Мы останемся в космосе навсегда. День космонавтики Рогозин встречает в Челябинске, мечтая о Луне и Марсе
А эксперты твердят о зачистке оффшорной аристократии и о правительстве без либераловВыходные в стране пройдут под знаком празднования Дня космонавтики. И хоть с 2011 года он официально называется "Международным днем полета человека в космос", для поколений, выросших в СССР под сенью космических успехов, демонстрировавших превосходство над извечными заокеанскими оппонентами, праздник остается старым добрым советским "Днем космонавтики". Уже сегодня вечером вице-премьер, курирующий космическую отрасль, Дмитрий Рогозин прибудет в Челябинск, пострадавший в прошлом году от падения метеорита. Завтра он выступит перед челябинскими студентами и встретится с сотрудниками предприятия ракетно-космической сферы. Между тем, в "Российской газете" вышла его обширная статья о целях российской космонавтики на десятилетия вперед. Эксперты отмечают, что для кардинальных изменений в ракетно-космической отрасли нужны годы и жесткая политическая воля. Подробности – в материале Накануне.RU.
В День космонавтики профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин посетит с официальным визитом столицу Южного Урала. Подробностей этого визита немного. Сам он в Твиттере написал, что проведет совещание с оборонщиками и посетит одно из предприятий ракетно-космической отрасли. Появлялась информация, что утром чиновник пообщается со студентами ЮУрГУ, которым, надо думать, есть о чем поговорить в День космонавтики – аэрокосмический факультет вуза работает с 1950-х годов и подготовил немало выдающихся кадров для космической промышленности. Ожидается, что в "совещании с оборонщиками" примут участие полпред президента в УрФО Игорь Холманских, губернаторы Челябинской и Курганской областей, свердловский премьер и представители ряда предприятий ОПК округа. Предполагается, что будет обсуждаться вопрос корректировки гособоронзаказа, на фоне установки президента на импортозамещение в оборонке. За последние недели ряд мероприятий был посвящен этой теме, а 10 марта с профильными членами правительства и главами крупнейших корпораций Путин провел на эту тему отдельное совещание.
Что касается предприятия ракетно-космической отрасли, то можно предположить, что это будет ГРЦ им. Макеева, разрабатывающий баллистические ракеты для ВМФ России. Помимо 12 апреля, у вице-премьера может быть отдельный повод посетить это предприятие – недавно в СМИ появилась информация о том, что МБР "Лайнер" официально принята на вооружение ВМФ России – разработкой и изготовлением этой новейшей ракеты для подводного флота занимался миасский ракетный центр. При этом, изготовление агрегатов и узлов для космической программы также находится в области разработок этого центра.
Определенный антураж визиту придает и сегодняшняя статья Рогозина в "Российской газете", в которой он описывает основные приоритеты развития космической отрасли на обозримое будущее. В частности, речь идет о том, что нужно более активно использовать ближний космос, в том числе и для получения коммерческой прибыли, но необходимо задумываться и о будущем – об исследовании дальнего космоса. Первым шагом для этого должна стать постоянная база на Луне.
"Ближайшую перспективу полетов на Луну мы видим в создании посещаемой лунной и первой инопланетной лаборатории. Здесь будет размещен инструментарий изучения глубин Вселенной, лаборатория изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита. Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 году, после чего должна развертываться посещаемая лунная база. Срок может показаться далеким, однако здесь мы не преследуем временные рекорды. Постепенно здесь будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Это должно напоминать освоение нового материка. Безусловно, это грандиозная, архисложная, амбициозная задача. Мы понимаем ее сложность, но также понимаем и ее реализуемость", – пишет Дмитрий Рогозин.
Что касается метеоритов и защиты от их неожиданных "атак", то надо ли говорить, что для жителей Челябинска, которые сами испытали одно такое падение, эта тема крайне важна и интересна.
"Ориентироваться на дальний космос надо, поскольку рано или поздно этими проектами все равно надо будет заниматься. Так как это проекты дорогостоящие, нужно начинать работать уже сейчас, чтобы к 2030 году иметь определенный задел, наработки. Иначе ничего и не получится ни через 15 ни через 20 лет. Это обязательно надо развивать", – согласился в беседе с Накануне.RU с такой задачей академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, советник президент РКК "Энергия" Александр Железняков.
Соглашается эксперт и с тезисом о том, что нужно заставить ближний космос приносить дивиденды своим исследователям.
"Я соглашусь, что ближний космос уже достаточно хорошо изучен, уже происходит его освоение, коммерциализация. В России в этом отношении, скажем так, вклад в мировую космонавтику не очень высок – это около 3% мирового космического рынка. Но это значит, что есть необходимость дальнейшего увеличения нашего влияния. Это и спутниковые снимки, мониторинг различных районов земного шара, наблюдения за стихийными бедствиями, навигация – все это может приносить прибыль. В этом мы можем составить достойную конкуренцию, надо этим только заниматься последовательно, систематически и будет тогда эффект", – пояснил Железняков.
Летом прошлого года депутат Госдумы Владимир Гутенев озвучил такие цифры – мировой рынок космических услуг оценивается примерно в $250 млрд, тогда как доля России находится в пределах $10 млрд, что сопоставимо с доходами от экспорта вооружения. Тем не менее, столь мизерная доля, безусловно, обидна для России, которая стояла у истоков освоения околоземного пространства. Многие молодые люди, судя по разнообразным видеоопросам, даже не могут вспомнить дату дня космонавтики или страну, которая первой запустила человека в космос. Но именно эта сверхтехнологичная, прорывная сфера исследований стала подлинным триумфом СССР в противостоянии с США.
