров. Однако вся трудность в том, что даже по этой цене газ для Украины становится непозволительной роскошью, за которую ее власти наотрез отказываются платить. Как заявляют в Правительстве Яценюка, Киев в крайнем случае готов согласиться платить за газ не более 400 долл., т.е. вернуться к цене, которая имела место до декабрьских соглашений Путина с Януковичем. Эта цена рассчитывается согласно формуле рыночного ценообразования и включает в себя скидку за базирование Черноморского флота в Крыму. Однако после присоединения Крыма к России в Кремле логично предположили, что им не имеет смысла делать скидку Киеву за 25-летнюю пролонгацию базирования флота в Крыму, так как теперь это территория России.
Весьма предсказуема реакция кабинета министров Яценюка – власти Украины наотрез отказываются не только покупать газ по новой цене, но и признают свою неспособность выплачивать накопленный долг перед Газпромом. И предлагают решение – либо Газпром снижает цены до ранее имевших место 268 долл. и Украина гасит задолженность перед Газпромом за счёт новых кредитов со стороны России, либо Киев обращается в Стокгольмский арбитраж с требованием признать действия Газпрома незаконными.
С формальной точки зрения, Газпром прав – Киев не только не оплатил задолженность за поставленный газ в 2013г. (порядка 1,8 млрд. долл.), но и не оплачивает поставки газа за 2014г. (порядка 480 млн. долл.). Показательно, что за мартовские поставки газа Газпром до сих пор не получил вообще никаких платежей – на Нафтогазе висит чистый долг. Однако в силу искусственно нагнетаемой США и ЕС истерии вокруг ситуации с Крымом, стремления «просвещённого» Запада проучить руководство России и сформировавшегося вокруг РФ образа агрессора велика вероятность того, что решение Стокгольмского арбитража будет предвзятым, политически ангажированным и отнюдь не в пользу России.
Другое дело, что практически наверняка Газпром и политическое руководство России решение Стокгольма особенно сильно интересовать не будет – в условиях развязанной США и ЕС холодной экономической войны (пускай и на уровне лозунгов и адресной заморозки активов приближенных к президенту Путину чиновников и бизнесменов) Кремль может позволить себе закрыть глаза на решения международных судов и относиться к ним снисходительно. Рассматривая их не как предписание к действиям и решение, носящее обязательный характер, а как некую политически ангажированную рекомендацию, которую можно принять во внимание. А можно и не принять. Кроме того, сам Киев в таком случае рискует столкнуться с крайне жёсткой реакцией Москвы – Газпром наотрез откажется идти на встречу украинским властям и Киев будет вынужден покупать газ по самым высоким в Европе ценам.
Власти Украины оказались прижаты к стенке – у них нет ни финансовых, ни политических ресурсов оказать давление на Москву и получить хоть какие-то преференции: экономика в кризисе, реальный сектор в коме, инвестиционная деятельность парализована, валюта вымывается из страны. К слову сказать, на этом фоне Украина все стремительней теряет свою платежеспособность, соскальзывая к краю финансовой пропасти: размер ЗВР страны сжался с 36 до 14 млрд. долл. с 2011 по март 2014г., тогда как размер одного лишь внешнего государственного долга превысил планку в 37 млрд. долл. и продолжает расти. Тогда как совокупные внешние долги всего государства (с учётом компаний и банков) составляют более 133 млрд. долл. - со времен кризиса 2008г. они выросли практически на 70% и продолжают обновлять исторические максимумы, сводя кредитоспособность и платежеспособность Украины практически на нет.
Даже украинские олигархи, обеспечивавшие львиную долю поступлений иностранных инвестиций, не видят будущего у по-гайдаровски разрушительного и упаднического кабинета министров Яценюка, с дрожащими коленками и трясущимися руками судорожно выпрашивающего финансовую помощь у МВФ и стран Запада в обмен на разрушительные реформы и удушающую шоковую терапию. Показательно, что поток иностранных инвестиций из оффшорных юрисдикций обвалился на 40-60% - движение капиталов из Кипра, Джерси, Нидерландов, Британских-Виргинских островов и других налоговых гаваней обвалился до рекордных минимумов. Правящая оффшорная аристократия, профинансировавшая госпереворот и оседлавшая праведный народный протест против произвола "семейных" олигархов Януковича, выводит капиталы из Незалежной.
Весьма показательно, что объем импорта российского газа сократился еще сильнее - Украина не на словах, а на деле всеми силами и весьма последовательно на протяжении последних лет стремится сократить свою углеводородную зависимость от России. По оценкам Нафтогаза, в 2013г. импорт газа из России сократился аж на 16% - до 27 млрд. кубометров голубого топлива. Более того, по итогам первого квартала 2014г. Киев сократил закупки российского газа еще на 13%, одновременно увеличив реверсный импорт российского газа из стран Центральной и Восточной Европы. Прежде всего, из Польши, Венгрии и т.д. В отдельные дни февраля и марта фиксировался спад закупок газа аж в 5-7 и даже 10 раз - до 15-20 млн. кубометров!
Это показательная мера, призванная продемонстрировать намерение Киева дистанцироваться от Москвы и слезть с углеводородной иглы. Сокращение импорта российского газа стало возможным лишь благодаря тому, что Киев начал забор газа из подземных хранилищ. Именно незаконным забор газа в 2006-2010гг. стал причиной газового скандала между Москвой и Киевом. По данным Нафтогаза, объем отбора топлива из ПХГ подскочил с 55-60 млн. кубометров в январе до без малого 100-110 млн. Судя по тому, как развиваются события, можно смело говорить о том, что это только самое начало - в марте и апреле, в разгар геополитического напряжения с Россией по вопросу присоединения Крыма и повышения цен на голубое топливо до без малого 500 долл. за тыс. кубометров реальный забор газа из ПХГ может подскочить до 130-150 млн кубометров. При одновременном снижении официального импорта у Газпрома с 145-160 млн. в среднем в конце 2013г. до 15-20 млн.
