Госдума в первом чтении одобрила муниципальную реформу: "Ведь это возрождение райсоветов!"
Как считают эксперты, закон является попыткой поставить заслон "разгулу идеологической борьбы"Депутаты Госдумы рассмотрели во вторник в первом чтении законопроект об изменении принципов организации местного самоуправления в РФ, передает корреспондент Накануне.RU. Речь идет о реформе МСУ, которую уже активно начали обсуждать в регионах, а накануне в непростой обстановке прошли парламентские слушания на эту тему. Жаркими получились и дебаты во время первого чтения. Что интересно, "за" принятие законопроекта "единороссов", кроме самой "ЕР", проголосовали лишь члены фракции ЛДПР. "Эсеры" по традиции узрели в новых изменениях "давление на демократию", а вслед за ними и коммунисты, которые, казалось бы, должны радоваться возврату почти советской системы управления на местах.
"Президент РФ в своем Послании 12 декабря 2013 года назвал важнейшей задачей создание сильной, независимой в финансовой составляющей власти на местах, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой. Одновременно с этим президент призвал нас привести ситуацию в организации местной власти в соответствие со здравым смыслом", - напомнил депутатам Госдумы председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, представляя законопроект.
Он рассказал, что сегодня в организации работы муниципальной власти есть ряд слабых мест — слабое представительство поселений на районном уровне и удаленность местной власти от жителей в крупных городах.
"Когда принимался 131 федеральный закон, в нем была заложена идея "поселение работает с жителями, а районы с поселениями". Некоторые вместо совместной работы начали перетягивать одеяло на себя, начались конфликты. Пришло время поправить ситуацию и вернуться к первоначальной идее", - подчеркнул депутат.
Кидяев рассказал, что законопроектом предлагается единая схема формирования представительных органов районов и представителей поселений. Кроме того, законопроект предлагает разделить функции городских и сельских поселений, уменьшив полномочия сельских поселений и уменьшив нагрузку на них.
!Для справки. Законопроект предлагает распространить двухуровневую модель организации местного самоуправления на крупные городские округа. Для этого будут введены два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район (помимо пяти существующих - городские, сельские поселения, городские округа, муниципальные районы, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения). Представительный орган городского округа с внутригородским делением предлагается формировать из состава представительных органов внутригородских районов. Главу городского округа предлагается выбирать из состава представительного органа. Кроме того, будет назначаться по контракту глава местной администрации, так называемый сити-менеджер.
"Сейчас получается, что один депутат представляет интересы 15-30 тыс. избирателей (это район). Но в районе не один депутат, а полный набор органов на двух уровнях местного самоуправления. В таких городах предлагается возродить районные отделения", - заметил Кидяев.
Вопросов к авторам законопроекта возникло много. Один из них по поводу избрания мэра города.
"В законопроекте вы настаиваете на том, чтобы отменить выборы мэров в больших городах, убрать институт сити-менеджеров. Это не просто вызов демократическому устройству — это похороны демократии и всей выборной системы. Не лучше ли пойти по пути обеспечения органов местного самоуправления хорошими налогами, акцизами, чтобы они действительно управляли своей экономикой, а не тем, чтобы кроить под одну партию систему выборов?" - обратился к Кидяеву депутат-"эсер" Анатолий Грешневиков.
"Выборы мы не отменяем, вместо 30 депутатов будет 150 депутатов", - ответил на это Кидяев, подчеркнув, что следующим этапом будет решение вопросов о полномочиях и финансах органов местного самоуправления.
Говоря об этом, Кидяев отметил, что из 79 столичных городов сейчас в 47 главу избирает представительный орган муниципальных образований из своего состава. Такая система работает во многих городах Европы, а также это самая распространенная норма в США, напомнил он коллегам.
"Кроме того, мы предлагаем законопроект. Если он будет утвержден, то он будет работать в режиме предложения, и власти на местах в областях сами будут уже выбирать, как хотят избираться", - подчеркнул Кидяев.
При этом, депутат отметил, что внутригородские районы не должны быть созданы в каждом городском округе и поселении. Решение о делении города на районы должно приниматься субъектом с учетом его особенностей.
Депутат Ахмат Эркенов из "Единой России", в свою очередь, посетовал, что в сельских поселениях нет квалифицированных кадров. Председатель комитета ответил, что законопроектом предлагается выделить лишь 13 полномочий для внутригородских районных депутатов — это пожарная безопасность, благоустройство, создание условий для связи и т.п. И именно под это будут выделяться деньги.
В свою очередь, коммунист Владимир Федоткин подчеркнул, что прокормить 150 депутатов налогоплательщикам будет тяжело.