В 1957 году русские первыми в мире запустили искусственный спутник Земли, а спустя 3,5 года – Юрий Гагарин облетел планету, став одним из самых известных людей на Земле.
Спустя 10 лет на Луну был отправлен первый в мире планетоход – "Луноход-1", который проработал более 10 месяцев и собрал огромное количество информации о нашем естественном спутнике. СССР первым начал строить орбитальные станции – США сделали такую попытку лишь однажды – с 1970-х годов прерогатива строительства национальных орбитальных станций оставалась у Советского Союза. Последняя построенная в советское время станция "Мир" оставалась на орбите 15 лет, а "Мир-2" стал основой находящейся на орбите сейчас Международной космической станции – МКС. Учитывая колоссальный советский и российский опыт, оставаться в тени на фоне более предприимчивых партнеров для России – не самый удачный вариант.
"С моей точки зрения, наиболее актуальной задачей является создание российской орбитальной станции, для того, чтобы мы могли полностью уйти от кооперации с США в рамках МКС, с другими странами, потому что нам надо развивать свой собственный национальный космический сегмент на околоземной орбите. Возможно, в партнерстве с такими странами, как Бразилия, Иран, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки", – отметил в беседе с Накануне.RU военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Другое принципиально важное направление, по мнению эксперта – работа по созданию полноценной группировки ГЛОНАСС и разведывательных спутников. С этим согласен и Дмитрий Рогозин. На своей страничке в Facebook он написал, что даже только что присоединенный Крымский полуостров не останется в стороне от этого процесса.
"Развитие ГЛОНАСС и его системы дифференциальных коррекций и мониторинга предполагает создание в Крыму до конца текущего года станции сбора измерений", – пишет вице-премьер.
Кстати, центр управления лунной программой СССР находился именно в Крыму – в окрестностях Симферополя, однако сейчас от него остались только развалины.
В то же время, нынешняя ситуация вокруг Крыма должна стимулировать Россию ускорить развитие собственной космической промышленности, ведь даже скоропалительные заявления NASA показали, что любой политический кризис может привести к серьезным последствиям в ракетно-космической отрасли.
"Санкции должны стимулировать развитие отечественной космонавтики, потому что если ориентироваться только на международное участие в ракетно-космических проектах, изоляция может привести к тому, что мы не будем в них участвовать, и сами ничего не будем развивать. В этой ситуации, нужно, конечно, ориентироваться на свои собственные силы, иметь собственные национальные проблемы. Особенно это важно, учитывая, что многие из этих программ прямо связаны с национальной безопасностью", – уверен Железняков.
Однако, по общему мнению экспертов, чудес в этой отрасли ждать не стоит – реформа может занять несколько лет, после которых станет понятно, будут у тех инициатив, которые заявляются сегодня, шансы на воплощение или нет. В то же время, определенные положительные тенденции закладываются уже сейчас. Например, в космическую отрасль, наконец, стала возвращаться молодежь.
"В последние годы приток молодых кадров в ракетно-космическую отрасль усилился, и в вузах создаются кафедры и специальности, ориентированные на дальнейшую работу в ракетно-космической отрасли. На надо понимать, что образование, которое дается студентам в вузах, его недостаточно для того, чтобы говорить о появлении квалифицированной молодой прослойки кадров в отрасли. Они должны проработать определенный срок, набраться опыта, там слишком много специфики. Средний возраст работающих в отрасли чуть-чуть поправился, но это опять же тенденция, и говорить о результатах можно будет только по прошествии определенного времени", – приводит пример Александр Железняков.
А для того, чтобы заставить промышленность "встать на новые рельсы", нужны и более решительные действия, в том числе и серьезная кадровая чистка.
"У нас многие годы был приоритет на то, чтобы сформировать оффшорную аристократию – она и сформировалась, и сегодня это, фактически, "пятая колонна", которая присутствует на всех этажах власти. Это люди, которые не разделяют базовые ценности, которые не приемлют новый курс Путина, потому что Россия перешла "красную черту", которую Запад ей начертил. Серьезные сдвиги должны происходить в социально-экономических приоритетах. Должно быть беспощадное истребление оффшорной аристократии, если люди не хотят свои финансовые авуары возвращать назад. Надо делать зачистку либералов во власти, менять концепцию промышленного развития страны – не в западные активы вкладывать деньги, не в американские облигации казначейские, а строить дороги, развивать промышленность", – подчеркивает Игорь Коротченко.
И примеры того, как "правильное" отношение к промышленной политике дает отдачу в такой насыщенной инновациями сфере, есть.
"Космос должен оставаться одним из приоритетов развития промышленности, но в текущей экономической ситуации я бы не сказал, что это произошло на предмет перераспределения финансовых потоков. Должна меняться промышленная политика государства. Если где происходят изменения, то это в Китае. Там космос прет так, что дух захватывает, это примерно как у нас в 1970-80-е годы, если не активнее. Там государство действительно вкладывается. У нас же, во многом, остается сырьевая экономика, поэтому говорить о прорывах не приходится, хотя подвижки определенные есть", – резюмировал военный эксперт.