В целом же Украина взяла последовательный курс на минимизацию своей зависимости от России - поставки газа из РФ упали практически на треть за период с 2010 по 2013г. И в ближайшие годы эта тенденция лишь продолжить усугубляться. Только в 2012г., еще при Януковиче, закупки газа из России упали на 26,5% до 32,9 млрд. кубометров. Вектор весьма показателен - при поддержке ЕС, реверсных поставках российского же газа из стран Восточной Европы, а также обещаниях США помочь в освоении сланцевых запасов газа и заместить российский газ своим СПГ, Киев все активней двигается в сторону Европы.
Да, Россия по-прежнему остается крупнейшим поставщиком газа в Украину - на нее приходится 27 из 51 млрд кубометров внутреннего потребления. Однако Украина делает все возможное, чтобы ослабить свою углеводородную зависимость от Газпрома. И успехи в данном направлении, безусловно, имеются - в 2013г. Украина нарастила объем внутреннего производства газа без малого на 4% до 21 млн. кубометров. Что эквивалентно практически 40% внутреннего потребления. Судя по всему, Киев продолжит реализацию кура по наращиванию добычи газа – уже три крупнейшие американские нефтегазовые корпорации (Exxon Mobil, Chevron Texaco, Conoco Phillips) были привлечены к разработке сланцевых месторождений ещё во времена Януковича.
В последние месяцы они лишь упрочили свои позиции в регионе. Напомним, что ещё в 2010г. были предоставлены лицензии ExxonMobil и RoyalDutch/Shell на геологоразведку и бурение скважин. А в 2012г. RoyalDutch/Shell l и Chevron победили в конкурсе по разработке Юзовской (Донецкая Область) и Олесской (Львовская область) газовых площадей соответственно. Потенциал добычи на первом участке составляет порядка 8-10 млрд. кубометров газа в год, что эквивалентно не менее 20% потребностей Украины в голубом топливе. На Юзовском месторождении суммарные запасы газа оцениваются властями Украины в 1,8-2 трлн. кубометров. Промышленная добыча на этих участках начнётся 2018-2019гг. В октябре 2012г. RoyalDutch/Shell начала бурение первой поисковой скважины газа уплотнённых песчаников в Харьковской области.
Даже предыдущее Правительство Азарова излучало редкий оптимизм по поводу перспектив добычи сланцевого газа – Николай Азаров предрекал, что за период 2014-2017гг. в геологоразведочные работы газовых месторождений будет вложено не менее 3 млрд. долл., а к 2020-2022гг. Украина сможет выйти на уровень добычи сланцевого газа в 30 млрд. кубометров, что в 1,5 раза превышает суммарный объём добычи газа в настоящий момент.
Однако сланцевая революция на Украине рискует если и не захлебнуться, то столкнуться с колоссальными и даже непреодолимыми трудностями. Во-первых, Украина находится на грани финансовой катастрофы, дефолта и социально-экономического коллапса – денег нет даже на выплату пенсий и зарплат, не говоря уже о разработке сланцевых месторождений.
Во-вторых, в отличие от США, у Украины нет колоссальной свободной, не заселённой населением территории, на которой можно было бы разрабатывать сланцевые месторождения газа – гидроразрыв пластов при горизонтальном бурении сопряжен колоссальными и плохо управляемыми в случае с Украиной рисками для населения и окружающей среды: велика вероятность заражения водных горизонтов токсичными химикатами. Неудивительно, что в целом ряде стран (Франция, Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Чехия, Румыния, Болгария и т.д.) на законодательном уровне введён запрет на гидроразрыв пластов (т.е. фрекинг). Даже в ряде густонаселённых штатов США (Нь.-Йорк, Нью-Джерси и т.д.) конгрессом запрещено применение технологии гидроразрыва пластов в связи с повышенными рисками для населения, экоологии и окружающей среды. Американские корпорации, работающие у себя в стране по внутренним, крайне жёстким регламентам и стандартам в вопросе защиты окружающей среды, практически наверняка не будут соблюдать эти же самые стандарты и требования при работе на Украине, которую они воспринимают второсортной страной третьего мира.
В-третьих, первые реальные поставки сланцевого газа с украинских месторождений ожидаются не раньше 2017-2018г. И даже тогда они смогут покрыть не более 15% внутреннего спроса. А до тех пор необходимо отапливать жилые помещения, поставлять газ коммунальным службам и энергетикам, поставлять его промышленным предприятиям и при этом расплачиваться за него как перед Россией, так и перед странами Запада.
В-четвёртых, даже при цене на газ в 268 долл. (не говоря уже о цене при реверсе газа, которая составляет 400-410 долл.) украинская экономика становится нерентабельной, промышленность оказывается неконкурентоспособной, тарифы на газ и отопление для населения и производителей растут по экспоненте, а у Нафтогаза нет средств для оплаты этих поставок. Это растянутый на несколько лет дефолт.
В-пятых, и это касается поставок сжиженного сланцевого газа из США – первые промышленные поставки газа начнутся не раньше 2016г., когда произойдёт переориентация портовых мощностей с импорта на экспорт СПГ (2 из 14 портовых терминалов), а с верфей в Корее сойдут новые газовозы. И даже в этом случае США первым делом уже пообещали поставки сжиженного газа не в Европу, а в Японию и Китай. Так что до Украины очередь дойдёт ещё весьма нескоро.