"Сегодня 30 депутатов сидят на шее у народа, а будут сидеть 150. Им нужна машина, стол, кабинет и мало ли что еще. Не слишком ли дорого обойдется нашим налогоплательщикам такое вольное трактование местного самоуправления. Почему вы думаете, что нехватка депутатов - главная проблема? Может, лучше поговорить о том, что им денег не хватает?" - спросил Федоткин.
Член комитета по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко ответил, что муниципальные депутаты будут трудиться на общественных началах.
"Количества депутатов бояться не стоит. До РСФСР их было еще больше. Они все будут работать на общественных началах, не будут получать заработную плату. Смысл в том, что они будут выполнять свои обязанности муниципального депутата в нерабочее время. Например, один день в неделю, в субботу, они будут встречаться с избирателями. Но у них будет право вызывать на эту встречу представителя администрации, чтобы спрашивать с него, почему не построено, не починено, не выполнено и т.п.", - подчеркнул член комитета.
Этот ответ коммунистов не устроил, они заявили, что законопроект поддерживать не будут.
"Вроде бы простое дело, ввести еще одну систему организации местного самоуправления, чтобы приблизить власть народа. Но эта схема в условиях Российской Федерации приобретает абсолютную схему. Текст закона не самодостаточен. Он сам по себе работать не будет. Для этого надо внести изменения в бюджетный и налоговый кодексы, а также во многие другие уставы, вплоть до Конституции. Как районы были бедными, так бедными и останутся. Куда важнее убрать должность сити-менеджера и передать ее в руки главы города. Отмена прямых выборов мэров крупных городов делается только для того, чтобы политически контролировать города. Таким образом, если мы отменяем прямые выборы мэров — нет сильных городов и сильных субъектов. В итоге, сити-менеджер становится полным хозяином города. Поэтому КПРФ не может поддержать этот закон", - заявил депутат Валентин Шурчанов.
Депутат Сергей Каргинов от фракции ЛДПР сразу отметил, что закон имеет много недоработок и недочетов, но фракция намерена его поддержать.
"Если мы примем этот закон, то сможем воздействовать на выборы, которые пройдут уже этой осенью, что создаст неудобства. Мы оставляем вариативность выборов мэра. Но в городском округе с внутрирайонным делением этой вариативности не существует. Проблем много, но все они могут быть исправлены во время рассмотрения поправок", - заявил Каргинов.
"25 лет мы говорим, что Россию невозможно удержать без сильной централизованной власти и сильной исполнительной. Нельзя отдавать деньги людям, которых мы не знаем. Человек может быть хорошим врачом, хорошим слесарем, но если он никогда не управлял территорией, то может совершить много ошибок", - добавил депутат.
Он заявил, что удивлен позицией думских коммунистов.
"Фактически возвращается ваша схема — горисполком, облисполком, райисполком. Все возвращается, профессионалы во власть возвращаются, и это надо поддерживать!" - заключил парламентарий.
"Справедливороссы" решили вместе с коммунистами за компанию голосовать против законопроекта.
"Мы будем голосовать против этого законопроекта, потому что мы, в первую очередь, против отмены прямых выборов. А данный законопроект отменяет прямые выборы не только глав исполнительной ветви местного самоуправления на уровне городов и сельских районов, но и выборных депутатов, что вообще не очень хороший признак. Надо больше заботиться о честности и прозрачности выборов, чем об этом", - заявил Михаил Емельянов, выступая от имени фракции.
"Мы считаем, что необходимо активнее развивать органы территориального самоуправления. Может быть, надо передать им полномочия по благоустройству. А так, миллионный город будет разбит на 8 районов — 8 дум, 8 глав, они будут принимать нормативные акты, а значит принципиальные подходы к размещению внешней розничной торговли, благоустройства. Управляемость городами будет ухудшена. Дополнительные звенья будут нарушать принцип единства. Цель принятия законопроекта непонятна. Авторы проводят реформы ради реформ. Считаем и без этого закона можно обойтись", - заключил "эсер".
"Публичное обсуждение и стенание по поводу нарушения демократии - это демагогия, которая прикрывает политическую несостоятельность отдельных наших коллег, которые выступают против законодательной инициативы", - заверил депутатов, выступая от фракции "Единая Россия", член комитета по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко.
"Местное самоуправление как самый близкий к людям институт власти всегда вызывал повышенный интерес и граждан, и руководства страны", - отметил Тимченко. Депутат сообщил, что для подготовки законопроекта была создана рабочая группа, а все поступившие в нее предложения можно разделить на три блока.
