Опасность не с Запада: замораживание экономических отношений идет с коллегами по Таможенному союзу
Владислав Жуковский: Чиновники правительства не справляются ни с задачами экономического роста, ни постсоветской интеграцииСША и ЕС ввели новые санкции по отношению к России, расширив список приближенных к первому лицу бизнесменов, олигархов, чиновников и компаний, чьи активы и счета подлежат заморозке и даже аресту в "демократических" странах Запада. Однако нужно сказать, что и без всяких санкций со стороны США и ЕС, которые во многом носят бутафорский и пропагандистский характер (направлены запугать правящую оффшорную аристократию и первых лиц России), отечественная экономика погружается в глубокую кому, а процессы деградации и примитивизации производства лишь обостряются. С этой точки зрения уместно отметить крайне негативные тенденции в географической структуре внешней торговли. Возникает устойчивое ощущение, что санкции против России ввели или обещают ввести не горячие головы в США и ЕС, погрязшие в фобиях и отживших предрассудках Холодной войны, а коллеги России по проекту реинтеграции на постсоветском пространстве. По крайней мере, именно такие мысли возникают при анализе географической динамики внешней торговли России.
Так при общем сокращении товарооборота России на 8,3% в январе-феврале 2014г. товарооборот со странами дальнего зарубежья упал на 6,4% (до 101,7 млрд долларов), а со странами ближнего зарубежья без малого на 18,8% (до 14,5 млрд)! Удельный вес стран СНГ во внешней торговле России сжался с и без того крайне незначительных 14,1% до 12,5%. Хуже того, во внешней торговле в рамках стран ЕврАзЭс и вовсе фиксируется беспрецедентный обвал оборота на 27,8% (до 7,5 млрд). В том числе со странами Таможенного союза спад превысил 28,1% (до 7,1 млрд)!
Притом что годом ранее фиксировался рост на 8,3% с ЕврАзЭс и на 6,4% со странами-членами Таможенного союза. Общее охлаждение экономической активности, разрастание кризисных тенденций в низкопередельной экономике России, завершение глобального супербычьего тренда на мировых товарно-сырьевых биржах, коррекция цен на сырьевые товары (кроме нефти) и сохраняющаяся крайне высокая зависимость от экспорта сырья крупнейших экономик региона (за исключением Белоруссии) привели к спаду во взаимной торговле участников Таможенного союза.
С той же самой Беларусью объём внешней торговли упал на 23,2% (до 7,1 млрд) после спада на 7,5% годом ранее. С Казахстаном спад составил 34,6% после роста на 33,2% годом ранее. С Киргизией спад на 28,5% после роста на 97,5% в январе-феврале 2013г. С Украиной внешнеторговый оборот упал на 11,3% после обвала на 20,9% годом ранее.
Не в пример лучше складывается ситуация во внешней торговле со странами "демократичного" Запада и Азиатским регионом. Так внешнеторговый оборот России со странами Европейского союза сжался на весьма скромные (по меркам обвала внешней торговли со странами СНГ и Таможенного союза) 7,1% после роста на 1,2% годом ранее. Оборот составил 58,2 млрд долларов, а удельный вес ЕС (и это на фоне постоянных заявлений о санкциях) во внешней торговле России не только не сжался, но даже вырос с 49,5 до 50,1%. С той же самой Бельгией фиксируется рост торговли на 5,3%, с Германией – на 2,4%, с крайне русофобски настроенной Латвией – на 12,7%, а с Чехией – на 8,8%. Да, фиксируется спад оборота с Францией (на 15,4%), Финляндией (на 9%), Польшей (на 4%), Нидерландами (на 13,6%), Италией (на 10,7%), Испанией (на 9,1%). Однако либо имеет место статистический эффект высокой базы, либо спад начался ещё в 2013г. и не имеет никакого отношения к обострению геополитической обстановки в связи с присоединением Крыма к территории РФ.
Заметно лучше обстоят дела в регионе АТЭС – спад внешнеторгового оборота со странами этого региона составил едва заметные 1,3%, что компенсируется ростом на 2% в начале 2013г. Показательно, что удельный вес стран АТЭС в весьма примитивных и сырьевых по своей сути внешнеторговых связях России вырос с 23,7 до 25,6%. Для сравнения, объём торговли с Китаем увеличился на 4,1% (до 13,9 млрд долларов) после роста на 1,1% годом ранее. А доля КНР во внешнеторговом балансе России подросла с 10,5 до 12%. С Южной Кореей товарооборот вырос аж на 17,1% после роста на 4,5% в начале 2013г., в результате чего её вес в торговле с Россией увеличился с 2,7 до 3,5%. Спад во внешней торговле фиксируется также с США (на 4%), Японией (на 21,2%).
