Керченский мост и Северный широтный ход - друзья, партнеры или соперники?
В строительстве моста через Керченский пролив будут принимать участие компании братьев Аркадия и Бориса Роттенбергов и Геннадия Тимченко. О том, что консорциум "Мостотреста" и "Моста" заявится на конкурс, объявил гендиректор "Мостотреста" Владимир Власов. Однако, участие бизнесменов может потребоваться не только в освоении государственных денег. По последним оценкам Минэкономразвития, керченский мост вырос в цене до 155 млрд руб., в связи с чем встает вопрос об источниках финансирования – найти такую внушительную сумму внутри госпрограмм будет проблематично. Тимченко считался одним из возможных инвесторов крымской стройки, но деньги совладельца НОВАТЭКа нужны и на Ямале. Северный широтный ход находится в ожидании госфинансирования, но даже при выделении средств из ФНБ, проект будет нуждаться в еще одном ключевом инвесторе. Может ли случиться "столкновение мостов"? Ведь и Крым важен, но и ямальская магистраль имеет значимость для страны, которую в процессе освоения Арктики сложно переоценить.
Изначально строительство моста через Керченский пролив оценивалось в 50 млрд руб. Такую сумму министр транспорта РФ Максим Соколов озвучивал в начале марта, когда мост планировалось сделать автомобильным. Затем проект изменился, и к асфальту добавились рельсы, тогда Минтранс сказал уже о 100 млрд руб.
На днях Минэкономразвития составило свои предложения по развитию Крыма, затраты на полуостров оценены в 2014 – 2017 гг. в 814 млрд руб. Из них 155 млрд руб. – сумма, необходимая на строительство моста, который войдет в федеральную целевую программу по развитию транспортной инфраструктуры, при этом, часть денег будет найдена внутри утвержденных расходов, то есть, их отщипнут от других проектов. В 2014 г. на мост министерство предлагает выделить 1,5 млрд руб.
До появления официальных постановлений о выделении денег и включении перехода в госпрограммы, нельзя с уверенностью предположить, что мост будет профинансирован только государством, считает генеральный директор аналитического логистического агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Младший аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко его поддерживает. Он отмечает, что в Крыму вполне может быть применен сочинский опыт.
"Учитывая то, что проект ожидается реализовать за 3,5 года, то срок сдачи моста может быть в конце 2017 г. В зависимости от объема финансирования, я считаю, что такой срок реализации данного проекта является вполне реалистичным. Впрочем, на этот период времени, исходя из государственной программы "развития транспортной системы", на развитие транспортного сообщения России из федерального бюджета будет выделено 3 трлн руб. Строительство моста через Керченский пролив оценено Минэкономразвития в 155 млрд руб. Это составляет 5,1% от общего объема, необходимого для исполнения программы финансирования.
Впрочем, расходы были запланированы заранее и не подразумевали строительство моста через Керченский пролив. В результате, учитывая то, что темпы роста экономики России замедляются, я ожидаю, что к реализации данного проекта правительство может подключить частных инвесторов, как это было сделано в Сочи. Также есть вероятность, что стоимость строительства будет значительно снижена, в случае, если с подрядчиком будет заключаться договор на длительный срок, включающий в себя обслуживание, ремонт и капитальный ремонт. Но для сравнения, стоит отметить, что финансирование строительства моста на остров Русский происходило полностью за счет федерального бюджета. Альтернативой такого варианта может быть сокращение расходов на другие проекты, в результате чего могут увеличиться сроки реализации строительства или ремонта, запланированного ранее", - рассказал Накануне.RU аналитик.
Тимченко и братья Роттенберги не единственные, кто может заявить о желании заняться строительством моста. "Везде, где есть инфраструктурное строительство, у Тимченко может появиться интерес, так же, как и у всех остальных инфраструктурных строителей России, к этому объекту ", - рассказал Накануне.RU Алексей Безбородов.
Именно наличие нескольких игроков, уже оправдавших негласное звание инфраструктурных строителей страны, обсуловило тот факт, считает аналитик, что подавать одиночную заявку Тимченко не стал и вошел в консорциум с "Мостотресом", - одним из крупнейших инфраструктурных строителей России. По некоторой информации, Геннадий Тимченко рассматривает возможность инвестирования в крымский мост. Бизнесмену такое вложение выгодно, говорят аналитики.