"Сегодняшний блок - это вопросы, которые будут регулировать пробелы законодательства об институциональном устройстве местного самоуправления. Мы проанализировали, все ли законодательные нормы сегодня обеспечивают полную реализацию местного самоуправления. К сожалению, нет. Поэтому законодатели сегодня должны дать такую возможность местной власти – осуществлять двухуровневую модель местного самоуправления в рамках всей Российской Федерации", - рассказал Тимченко.
"Это первый, но не единственный блок вопросов, которые необходимо урегулировать в законодательном плане. Следующий шаг позволит определить соответствие тех или иных полномочий, находящихся на различных уровнях власти: полномочий, которые должны будут относиться к органам местного самоуправления, которые затрагивают интересы простых граждан. Оценка этих полномочий проходит не первый день. Но законодательное урегулирование пока эти полномочия не получили. И уже следующий (третий) шаг – оценить, какими финансовыми ресурсами мы сможем осуществлять местное самоуправление в полном объеме. Таким образом, комплексная системная работа в рамках трех блоков позволит дополнить законодательство и сделать местное самоуправление достаточно близким к населению, как об этом говорил президент Российской Федерации", - уверен Тимченко.
Он рассказал, что в рамках закона избрание депутатов первого уровня в этой двухуровневой модели будет происходить напрямую населением. Формирование представительных органов предлагается отнести к компетенции законодательных собраний субъектов России. Предполагается, что городские думы будут формироваться путем делегирования от районных дум. А глава города (глава представительного органа) будет избираться из состава представительного органа. Формирование районных дум обычных муниципальных районов тоже предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района.
Напомним, более 20 регионов уже одобрили концепцию законопроекта, хотя есть и противники – Екатеринбург, Казань, Хабаровск и Татарстан. Что касается уральской столицы, то мэр Ройзман уже не в первый раз выступает против позиции федеральной власти, что уже мало кого удивляет. Вообще реформа местного самоуправления – это одна из немногих тем, на которых так называемая политическая оппозиция может попробовать сыграть и заручиться поддержкой определенного процента избирателей, предупреждают политологи. Так, на этой теме пытается "засветиться" экс-министр финансов Алексей Кудрин со своим Комитетом гражданских инициатив (КГИ), он уже проанонсировал общероссийский гражданский форум "За прямые выборы мэров". Напомним, в понедельник Вячеслав Тимченко, выступая на парламентских слушаниях по реформе МСУ, раскритиковал курс Минфина при Кудрине – именно за ущемление финансовых полномочий мэров. "Он (Кудрин) только забирал у муниципалитетов деньги", – заявил Тимченко.
В свою очередь, член Общественной палаты, политолог Сергей Марков рассказал Накануне.RU, что не сомневается, что законопроект направлен на деполитизацию муниципальных органов власти – люди будут выбирать своих представителей по делам и способностям, а не из-за их отношения к вопросам глобальной политики.
"Эта реформа имеет целью приблизить руководителей к людям и сделать так, чтобы люди сами могли взять ответственность за происходящее в их районах, округах и городах. Одновременно с этим, законопроект предлагает, чтобы на высший уровень влияли депутаты и госвласть, то есть на выборах мэров крупных городов. Это должно привести в перспективе к деполитизации выборов. В этом и есть смысл, чтобы люди выбирали тех, кто будет заниматься проблемами, а не тех, кто занимает такую же политическую позицию и разделяет отношение избирателя по отношению к Таможенному союзу. Это попытка уйти от большой идеологической политики", - рассказал Марков.
"В условиях заметного роста идеалогизированности общей политики, это может благотворно повлиять на муниципалитеты, поскольку на волне оппозиционных настроений, контроль над муниципалитетами могли взять люди исключительно по идеологическим причинам. И если это происходит, то возникает угроза, что на выборах победит человек, который будет использовать город в борьбе против центральной власти", - отметил Марков.
Он подчеркнул, что представителям оппозиции, таким как Ройзман или Кудрин не нравится подобный законопроект, в связи с тем, что они пытаются пробиться к власти в крупных городах по идеологическим причинам.
"Они считают, что оппозиционные настроения особенно развиты в крупных городах, и поэтому они хотят, чтобы у них была возможность победить в крупных городах по идеологическим причинам. Этот законопроект же, в свою очередь, снижает возможность такой победы", - добавил политолог.
Теперь, по его словам, пробиться во власть сможет человек, который проявит себя в глазах жителей более хозяйственным, а не более оппозиционным.
"Таким образом, этот закон является попыткой поставить заслон разгулу идеологической борьбы", - заключил Марков.