Складывается парадоксальная и притом весьма неприятная ситуация - при всей правильности, важности и значимости рассуждения чиновников о необходимости реинтеграции на постсоветском пространстве, наращивании производственно-технологической кооперации, дальше слов дело пока так и не заходит. Именно со странами СНГ и, прежде всего, Таможенного союза наблюдается наиболее глубокий обвал внешней торговли. Возникает ощущение, что режим санкций и замораживание экономических отношений происходит именно с коллегами по ТС и ЕврАзЭС.
В то время как без скорейшего возрождения единых производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости на постсоветском пространстве, форсированного налаживания кооперационных связей и межотраслевых взаимодействий, а также форсированного развития научно-технического и производственного потенциала всех стран СНГ с опорой на развитие и насыщение внутреннего платёжеспособного спроса ни о каком преодолении деиндустриализации, долларизации не может быть и речи.
Весьма показателен крайне незначительный и притом уменьшающийся удельный вес стран постсоветского пространства во внешней торговле России. Так, доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России упала до 12,5%, тогда как на один лишь Китай приходится свыше 12% суммарного товарооборота! Притом что еще в прошлом году Поднебесная обеспечивала "лишь" 10,5% внешней торговли России – влияние азиатского соседа стремительно растёт и, судя по всему, продолжит увеличиваться: санкции ЕС и США толкают Россию в удушающие объятия КНР, который, как и его западные конкуренты, вполне резонно рассматривает Россию как трофейное пространство.
Все страны СНГ, которые, по логике вещей и в силу здравого смысла, должны были бы стать плацдармом и площадкой для многократно обещанных властями модернизации, инноваций, новой индустриализации и тем более импортозамещения, играют меньшую роль во внешней торговле с Россией, чем один Китай! С которым Россия реализует архаично-средневековую и колониальную по сути модель "нефть в обмен на продовольствие", где наряду с продуктами питания Россия в обмен на невосполнимое минеральное сырье получает носки, трусы, майки, кроссовки, ширпотреб, бытовую технику, электронику и прочие товары, большую часть которых при разумной макроэкономической и промышленной политике РФ могла бы вполне производить самостоятельно.
Как уже отмечалось ранее, еще скромнее результаты у стран Таможенного союза - менее 6,1%. Это в два раза меньше, чем доля все того же Китая и практически в 1,5 раза меньше такой промышленной и торговой "державы", как Нидерланды (8,8%), которая в силу льготного налогообложения и крайне привлекательного законодательства превратилась в страну-прокладку, через которую осуществляются внешнеторговые операции российских резидентов. Более того, даже такая страна как Италия, которая находится в состоянии многолетней рецессии, ставит рекорды по уровню безработицы и до сих пор балансирует на грани дефолта, играет более значимую роль, чем все участники Таможенного союза вместе взятые.
К огромному сожалению, даже США, Южная Корея и Япония с долей в 2,9%, 3,5% и 3% играют вполне сопоставимую с Белоруссией и Казахстаном роль во внешней торговле России. А ведь именно на рынки стран СНГ и, прежде всего, ТС Россия способна поставлять продукцию едва сводящей концы с концами несырьевой наукоёмкой промышленности и высокотехнологичных производств высоких переделов – машины, станки, оборудование, транспортные средства, электронное и электрооборудование, комбайны, тракторы, аграрную технику, продукцию ракетно-космической и авиационной промышленности и т.д.
И именно этот крайне перспективный и жизненно необходимый рынок сбыта на постсоветском пространстве сегодня закрывается для России в силу обостряющегося социально-экономического кризиса в РФ и бедственного состояния остатков российской обрабатывающей промышленности, который стал закономерным результатом проводимого Минфином, ЦБ РФ и Минэкономики России курса на подавление точек роста, изъятие денег из экономики, тотальный секвестр бюджетных расходов, урезание расходов на поддержку экономики и инфраструктуры, поддержание искусственно завышенного курса рубля и процентных ставок (в интересах финансовых спекулянтов, импортёров и самих себя, привыкших к потреблению импортных товаров класса люкс), накопление грабовой заначки в Резервном фонде и ФНБ ценой утилизации социальной сферы и промышленности, отказа от борьбы с коррупцией и безудержного роста тарифов естественных монополий.
По-прежнему сегодня Россия несёт ежегодные чистые убытки в размере 200-230 млрд долларов от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии и финансового резервуара, оплачивая законное и незаконное бегство капитала; фиктивный импорт товаров и услуг; закупку продукции, которую некогда производили самостоятельно; платежи по процентам и дивидендам иностранным кредиторам и оффшорным акционерам; денежные переводы мигрантов и т.д. Этот канал обескровливания российской экономики продолжает работать на полную мощность, несмотря на призывы властей к самим себе и представителям олигархического капитала заняться возрождением отечественной промышленности и бороться с оффшоризацией. Вполне ожидаемо, что пространные рассуждения Правительства об инновациях и модернизациях нисколько не помогают преодолеть эту неоколониальную зависимость от системы нефтедоллара. Как мы видим, чиновники Правительства не справляются ни с задачами экономического роста, ни постсоветской интеграции.