"Здесь нужно смотреть на Тимченко, не как на владельца НОВАТЭКа или представителя нефтегазовой отрасли. Здесь Тимченко – лоббист и бизнесмен. Если его "Мост" подаст заявку вместе с компанией Роттенбергов, есть большая вероятность, вместе аукцион они выигрывают, но шансы получить заказ становятся стопроцентными, если предприниматели инвестируют в строительство объекта. Не напрямую. Деньги могут поступить через другие их активы, чтобы не было претензий ФАС. Эти вложения вернутся не сразу, мост, как любой инфраструктурный проект, будет окупаться долго, порядка 15 лет. Но сам факт участия бизнесменов в стратегической для сегодняшнего российского правительства стройке добавит им аппаратного влияния", - рассказал Накануне.RU аналитик нефтегазового сектора Виктор Стреков.
Тимченко, кстати, вполне может стать одним из инвесторов другого проекта, который реализуется в непосредственной близости от главных активов НОВАТЭКа – на Ямале. Северный широтный ход (его пытается проложить "Корпорация развития") ожидает резолюции Минэкономразвития, куда была направлена заявка на получение финансирования из Фонда национального благосостояния. Общая стоимость проекта СШХ -189 млрд руб., лимит выделения денег из ФНБ – 40% от стоимости проекта. Порядка 74 млрд руб. будет привлечено у РЖД и "Газпрома" и "Корпорации развития", но проект нуждается в новых инвесторах. Геннадий Тимченко изначально рассматривался экспертами, как возможный участник финансирования СШХ. НОВАТЭК является основным грузоотправителем железной дороги (согласно отчету "КР" на его долю приходится 43% грузов), кроме того, генерального директора структуры Сергея Маслова считают креатурой Тимченко.
"Широтный ход укорачивает перевозки грузов по Свердловской и Северной железными дорогам на 700 км, - это основная "фишка" проекта. Но никто до сих пор не озвучил цену вопроса для грузоотправителей. Неясно, в чьей собственности будет дорога – если ее сделают частной, то тарифы будут еще выше – инвесторы захотят вернуть вложения. Заключенные с нефтяниками договоры об обеспечении грузов, скорее всего, не предполагают санкций за меньший объем поставок и могут быть прекращены в случае высоких тарифов или, к примеру, отложения сроков ввода дороги ", - считает Стреков.
Заявленный срок окупаемости Северного широтного хода - до 17 лет, что является средним показателем для транспортных инфраструктурных проектов. По керченскому мосту гарантией своевременного завершения строительства являются государственные вложения и слово президента (на недавней прямой линии Владимир Путин пообещал построить мост в кратчайшие сроки). Правда, президент оговорился, что пока окончательного решения по проекту нет. По-прежнему рассматривают специалисты и мост, и туннель.
На Ямале проект находится в руках коммерческой структуры, которую контролирует уральский полпред президента и главы "тюменской матрешки".
Накануне губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин рассказал депутатам, что никаких решений по отложению сроков реализации проекта нет. Для Ямала эта стройка является действительно стратегической (регион вкладывает в нее десятки миллиардов рублей), а, учитывая планы страны по освоению Арктики, в будущем важность магистрали только возрастет.
"Необходимо признать, что существующая сеть железных дорог неспособна обеспечить даже ближайшие перспективы развития округа. Для развития железнодорожной инфраструктуры разработан проект "Северный широтный ход". 700 километров железнодорожного полотна свяжут Ямал с широкой сетью российских железных дорог", - сказал Дмитрий Кобылкин на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта России.
Перспектива Северного широтного хода - это выход единой транспортной системы России на Северный морской путь и далее в Мировой океан через порт Сабетта, а цепной реакцией на развитие Северного широтного хода станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России. По магистрали российские товары "доедут" через Сабетту на рынки Азии.
"Судить о том, какие именно проекты могут быть отложены, а какие пойдут вперед, пока преждевременно, так как еще нет проекта планируемого моста и неизвестны ни точные затраты, ни какая будет использоваться схема финансирования. В связи с этим, точно сказать, может ли быть отложено финансирование именно моста через Обь, затруднительно. Я думаю, что пострадают крупные инфраструктурные проекты с госфинансированием, которые, как правило, имеют относительно низкий мультипликативный эффект на ВВП. Их проектирование и строительство занимает много времени. Поэтому выглядит логичным перенос этих неэффективных с точки зрения стимулирования экономического роста проектов на будущие периоды", - считает Роман Гринченко.
Развитие Крыма архиважно для России сегодня. Но, если попробовать посмотреть под углом зрения - какой именно эффект принесет тот или иной инфраструктурный проект для увеличения доли присутствия на мировых рынках, то СШХ как раз выигрывает перед многими другими. Как верно заметил аналитик, это путь российским товарипроизводителям в Азию и не только. Кроме того, само развитие Арктики неоднократно было акцентировано как приоритет государственный.